
Дайджест новостей о Российской Арктике. Декабрь 2024
Обзор событий, влияющих на окружающую среду в российской Арктике – в первую очередь факторов, вызывающих риски загрязнения и влияющих на процесс изменения климата
News
Publish date: 29/10/2003
Written by: Игорь Кудрик
News
Российский вебсайт KSF.RU — издание, в котором работают журналисты из закрытых военных городов на Кольском полуострове, — предоставили в распоряжение «Беллоны» фотографии атомной подводной лодки (АПЛ) К-159 и ее команды, сделанные за день до того, как лодка затонула. Состояние АПЛ и понтонов, поддерживавших ее на плаву, выглядит, мягко говоря, весьма ненадежно.
К-159 находилась в пути на судоремонтный завод в Полярном (Мурманская область), где должна была быть утилизирована, и затонула спустя день после выхода из Гремихи, ранним утром 30 августа. Большая часть финансирования на утилизацию К-159 — и 15 других нестратегических АПЛ, часть которых была отбуксирована из Гремихи — ожидалась от западных спонсоров.
Главная Военная прокуратура начала расследование трагедии, в которой погибли девять из 10 членов команды К-159, но пока что обвинения предъявила только капитану второго ранга Сергею Жемчужнову, в чьей ответственности находилась операция по буксировке лодки.
Адмирал Геннадий Сучков, командующий Северного флота, был отстранен от должности в сентябре главкомом ВМФ Владимиром Куроедовым, который назвал гибель К-159 чередой «предотвратимых» ошибок.
«Предотвратимые» ошибкиПонтоны, с помощью которых обветшалая подлодка держалась на плаву, были изготовлены еще в 40-х годах, не были абсолютно герметичны, и не были предназначены для операций по буксировке, сказал Жемчужнов «Коммерсанту».
«Я как человек в погонах не имел возможности высказывать свое мнение и обязан был выполнять приказ», — сказал Жемчужнов. — «[…] Хотя если бы нас спросили, мы могли бы рассказать, что опыт буксировки свидетельствует не в пользу этой схемы».
Согласно Жемчужнову, «устройства, с помощью которых понтоны крепились к лодке, были приварены на проржавевший корпус, прочность которого в некоторых местах была сопоставима с прочностью обыкновенной фольги».
Во все четыре понтона периодически приходилось подкачивать воздух, рассказал Жемчужнов газете, а один из них «выглядел настолько хлипким, его требовалось поддувать еще чаще».
«[Понтоны] постоянно травили воздух, и, чтобы поддерживать заданную плавучесть субмарины, экипажу К-159 предлагалось каждые пять часов поддувать понтоны», — сказал Жемчужнов.
Корпус К-159 оторвался от части понтонов якобы посреди жестокого шторма, вскоре подлодка накренилась в сторону кормы и затонула.
По словам Жемчужнова, он предполагал, что операции по буксировке грозит опасность, но был вынужден исполнять то, что приказывало руководство.
Западные деньги на утилизацию ускорили вывод АПЛ из ГремихиСеверный флот, предвкушая скорое получение международного финансирования, принял решение перевести на буксире все 16 находящихся в отстое ржавых АПЛ из почти бездействующей военно-морской базы в Гремихе (также называемой Иоканьга), расположенной на восточном побережье Кольского полуострова, на судоремонтные заводы для утилизации, сказал Жемчужнов.
«План-график на переход отстойных подводных лодок Иоканьгского района базирования на утилизацию был утвержден командующим Северного флота весной 2003 года», — сказал Жемчужнов «Коммерсанту». — «В соответствии с ним, за летнюю навигацию с апреля по октябрь мы должны были перегнать из Островного [поселка на территории Гремихи] 16 атомных субмарин, выведенных из боевого состава флота. К-159 стала тринадцатой лодкой, которую мы переводили из Островного к месту утилизации».
В интервью газете Жемчужнов объяснил, чем были вызваны ускоренные темпы операции по буксировке АПЛ: «Думаю, здесь были замешаны немалые деньги, выделенные на утилизацию».
«Могу предположить, что эти деньги требовалось как можно быстрее освоить, отрапортовав в Москву об очистке баз Северного флота от «ядерного мусора»», — сказал Жемчужнов.
Задуманная командованием флота масштабная операция неожиданно «села на мель». Все 16 нестратегических подводных лодок в Гремихе стояли в базе, ржавея, уже в течение 10-15 лет. Цистерны главного балласта — устройства, регулирующий глубину погружения подводной лодки, — на многих из них были негерметичны.
По словам Жемчужнова, в сентябре 2002 года, когда на судоремонтный завод на Кольском полуострове из Гремихи буксировалась первая подводная лодка, внезапно оторвалась кормовая пара понтонов, хотя «никакого шторма тогда и в помине не было».
«Лодка дошла до пункта назначения, поэтому происшествие не привлекло внимания командования флота», — сказал Жемчужнов в интервью газете «Коммерсант».
ingress_image
К-159, АПЛ первого поколения проекта 627 (типа «Ноябрь»), была обречена, отправившись 29 августа в свое последнее плавание на буксире из полу заброшенной базы в Гремихе.
Credit: KSF.RU/Bellona
«Западные доноры не должны просто так предоставлять России финансовую поддержку, не изучив внимательно каждую стадию процесса, на который они дают России деньги — например, процесса утилизации атомной подводной лодки», — сказал в середине сентября Александр Никитин, подводник, капитан первого ранга, сейчас — председатель Эколого-правозащитного центра «Беллона».
Спонсоры разоружения и нераспространения в России должны настаивать на том, чтобы иметь возможность проанализировать проекты, которые они финансируют в России, с точки зрения потенциальных рисков, которые могут возникнуть в ходе их выполнения. Независимо от того, проистекает ли наблюдаемое сейчас отсутствие должного внимания к деталям осуществления проектов из наивности стран-доноров, или всему причина — нежелание иметь дело с печально известной российской бюрократией, но подобное попустительство может иметь очень неприятные последствия. По словам Никитина, «если иностранные доноры оплачивают какие-то операции, которые ведут к таким результатам [как гибель К-159], то лучше этого совсем не делать».
Норвегия стала первой страной среди международных спонсоров России, предпринявшей усилия по финансированию российских нестратегических АПЛ, и этим летом подписала контракт с российскими судоремонтными заводами на утилизацию двух подводных лодок проекта 671РТ (типа Виктор-II). Обе АПЛ находились в Гремихе и были отбуксированы в пункт утилизации таким же способом, как и К-159.
При этом, Норвегия, в конечном счете, по своей воле оказалась в ловушке, заплатив за утилизацию, — включая и опасные методы буксировки, — спонсируемых ею АПЛ, просто потому, что не изучила должным образом контракт с точки зрения безопасности всех этапов утилизации подводных лодок. Выделенные средства были просто переведены задействованным в процесс утилизации судоремонтным заводам, которые сами, по своему выбору, нанимают подрядчиков для выполнения различных работ по утилизации. Когда «Беллона Веб» попросила прокомментировать такой явный огрех представителей норвежского Министерства иностранных дел, ответом был уклончивый кивок в сторону России: «[Такая практика] — личное дело российской стороны».
Обзор событий, влияющих на окружающую среду в российской Арктике – в первую очередь факторов, вызывающих риски загрязнения и влияющих на процесс изменения климата
Сегодня ночью военный беспилотник врезался в защитную оболочку Нового безопасного конфайнмента (НБК), возведенного в 2016 году над старым саркофагом разрушенного в 1986 году четвертого блока ЧАЭС
Также возникают новые риски в связи с продолжающейся ядерной милитаризацией Арктики
«Даже с учетом глобального изменения климата холод, ветер и темнота останутся неизменными факторами зимы в Арктике», – предупреждает старший советник «Беллоны» Сигурд Энге