News

Атомное судостроение в России

Опубликовано: 19/03/1997

Автор: Игорь Кудрик

Некогда грозный и могучий атомный подводный флот России переживает тяжелые времена. АПЛ досрочно выводятся из боевого состава из-за отсутствия финансирования их технического обслуживания и ремонта, новые атомные субмарины строятся крайне медленно, превращаясь, в конечном итоге, в дорогостоящие и опасные игрушки. Бюджетные средства, выделяемые правительством, так и остаются на бумаге. Инфраструктура, созданная для обращения с отработанным ядерным топливом и радиоактивными отходами, в большинстве случаев, не функционирует. Эта статья ежемесячного раздела "Статус" посвящена сложившейся ситуации в сфере военного атомного судостроения России.

Из-за недофинансирования наращивание технической готовности строящихся кораблей составляет сейчас 0,5-0,1% в год, говорится в ежемесячном журнале ВМФ "Морской Сборник". Подобная ситуация фактически ведет к удвоению стоимости постройки кораблей, сами же корабли к моменту сдачи будут требовать ремонта.

В бывшем СССР отрасль военного атомного судостроения объединяла до 1200 предприятий и научных организаций. Вплоть до 1992 года флот ежегодно получал от пяти до десяти атомных подводных лодок. Сегодня количество принимаемых в боевой состав военных кораблей сократилось на 80-90%. В 1996 году ВМФ принял в эксплуатацию только одну стратегическую АПЛ класса "Оскар-II", "Тамбов". Государство до сих пор не выплатило долги предприятию Центра атомного судостроения в г.Северодвинске ПО "Севмаш" за сданный "Тамбов".

С 1990 года не начато строительство ни одного нового атомного корабля стратегического назначения. В декабре 1993 года на ПО "Севмаш" в городе Северодвинске была заложена головная многоцелевая атомная ПЛ нового класса "Северодвинск". И хотя строительство нового корабля растягивается обычно на четыре года, на данный момент на АПЛ "Северодвинск" сформирован лишь прочный корпус кормового блока. Причины — отсутствие финансирования.

На сегодня выделяемые ассигнования составляют не более 20% от необходимого для выполнения указов Президента РФ и постановлений правительства по строительству, ремонту и утилизации кораблей. В результате, не финансируется строительство атомных ПЛ новых проектов, практически остановлено строительство АПЛ проектов 949А (класса "Оскар-II") и 971 (класса "Акула"). Средства на модернизацию АПЛ проекта 941 (класса "Тайфун") так и не были выделены. Две АПЛ этого класса были в прошлом году выведены из эксплуатации досрочно из-за отсутствия средств на проведение ремонта и модернизации. Выделение финансирования на ремонт АПЛ проекта 667 БДРМ (класса "Дельта-IV"), которая прибыла в Северодвинск на ПО "Севмаш" в первой половине ноября 1996 года, в 1997 году не предвидится.

—Принимая во внимание сегодняшнее положение с финансированием кораблестроения и ремонта, к 2003 году в боевом составе ВМФ России отстанется 5-7 атомных ракетоносцев, в основном устаревших типов, с количеством ядерных боеголовок в пределах 450-470 единиц, -предупреждает "Морской сборник".

Согласно договору СНВ-2, Россия должна обладать 3500 ядерными боеголовками, половину из которых разрешено разместить на атомных подводных лодках.

АПЛ проекта 949А (класса "Оскар-II") "Томск", которую ПО "Севмаш" планировало сдать ВМФ в конце 1996 года, так и не прошла всех необходимых испытаний. Вполне возможно АПЛ войдет в боевой состав флота в течение 1997 года. Испытания ядерной установки и ракетного комплекса этого корабля прошли в октябре 1996 года. В конце октября "Севмаш" начал монтаж системы безопасности плавания. В конце ноября "Томск" ушел на ходовые заводские испытания.

Помимо сдачи флоту АПЛ класса "Оскар-II", "Тамбов", в 1996 году ВМФ принял в эксплуатацию атомный надводный крейсер "Петр Великий", а на ПО "Севмаш" была заложена стратегическая АПЛ нового поколения класса "Борей" — "Юрий Долгорукий". Согласно последним сообщениям, "Петр Великий" покоится в акватории главной базы Северного флота г.Североморске. Церемония закладки "Юрия Долгорукого" на стапеле носила формальный характер, поскольку этот этап, как правило, связывается со сваркой монтажного стыка двух секций прочного корпуса корабля, что соответствует технической готовности не менее чем 6-9%, в то время как техническая готовность этого корабля не превышает 0,2%. Средства на строительство АПЛ класса "Борей" в 1997 году пока что не поступили. Общая стоимость АПЛ нового поколения оценивается в 2 миллиарда долларов США.

Бюджетных денег, выделенных на военное судостроение в 1997 году, хватит только на покрытие долгов прошлого года. По мнению "Морского сборника", это означает фактическое замораживание строительства кораблей в 1997 году. Но, несмотря на то, что военная доктрина страны еще не выработана, специалисты ВМФ России полагают, что флот должен включать: 16 подводных атомных крейсеров стратегического назначения и 50 многоцелевых АПЛ. Для сохранения этого потенциала, включая неатомные корабли, расходы на военное кораблестроение должны увеличится в 8-10 раз на период с 1997 по 2005 г.г., составляя не менее 2 миллиардов долларов США в год.

Тем временем, ведущие российские средства массовой информации высказали свое негативное мнение в отношении амбициозных планов кораблестроения и соответственно требований увеличений расходных статей бюджета на строительство новых кораблей, исходящих от адмиралов российского ВМФ. Продолжающееся строительство дорогостоящих атомных крейсеров, атомных подводных лодок и других военных кораблей, в условиях отсутствия инфраструктуры для их обслуживания и ремонта, делает эти корабли опасными игрушками одноразового использования.

—Эксплуатация кораблей, построенных в сегодняшних условиях отсутствия материальной и технической базы, увеличивает риск возникновения инцидентов и аварий, — комментируют ситуацию независимые военные эксперты.