News

Дополнения к Закону «О государственной тайне»

Опубликовано: 11/10/1997

Автор: Томас Нилсен

Президент России Борис Ельцин недавно подписал Указ "О внесении дополнений и изменений в Закон о государственной тайне". В результате внесенных поправок вся информация о военных базах, судоремонтных заводах, социальных условиях и радиоактивных отходах является секретной. Принятие закона в его настоящем виде может иметь негативные последствия для попыток международного сообщества привести в порядок радиоактивный хаос на севере России.

Дополнения и изменения к Закону "О государственной тайне" были одобрены Госдумой 19 сентября и подписаны президентом Ельциным 6 октября. Закон в своем новом виде вступил в силу после опубликования, т.е. 9 октября. В Законе перечисляется информация, которая теперь относится к государственной тайне. Расследование дел, связанных с нарушением этого Закона поручается ФСБ.

— У меня создается впечатление, что новый Закон был в основном написан под меня, — заявил сотрудник объединения Bellona Александр Никитин. По словам Никитина, вся информация, относящаяся к деятельности атомных подводных лодок и радиоактивных отходов военного происхождения, отнесена к государственной тайне.

В ст.5 нового Закона говорится, что вся информация о дислокации, назначении, степени готовности и защищенности режимных объектов относится к государственной тайне. Особо подчеркивается, что к гостайне относится информация по ядерным энергетическим установкам военного значения.

Принятие нового Закона может иметь суровые последствия для международного сотрудничества, направленного на решение проблем радиационной безопасности военных объектов. В частности, Норвегия и США работали над рядом проектов, направленных на оздоровление ситуации на Кольском полуострове. Если следовать требованиям нового Закона, международные участники проектов не смогут получить какую-либо информацию, касающуюся проблем радиационной безопасности и утилизации АПЛ Северного флота.

Новая редакция Закона напрямую относит всю информацию, касающуюся военных ядерных установок, к государственным тайнам. Этот пункт отсутствовал в предыдущей редакции.

В ст.26 закона говорится, что данные, опубликованные в открытой печати, могут быть оценены экспертной комиссии на предмет разглашения там государственной тайны. Подобная комиссия, состоящая из офицеров Генерального штаба, собиралась несколько раз для оценки доклада объединения Bellona, и каждый раз назодила там гостайны. Обвинение, выдвинутое против Никитина, полностью основано на заключении этих экспертиз. Заключения экспертов основаны на секретных приказах министра обороны. Если новый Закон "О государственной тайне" хотя бы косвенно подтверждает правомерность использования этих приказов, это будет являться нарушением Конституции РФ и международно-признанных принципов права.