News

Коммунистическое большинство в российской Госдуме: Необоснованное затягивание ратификации СНВ-2

Опубликовано: 25/06/1997

Автор: Игорь Кудрик

Ратификация договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) стопорится коммунистическим большинством Госдумы РФ. В то время как коммунисты пытаются сохранить огромный ядерный потенциал России, объединение Bellona, в результате проведения простого анализа, приходит к выводу, что на носителях атомного оружия ВМФ нет места даже для сокращенного количества ракет с ядерными боеголовками.

16 июня из Бостона в Москву вернулась делегация ведущих российских экспертов в области ядерного оружия. Она вела неофициальные переговоры с американскими специалистами о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений — договоре СНВ-3. Тем временем, коммунистическое большинство Госдумы РФ до сих пор стопорит ратификацию договора СНВ-2.

Договор СНВ-2 был подписан между США и Россией в августе 1991 года. В 1996 году договор был ратифицирован США.

Главный аргумент противников СНВ-2 заключается в том, что договор уничтожает тяжелые стратегические ракеты РС-20 ("Сатана"). Разработанные в начале 70-х, эти ракеты до сих пор рассматриваются российскими военными как наиболее эффективные. Но из 308 ракет этого типа сегодня в строю только 180, да и те исчерпали свои гарантийные сроки.

—Договор СНВ-2 или нет, к 2007 году таких ракет у России больше не будет. Она вынуждена снять их с боевого дежурства и отправить на слом, — пишет газета "Известия".

Согласно условиям договора СНВ-2, российские стратегические силы к 2003 году будут обладать 3250 ядерными боеголовками. По оценке военных экспертов, Россия, при самом благоприятном экономическом развитии страны, к 2007 году сможет обладать 3000-3300 ядерными боеголовками. Из них 800-900 единиц будет передано Ракетным войскам стратегического назначения, 700-720 единиц будет размещено на стратегических бомбардировщиках и 1700-1750 — на атомных ракетных подводных крейсерах.

На ВМФ нет носителей для ракет с ядерными боеголовками

Оценивая текущую ситуацию в российском ВМФ, можно утверждать, что флот не располагает достаточным количеством АПЛ для развертывания 1700 ядерных боеголовок. Количество АПЛ постоянно сокращается, в то время как строительство новых подводных крейсеров продвигается крайне медленно из-за отсутствия финансирования.

Тем не менее, предполагается, что 120 ракет типа РСМ-52 (10 боеголовок на каждой ракете; всего — 1200) будут размещены на 6 АПЛ класса "Тайфун". Россия построила 6 атомных подводных лодок этого класса. Из них 2 было выведено из боевого состава в 1996 году. Оставшиеся 4 планируется вывести из эксплуатации к началу следующего века, хотя называются и более ранние сроки.

112 ракет типа РСМ-54 (4 боеголовки на каждой ракете; всего: 448) будут размещены на 7 АПЛ класса "Дельта-IV". Хотя все АПЛ этого класса находятся в боевом составе Северного флота, их дальнейшая эксплуатация находится под вопросом из-за отсутствия средств на техническое обслуживание и ремонт.

48 ракет типа РСМ-50 (3 ядерные боеголовки на каждой ракете; всего: 114) предполагается разместить на трех АПЛ класса "Дельта-III". В настоящее время официально в боевом составе ВМФ находятся 14 АПЛ этого класса: 5 АПЛ на Северном флоте и 9 на Тихоокеанском. Последняя АПЛ этого класса была принята в эксплуатацию в 1981 году. Принимая во внимание сравнительно короткий срок службы российских АПЛ, в основном из-за отсутствия надлежащего технического обслуживания и ремонта, можно предположить, что эти подводные лодки будут выведены из эксплуатации сразу после 2000 года.

Наконец, 96-128 ядерных боеголовок предполагается разместить на двух новых подводных ракетоносцах стратегического назначения, если их построят. Строительство первой стратегической АПЛ четвертого поколения класса "Борей" было начато в Северодвинске в конце прошлого года. На сегодня, строительство АПЛ не финансируется в полном объеме.

Проигрышная позиция

В случае, если Россия не ратифицирует договор СНВ-2, США получат возможность увеличить в течение нескольких лет ядерный потенциал своих стратегических сил с 3454-3484 единиц (определенных СНВ-2) до 4500-4600 единиц (разрешенных СНВ-1). Подобное развитие событий будет не в пользу России, поскольку экономический спад в стране не позволит дальнейшее наращивание ядерного оружия.

Принимая во внимание вышесказанное, можно предположить, что наиболее выгодным для России шагом будет подписание договора СНВ-3, предусматривающего сокращения ядерного потенциала с 3000-3500 боеголовок до 600-700. Но национал-патриотическое большинство Госдумы не желает прислушиваться к очевидному, отвергая тем самым еще один плюс договора СНВ- 2: финансовую поддержку, которая выделяется США на демонтаж ядерных боеголовок в России.

12 июня этого года, министры обороны стран-участниц НАТО, которые собрались на очередном заседании в Брюсселе, выразили свою надежду на то, что российское правительство понимает важность ратификации договора СНВ-2 для обеспечения ядерной безопасности и что Президент РФ окажет соответствующее давление на Государственную Думу.

Реакция с российской стороны прозвучала 22 июня, когда, находясь в Денвере, министр иностранных дел РФ Евгений Примаков заверил собравшихся в том, что российское правительство предпринимает необходимые усилия для ускорения ратификации СНВ-2 Госдумой.

Последуют ли депутаты Государственной Думы рекомендациям правительства, покажет будущее.