News

Ссылки: «Лепсе», финансирование проекта

Опубликовано: 24/02/1997

Автор: Игорь Кудрик

-- Сумма средств, необходимых для извлечения поврежденного ядреного топлива из птб. "Лепсе", составляет около 13 миллионов американских долларов, - заявил директор атомного ледокольного флота Вячеслав Рукша.

Плавтехбаза "Лепсе" — судно, построенное 50 лет назад, которое с 1962 по 1981 г.г. использовалось для обеспечения перезарядки реакторов ледоколов. С 1981 года судно находится в отстое с отработавшим ядерным топливом на борту в 2-х км от г.Мурманска у причала РТП "Атомфлот". В хранилищах судна находятся 624 отработанных ядерных сборок, большинство их них в крайне неудовлетворительном состоянии. Часть топлива имеет механические повреждения и не может быть извлечена из хранилищ стандартным способом.

В 1994 году объединение "Беллуна" и Мурманское морское пароходство, в оперативном правлении которого находится птб. "Лепсе", организовали конференцию на борту атомного ледокола "Сибирь". Конференцию посетил комиссар Европейского сообщества по вопросам охраны окружающей среды Иоанис Палеокрассас. Один из основных вопросов, обсуждавшихся на конференции, был проект по приведению птб. "Лепсе" в безопасное состояние. После конференции Мурманск посетила группа экспертов Европейского сообщества, включая представителей Европейского Фонда технического содействия странам СНГ Евросоюза (TACIS) и Главного директората XI (DG XI).

В настоящее время компаниями, выигравшими тендер ЕС (английской AEA Technology и французской SGN), подготовлен пилот-проект по приведению птб. "Лепсе" в безопасное состояние, который подразумевает использование робототехники для извлечения поврежденного ядерного топлива. Ранее существующий проект подразумевал захоронение всего судна в вечной мерзлоте архипелага Новая Земля.

Во время последней встречи в Париже в ноябре 1996 года главным вопросом обсуждения было финансирование практической стадии реализации проекта. На данный момент правительство Франции готово выделить под проект 10 миллионов французских франков, норвежское правительство — 25 миллионов норвежских крон. Европейское сообщество уже выделило под проект один миллион экю. В текущем году ЕС планировало выделить 2 миллиона экю. На последней московской встрече членов международного консультативного комитета по "Лепсе" заместителем министра по атомной энергии Николаем Егоровым было заявлено, что Минатом предусматривает на проект в госбюджете 1997 года 5 миллиардов рублей. Сам Егоров подчеркнул, что проблема "Лепсе" выделена Минатомом в число приоритетных.

Распределение ответственности сторон за выполнение проекта видится следующим. Западные компании берутся разработать технологию и изготовить необходимое оборудование. Проведение самой операции по извлечению топлива будет проведено совместно специалистами Мурманского морского пароходства, представителями AEA Technology и SGN. После выгрузки топливо будет помещено в транспортные контейнера. Ответственность за дальнейшее обращение с топливом возлагается полностью на российскую сторону. В настоящее время вариант отправки топлива на х/к "Маяк" для переработки рассматривается как наиболее приемлемый.

После проведения всех необходимых согласований западные компании в сотрудничестве с Мурманским морским пароходством начнут работу над технической стадией реализации проекта. Согласно представителю французской компании SGN, работы на самом судне начнутся не ранее, чем через три года.