News

Работы на «Курске» завершены

Опубликовано: 08/11/2000

Автор: Сергей Филиппов

Хроника проведения операции по извлечению тел подводников из АПЛ «Курск».

7 ноября были завершены работы по извлечению тел погибших подводников из АПЛ «Курск». Ниже представлена хронология проведения операции.

20.10.00
Норвежское судно "Regalia" подошло к месту гибели АПЛ "Курск". Весь день шли подготовительные работы. При помощи компьютерной системы позиционирования и вспомогательных двигателей экипаж судна выбирал наиболее удобное место для позиции, на которой платформа должна будет стоять на протяжении всей операции.

Был налажен независимый от российской стороны радиационный контроль (для этого на судне "Regalia" существует специальный блок подводной измерительной аппаратуры), также измерили температуру воды, скорость течения рядом с АПЛ "Курск", уровень освещенности и другие параметры.

21.10.00
С 5 утра водолазы-подводники начали резать технологическое окно в легком корпусе лодки над 8-м отсеком. При проникновении в легкий корпус лодки водолазы столкнулись с проблемами при снятии резинового покрытия на корпусе субмарины. Чтобы оторвать 10-ти сантиметровый слой резины, пришлось прибегнуть к помощи крана, находящегося на судне-платформе "Regalia".

Около 11 часов водолазы занялись 9-м отсеком и стали резать окно рядом c комингс — площадкой. К 13.30 водолазы из-за проблем с работой на 9 отсеке вернулись к надрезу 8-го отсека. Прежде, чем закончить работы по вырезке полноценного окна, водолазы вырезали маленькое окошко в 10 см. диаметром, чтобы взять пробы воды и замерить радиационный фон в помещениях, где им предстояло работать.

Способы, которыми водолазы разрезали легкий и прочный корпусы лодки, принципиально различаются. Легкий корпус АПЛ "Курск" (толщиной 4 см) водолазы вскрывали плазменным резаком. Более мощный прочный корпус лодки (30-40 см) резали морской водой. Для этого применялось глубоководное оборудование компании Halliburton, которое режет металл водой, смешанной с алмазным абразивом. Смесь подается в специальный цилиндрический резак мощными насосами под высоким давлением — примерно, 2 тонны на квадратный сантиметр. Работал с таким резаком подводный робот, которого приспособили на корпусе лодки.

В течение всей операции водолазы находятся в т.н. "колоколе", чтобы не проходить каждый день болезненного процесса декомпрессии. (Один баллон гелия, который необходим, чтобы водолазам можно было дышать под водой, стоит 60 долларов. Чтобы наполнить гелио-кислородной смесью один "колокол", в котором находятся водолазы, нужно несколько тысяч таких баллонов.)

22.10.00
22 октября после анализов взятых в 8 отсеке проб стало ясно, что радиационный фон не представляет опасности для водолазов.

22-23.10.00
В ночь с 22 на 23 октября была закончена расчистка метрового пространства между легким и прочным корпусами 8-го отсека, где находились различные трубопроводы, арматура, цистерны воздуха высокого давления.

23.10.00
В течение всего дня водолазы занимались проделыванием полноценного окна (эллипс размерами 150х75 см.) в прочном корпусе лодки над 8-м отсеком. Планировалось на эту работу затратить, примерно, 15-16 часов.

Начался шторм, работы пришлось практически прекратить.

23.10.00
Сила шторма 3-4 балла. К вечеру шторм усилился до 6 баллов, а ветер до 25 метров в секунду. Работа водолазов была приостановлена.

24.10.00
Около 2 часов ночи норвежские водолазы решили попробовать работать при шторме в 6 баллов. Попытка закончилась неудачей — ветер был слишком сильный и "Regalia" стало сносить в сторону.

В 9 часов утра работы возобновились. Водолазы из-за шторма не могли продолжить резку окон, поэтому занялись более простой операцией — выпуском воздуха из системы высокого давления, расположенной в межотсечном пространстве у 7 отсека. Однако полностью освободить систему от воздуха водолазы не смогли, т.к. шторм усилился.

Поздним вечером водолазы расширили отверстие в прочном корпусе в районе 8 отсека. При этом водолазы не смогли уложиться в запланированные сроки — 15-16 часов. Операция заняла больше времени т.к. помешал шпангоут (толстая поперечная металлическая балка, обеспечивающая прочность корпуса лодки).

25.10.00
В 15.01 российский водолаз мичман Сергей Шмыгин первым вошел в 8 отсек АПЛ "Курск", страховал его капитан 2 ранга Андрей Звягинцев. Сергей Шмыгин обследовал 5 метров центрального прохода от кормовой переборки в сторону носа лодки. В районе 21 шпангоута водолаз заметил воздушную подушку. Тела погибших подводников обнаружены не были. Дальнейшее продвижение в сторону 7 отсека для водолаза в снаряжении оказалось невозможным из-за узости прохода. Сергей прошел в корму.

За время нахождения Шмыгина в корпусе лодки удалось достичь люка в нижние помещения 8 отсека. Люк был закрыт и задраен, открыть его не удалось. Тогда Шмыгин отправился к переборочному люку из 8 в 9 отсек. Его удалось отдраить. Однако полностью открыть люк мешала пружинящая помеха, налегающая на люк из кормового отсека. Вода в 9 отсеке оказалась мутной, и видимость там была гораздо хуже, чем в 8 отсеке. В 9 отсек были заведены трубопроводы, которые откачали присутствующие там взвеси. Люк все же удалось открыть со второй попытки. Шмыгин даже вскрыл люк в газо-плотном настиле, заглянув в выгородку, где в случае пожара могли спрятаться подводники. Там никого не было. Потом Шмыгин прошел к так называемому посту №9, где во время аварии по боевому расчету должны были находиться двое моряков. Потом Шмыгин вернулся в 8 отсек, чтобы через один из люков попасть на нижнюю палубу, где находился пост обслуживания турбинной установки. Там он и обнаружил первые три тела погибших. На этом работы были прекращены.

За первую смену водолазами были обнаружены тела трех подводников (они были подняты на поверхность в 19.40), второй смене, работающей ночью, удалось найти тело еще одного подводника. Его доставали почти два часа т.к. тело было завалено ящиками. Тело было поднято , примерно, в 00.30.

Морская вода хорошо сохраняет останки. Проблем с эвакуацией тел с глубины возникнуть у водолазов не может, т.к. тела, пролежавшие в морской воде несколько недель, имеют т.н. "нулевую плавучесть". Они очень легкие, поэтому транспортировать их наверх легко.

Водолазам, которые работают на АПЛ "Курск" внутренней инструкцией не рекомендовано смотреть на лица погибших моряков, чтобы предотвратить психологические срывы. На "Regalia" специально работало 6 психологов.

26.10.00
Погода ухудшилась — ветер в порывах до 23 метров в секунду, волнение моря 5 баллов — пришлось прервать поиск тел.

У одного из поднятых подводников, капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова обнаружена записка с личной и служебной информацией.

Записка написана в период в период между 13 часами 34 минутами и 15 часами 15 минутами 12 августа. Из записки следует, что в 12 часов 58 минут 12 августа большая часть личного состава 6, 7,8 отсеков перешла в отсек-убежище, которым является 9 отсек. Кроме того, в записке сказано, что возможно, 2-3 человека попытаются осуществить попытку выхода из затонувшей лодки через аварийно — спасательный люк 9 отсека.

Вот содержание записки капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова, командира 7-го отсека подводной лодки "Курск", который военные власти предоставили СМИ.

Текст записки виден четко. «13.15. Весь личный состав из 6-го, 7-го, 8-го отсеков перешел в 9-ый. На здесь 23 человека. Мы приняли это решение в результате аварии. Никто из нас не может подняться наверх».

Далее неразборчивым почерком обозначены цифры "13.5…Я пишу на ощупь…"

С записки сделаны две копии — служебную часть откопировали командующему Северным флотом адмиралу Вячеславу Попову, личную часть — Ольге Колесниковой. Оригинал записки передан следователям Главной военной прокуратуры России, которые ведут уголовное дело о гибели АПЛ "Курск". Записка находится под грифом "совершенно секретно".

Кстати, существует версия, которую резко опровергает командование Северного флота. Якобы один из военных судмедэкспертов Северного флота Игорь Грязнов сообщил журналистке московской газеты "Жизнь", что видел текст записки в оригинале, где есть такие слова: "Командир умер…я остался старшим офицером на лодке … Больно…Убили…15 августа". Это, однако, не более, чем версия текста записки, которую из гражданских никто не видел и, видимо, не увидит.

В этот же день в Санкт-Петербурге состоялась пресс-конференция генерального директора-главного конструктора ЦКБ "Рубин" Игоря Спасского. Он заявил, что одна из задач, поставленных перед водолазами — осмотр оборудования спасательного шлюза. Он считает, что необходимо понять, почему моряки не смогли им воспользоваться. Спасский не скрывает, что схема использования спасательного шлюза довольно сложна, и сейчас ЦКБ "Рубин" начал работы по ее упрощению.

30-31.10.00
В ночь с 30 на 31 октября водолазы работали в 8 и 9 отсеках, однако, больше поднять никого не удалось. Всего с лодки пока поднято 12 тел. Большинство из них одеты в т.н. утеплители (поролоновые трико, надеваемые подводниками под спасательные гидрокостюмы).

Выдвижные телескопические камеры обследовали помещение 9 отсека, и был сделан вывод, что завалы не позволят водолазам пройти дальше. Работы в 9 отсеке прекращены.

Первые результаты обследования 9 отсека говорят, что внутри его было очаговое возгорание. Локального пожара не было. Это утверждается, в частности, исходя из того, что один из поднятых подводников не обгорел. В отсеке сорваны со штатных мест ящики ЗИП, некоторые приборы и механизмы. Из-за этого и узости проходов продвижение водолазов в снаряжении по отсеку сильно затруднено. 9 отсек значительно меньше остальных, через него за пределы прочного корпуса выходят линии валов ГЭУ. Также здесь находится резервный электромотор субмарины.

31.10.00
Предприняты попытки вскрыть 3 отсек. По штатному расписанию в 3-м отсеке должны находиться 24 человека. Из него есть вход в прочную шахту радиолокационной системы "Коралл", где можно какое-то время продержаться в случае затопления отсека. Нижний люк всплывающей спасательной камеры (ВСК), куда может поместиться весь экипаж, выходит во 2-й отсек, где находится Центральный пост и все командование корабля (всего в нем 36 человек).

По заявлению командования Северным флотом, в 3-й отсек мог перейти личный состав из 4-го, а возможно, и из 5-го отсеков (в них могли находиться еще 24 человека).

Неофициальные источники говорят о том, что работа в 3 отсеке не обойдется без поиска и извлечения секретов. В этом отсеке (официальное название — отсек выдвижных устройств) вместе с гидроакустиками и механиками должны были находиться связисты со своими секретными кодами связи. А рядом во 2 отсеке располагается главный командный пункт.

Однако работа в отсеках с 2-го по 4-ый сопряжена с большим риском для водолазов, т.к. видеокамеры показали, что данные отсеки загромождены рваным железом. Источник в штабе Северного флота сообщил корреспонденту "Комсомольской правды, что в этом проекте (лодки) конструкторы поставили на 50% менее прочные межотсечные переборки, чем между другими отсеками лодки. Все переборки до 5 отсека (где находится реактор) были в два раза менее прочными, чем на лодках других проектов.

02-03.11.00
Работы продолжаются. Сила ветра 17м/сек, волнение моря 4 балла.
Обследован третий отсек, однако, серьезные разрушения и загромождения сорванной со своих мест аппаратурой не позволили проникнуть внутрь лодки. Информацию о состоянии отсека удалось получить с помощью телекамеры, закрепленной на телескопическом шесте и только после промывки отсека забортной водой. Отчетливо видны следы мощного заброса продуктов взрыва из второго отсека. Главком ВМФ России Куроедов приказал прекратить работы на этом отсеке. Технологическое отверстие заварено стальным листом.

В течение 44 недели водолазам удалось сделать "окно" в легком корпусе над четвертом отсеком. Это один из самых больших отсеков подводной лодки. Здесь расположены каюты, камбуз, амбулатория, спортзал, сауна. По штатному расписанию в нем должны были находиться 12 человек. Водолазы расчищают межкорпусное пространство и к вечеру 3 ноября должны начать работы на прочном корпусе.

Для контроля за радиационной обстановкой к месту проведения операции прибыло российское гидрографическое судно "Горизонт". Оно сменило исследовательское судно "Семен Дежнев". Помогает "Регалии" спасательное судно Северного флота "Алтай".

04.10.00
Официально опознаны трое матросов АПЛ "Курск" — Алексей Коркин (6-й отсек), Роман Мартынов (8-й отсек) и Роман Кубиков (7-й отсек).

Водолазы продолжили расчистку места для подготовки к работам на прочном корпусе 4-го отсека. Главком ВМФ России Куроедов заявил, что после завершения работ в 4-м отсеке АПЛ "Курск" работы продолжатся в 5-м отсеке. Куроедов сообщил, что работы в 3-м отсеке показали, что "там огромные разрушения, и был сильный пожар".

05.10.00
В ночь на 5-е ноября российскому водолазу удалось проникнуть в 4-й отсек АПЛ “Курск” на 1 метр, т.к. видимость внутри отсека даже после промывки взвеси очень ограничена. Характер разрушений в отсеке свидетельствует о том, что выброс продуктов взрыва из 3-го отсека был: разрушены переборки служебных и жилых помещений. Видимых разрушений переборочного люка не наблюдается.

Командование ВМФ России будет отстаивать "не версию, а позицию", которая заключается в том, что причиной гибели "Курска" стало столкновение с иностранной подлодкой, заявил "Интерфаксу" 5 ноября представитель Главштаба флота. По его словам, "любые другие предположения командование ВМФ комментировать не будет".

Ориентировочная стоимость операции по подъему "Курска", намеченной на лето 2001г., составляет $50 млн, сообщил "Интерфаксу" 5 ноября представитель норвежского филиала концерна Hulliburton (США). По его мнению, "эта сумма слишком значительна для России", и для реализации проекта необходимо создание международного консорциума с привлечением зарубежных финансовых средств.

Сослуживцами опознаны два тела моряков с "Курска" — Романа Кубикова и Вячеслава Майнагашева.

06.10.00
Водолазы продолжили работу в 4-м отсеке АПЛ “Курск". За сутки подводники продвинулись на 2 м вглубь отсека. Им мешают разрушения и завалы, которые могут повредить гидрокостюмы. Кроме того, в отсеке ограничена видимость. В 4-м отсеке не нашли ни одного моряка.

07.10.00
В связи с нерезультативностью работ в 4-м отсеке “Курска” на “Регалии” представители ЦКБ “Рубин” и руководства операции по подъему тел погибших моряков обсудили возможность продолжения работ. Представитель пресс-службы Северного Флота сообщил РИА “Новости”, что возможно, работы будут прекращены.

Срок контракта с норвежской фирмой Halliburton, совместно с которой ведутся работы на “Курске”, истекает 10 ноября.

Почему место гибели Курска было предварительно тщательно исследовано российским исследовательским судном "Академик Келдыш"
Он мог искать остатки, который представляют стратегический интерес для России и являются военным секретом. Так, например, Курск был оборудован системой крылатых ракет "Гранит". "Гранит" (SS-N-19 Shipwreck) — сверхзвуковая противокорабельная ракета большой дальности. Она может применяться как с надводных, так и с подводных кораблей. Дальность полета такой ракеты — 700 км, длина корпуса 10 метров, стартовая масса 7 тонн. Главное достоинство ракеты — программа наведения на цель. Российские военные, возможно, опасаются повторения истории 1974 года, когда американцы пытались поднять советскую лодку К-129, затонувшую в Тихом океане с военными секретами на борту.

Кто первым встречает погибших моряков "Курска"
Вся информация о поднимаемых телах погибших моряков является достоянием органов следствия. Первыми, кто встречает тела погибших на "Regalia", является следователь по особо важным делам и судмедэкспрет.

Опознание производится в специальной передвижной криминалистической лаборатории, расположенной на главной базе Северного флота — городе Североморск.

Материал подготовлен на основе публикаций в газетах: “Мурманский Вестник”, “На страже Заполярья”, “Коммерсантъ –Дейли”, “Вечерний Мурманск”, "Полярная правда", “Российская газета”, “Комсомольская правда”, "Сегодня", "Независимая газета", других материалов периодических СМИ России.