Календарь
Весь календарь >>
Youtube
Livejournal
Twitter

4.3 Губа Западная Лица

«Предыдущая Следующая» К оглавлению доклада

Самая большая база подводных лодок Военно-морского флота России - Западная Лица[19] - находится на западном побережье Кольского полуострова, в 45 км от границы с Норвегией. Губа Западная Лица выходит в Мотовский залив, расположенный между полуостровом Рыбачьим и побережьем Кольского полуострова.

Единственным гарнизонным городом в Западной Лице является Заозерск (Мурманск-150, до начала 80-х годов - Североморск-7) с населением около 30 тысяч человек. Строительство городка началось 1959 году параллельно с сооружением первой береговой технической базы АПЛ. Городок расположен в 4-х км от Большой Лопатки - пункта базирования атомных подводных лодок.[20] Автомобильная дорога на Заозерск ответвляется от шоссе Печенга-Никель в нескольких километрах к западу от реки Западная Лица. В первой половине 80-х г.г. к пункту базирования АПЛ в Западной Лице (губе Нерпичья) началось строительство железнодорожной ветки, которое до сих пор не завершено.[21]

bodytextimage

Карта 2. Западная Лица.

База в Западной Лице разделена на несколько пунктов базирования и обслуживания АПЛ. Это губа Малая Лопатка, губа Большая Лопатка, губа Нерпичья и Андреева губа. Развитие базы в Западной Лице пришлось на конец 70-х начало 80-х г.г. На сегодня общая протяженность расположенных в Западной Лице береговых сооружений составляет около 20600 метров.[22] Западная Лица традиционно являлась местом базирования новых поколений атомных подводных лодок. Здесь базировались многоцелевые, стратегические и тактические АПЛ. Все экспериментальные, единственные в своем роде, подводные лодки классов "Папа" (К-222), "Ноябрь" (К-27) и "Комсомолец" (К-278) были приписаны к базе в Западной Лице.

Заозерск - единственный гарнизонный город базы атомных подводных лодок в Западной Лице. Население города насчитывает 30 тысяч человек, большинство из которых офицеры-подводники и их семьи.

bodytextimage

4.3.1 Малая Лопатка

Малая Лопатка была первой базой в Западной Лице, оборудованной в конце 50-х г.г. Именно в Малой Лопатке базировалась первая атомная подводная лодка - К-3. Здесь до сих пор сохранился домик академика Александрова, который лично руководил испытаниями ядерной энергетической установки на подводной лодке.[23] В 1959 году в Западной Лице сформировано первое соединение АПЛ (К-5, К-8, К-14), впоследствии объединение.[24] После завершения строительства комплекса сооружений в Большой Лопатке в первой половине 60-х годов, Малая Лопатка используется для ремонта кораблей. Сегодня в Малой Лопатке располагается плавучий ремонтный завод, причальная линия состоит из пяти пирсов.[25]

4.3.2 Большая Лопатка

Большая Лопатка является вторым пунктом базирования атомных подводных лодок[26] и находится в 2-х километрах ниже по заливу. Большая Лопатка - это наиболее крупный пункт базирования АПЛ. В настоящее время здесь базируются 32[27] корабля 2-го и 3-го поколений.[28] Кроме этого, здесь находятся две АПЛ отстоя пр.705 (класса "Альфа") - К-493 и К-373.[29] Топливо из К-373 не выгружено. Еще одна АПЛ этого класса (К-123), базирующаяся в Большой Лопатке, находится в эксплуатации.[30] Здесь также находятся две АПЛ пр.949 класса "Оскар-I" (К-525 и К-206) и шесть АПЛ пр.949А класса "Оскар-II" (К-148, К-119, К-410, К-266, К-186 и К-141). Кроме этого, в Большой Лопатке базируются 9 атомных подводных лодок пр.671РТМ класса "Виктор-III", по крайней мере 11 АПЛ пр.671Р класса "Виктор-I", лодки пр.671РТ класса "Виктор-II", и 4 АПЛ Северного флота пр.945 класса "Сиерра" ("Барракуда", "Кондор", "Карп" (К-239) и "Краб" (К-276)).[31] Сегодня "Барракуда" находится на предприятии "Севмаш" в г.Северодвинске, где она проходит ремонт и модернизацию после столкновения 11 февраля 1992 г. с американской АПЛ "Батон Руж" в районе острова Кильдин (Кольский полуостров).

bodytextimage

Атомные подводные лодки классов «Виктор», «Альфа» и «Оскар» базируются в Большой Лопатке. Пункт базирования расположен на восточном берегу Западной Лицы, напротив Андреевой губы.

Причальная линия Большой Лопатки включает 8 пирсов.[32] Здесь также находится плавучий док[33] для технического обслуживания АПЛ. В распоряжении службы радиационной безопасности Большой Лопатки есть мини-хранилища[34] для источников ионизирующего излучения, ЖРО (результаты проб воды первого контура) и ТРО (образующиеся при проведении различных работ с ЯЭУ). По мере заполнения этих хранилищ, отходы перевозятся в хранилища губы Андреевой, расположенные на другом берегу залива.

4.3.3 Нерпичья

Третьим местом базирования стала губа Нерпичья, расположенная выше по заливу Западная Лица. Строительство первых сооружений береговой линии было завершено во второй половине 60-х годов. Изначально здесь базировались АПЛ пр.675 класса "Эхо-II", затем АПЛ пр.658 класса "Отель".[35] В 1977 году началась реконструкция Нерпичей, с целью создания здесь специальной базы для гигантских АПЛ (длина - 175 м) пр.941 класса "Тайфун".[36] В этом же году была заложена первая АПЛ этой серии. Лодки классов "Эхо-II" и "Отель" были переведены на другие базы. Для реконструкции базы понадобилось 4 года. За это время была построена специальная причальная линия, сконструированы и доставлены специализированные пирсы, которые по замыслу проектантов должны были обеспечивать новые лодки стратегического назначения всеми видами энергоресурсов. Однако, в настоящее время, по ряду технических причин, они используются как простые плавучие пирсы. Сегодня Нерпичья - единственное место базирования 6 АПЛ класса "Тайфун" (ТК-208, ТК-202, ТК-12, ТК-13, ТК-17 и ТК-20).[37]

bodytextimage

Губа Нерпичья - один из четырех пунктов базирования, расположенных в Западной Лице. Здесь находится плавучий док для проведения ремонта на атомных подводных лодках класса «Тайфун». В пункте базирования имеются небольшие по объему временные хранилища для жидких и твердых радиоактивных отходов.

Кроме этого, здесь расположены береговой судоремонтный комплекс, второй плавучий док,[38] мини-хранилища для источников ионизирующего излучения, ЖРО и ТРО службы радиационной безопасности. В начале 80-х г.г. в результате оползня в Нерпичей была уничтожена часть береговых сооружений.

Губа Андреева

Губа Андреева, расположенная в 5 км от г.Заозерска, - один из самых крупных объектов Северного флота по хранению РАО и ОЯТ.[39] Площадь, приспособленная под хранилища и административные здания, занимает в общей сложности около 2-х га. В состав береговых инженерных сооружений губы Андреевой входят:

  1. пирс, на котором производится перегрузка отработанного топлива с плавтехбазы на автопоезд;
  2. стационарный технологический причал;
  3. пункт санитарной обработки персонала (ПСО), здание 50;
  4. здание комплекса спецводоочистки (в эксплуатацию не вводилось, приспособлено персоналом для других целей);
  5. хранилище ОЯТ бассейного типа, здание No.5 (с 1989 г. полностью осушено, разгружено и выведено из эксплуатации);
  6. три полузаглубленные 1000-кубовые емкости, переоборудованы под блок сухих хранилищ ОЯТ;
  7. береговой кран г/п 40 т, используется для перегрузки топлива в хранилище;
  8. открытая площадка для хранения контейнеров с ОЯТ;
  9. заглубленные боксы и открытые площадки для размещения ТРО;
  • подземные емкости для хранения ЖРО;
  • хранилище свежего ядерного топлива, здание 34;
  • спецпрачечная, здание 4;
  • здание для дезактивации перегрузочного оборудования (в эксплуатацию не вводилось);
  • склад-хранилище перегрузочного оборудования.[40]

bodytextimage

Карта 3. Береговые сооружения в губе Андреевой. Цифрами обозначены объекты, описание которых приведено в тексте.

На фотографии самое большое хранилище Северного флота для отработанного ядерного топлива, твердых и жидких радиоактивных отходов. Цифрами обозначены объекты, описание которых приведено в тексте. На объекте случались многочисленные утечки радиоактивности, в результате чего акватория залива загрязнена.

На этой схеме показано здание No.5. Отработанное ядерное топливо хранилось в двух прямоугольных бассейнах внутри здания. На первом рисунке показан вид хранилища сверху, на втором - разрез в поперечнике. Автомобиль БеЛАЗ доставлял контейнеры с топливом к хранилищу (вход в хранилище показан на нижнем рисунке справа), где 15-ти тонный кран переносил их к специальному гнезду. Там из контейнера извлекался чехол с отработанными тепловыделяющими сборками, который размещали в хранилище. Крестиком обозначен участок дна хранилища, куда упало большинство тепловыделяющих сборок при аварии в 1982 г.

bodytextimage

На переднем плане здание спецводоочистки, построенное в начале 60-х г.г. Комплекс в эксплуатацию не вводился. Сегодня, по причине неудовлетворительного технического состояния, его дальнейшее использование невозможно. Жидкие радиоактивные отходы хранятся в пяти заглубленных бункерах, расположенных за зданием. Справа находится здание No.5 - аварийное хранилище, где раньше находилось отработанное ядерное топливо.

В губе Андреевой также имеются котельная, дизельная электростанция, механическая мастерская, трансформаторная подстанция, мазуто-хранилище, причалы, внутриобъектовые дороги с бетонным покрытием и т.д. Все сооружения, за исключением блока сухих хранилищ и крана КПМ-40, построены в 1960-64 г.г. В настоящее время находятся в полуразрушенном состоянии. В 1986 г. Министерство обороны утвердило планы капитального строительства береговой технической базы в губе Андреевой. Планами предусматривалось строительство нового хранилища ОТВС (сооружение 104), хранилища высокоактивных отходов (сооружение 67), стационарный технологический причал с портальным краном грузоподъемностью 80 тонн (сооружение 32), комплекс по переработке ЖРО. Ни один из упомянутых объектов в эксплуатацию введен не был.[41]

bodytextimage

Населенных пунктов в районе губы Андреевой нет. Обслуживающий персонал работает по сменам и доставляется сюда на катере с восточного берега залива. В 1993 г. укомплектованность береговой технической базы составляла 64%.[42] Из-за отсутствия надлежащей физической защиты 28 июля 1993 года из хранилища свежего ядерного топлива (здание 34) в губе Андреевой были похищены два топливных канала. Позднее топливо было обнаружено в 600 метрах от хранилища. Топливо было похищено обслуживающим персоналом базы.[43] После этого инцидента у хранилища свежего топлива была выставлена вооруженная охрана, однако территория базы до сих пор не охраняется. Упаковки со свежими топливными элементами не зафиксированы от самопроизвольного падения, связаны шпагатом и проволокой.[44] В случае их падения, не исключена возможность возникновения самопроизвольной цепной реакции. Само хранилище не оснащено системой аварийной сигнализации.[45]

bodytextimage

Сегодня там хранится не менее 21000 топливных сборок и 12000 м3 твердых и жидких РАО. Общая активность РАО - около 1000 Ки. Наибольшее количество радиоактивного оборудования находится в здании No.5 - аварийном хранилище отработанного ядерного топлива.

4.3.4 Хранение твердых радиоактивных отходов

ТРО хранятся на открытой площадке размером около 80 х 120 метров и в расположенных здесь же заглубленных крытых бетонных блоках. Площадка находится в 200-х метрах от залива. По имеющейся информации, там сконцентрировано не менее 6000 м3 ТРО. 50% твердых отходов размещено в заглубленных крытых бетонных блоках и столько же на открытой площадке. На открытой площадке 1/3 ТРО хранится в стандартных контейнерах (по 1 м3), остальная часть - крупногабаритное оборудование. Основная масса ТРО - низкоактивные отходы, однако имеются и высокоактивные - стержни СУЗ, экранные сборки реакторов, гидравлические части насосов 1-го контура. Уровень радиоактивности в районе площадки выше предельно допустимых норм.[46] В настоящее время в губе Андреевой идет строительство бетонного сооружения, очевидно, нового хранилища твердых радиоактивных отходов. Этот объект расположен на берегу залива в южной части базы.

4.3.5 Хранение жидких радиоактивных отходов

Жидкие отходы размещены в пяти 400-кубовых подземных емкостях. В начале 60-х г.г. здесь началось строительство комплекса спецводоочистки, который в эксплуатацию никогда не вводился, все подземные коммуникации для приема ЖРО с плавсредств на берег (и обратно) не функционируют. Согласно планам капитального строительства, здесь предполагалось построить новый комплекс по переработке жидких радиоактивных отходов. Завершить строительство планировалось в 1998 г., но до сих пор никаких работ не велось.[47] Плавучие базы перезарядки реакторов пр.326М и пр.2020 в губе Андреева не базируются, но периодически туда заходят для выгрузки и передачи на берег ОЯТ, твердых и жидких РАО. Поскольку трубопроводы отсутствуют, ЖРО перевозится в хранилище в специальных цистернах на грузовом автомобиле.

4.3.6 Хранение отработанного ядерного топлива

Для хранения ОЯТ в Андреевой губе было построено хранилище бассейного типа (здание No.5). Первая очередь которого введена в эксплуатацию в 1962 г., вторая - 1973 г.

Конструктивно хранилище выполнено в виде двух прямоугольных бетонных камер (бассейнов), облицованных изнутри сталью, объем каждого бассейна - 1000 м3. Общая длина здания - около 70 м, высота - 18 м, длина бассейнов - 60 м, ширина бассейнов - 3 м, глубина - 6 м. Объем воды в бассейне первой очереди (в правой и левой части) - около 600 м3, второй очереди (в правой и левой части) - около 1400 м3. Предусматривалось, что контроль за состоянием воды и примесей в хранилище будет осуществляться с помощью приборов здания химводоочистки после ввода его в эксплуатацию и подключением его к хранилищу, однако здание водоочистки введено в эксплуатацию не было, сам комплекс водоочистки законсервирован в 1964 г.

Предусматривалось, что способ хранения отработанного топлива в хранилище будет производится под защитным слоем воды (мокрый способ) в чехлах (по 5 или 7 ОТВС). Вес одного чехла вместе с топливом - до 350 кг. Кронштейны для подвески чехлов размещались над зеркалом воды. Все операции с чехлами выполнялись по водой. Защитный слой воды от зеркала воды бассейнов до рабочей части тепловыделяющих сборок достигал 4-х метров, что обеспечивало защиту персонала от радиоактивных излучений. Вода находилась как в самом бассейне, так и непосредственно контактировала со сборками в чехлах. Сообщения между охлаждающей водой бассейна и той, которая находилась в чехлах, не предполагалось. Проектная емкость хранилища составляла около 2-х тысяч чехлов. Впоследствии, за счет уплотнения шага чехлов бассейна второй очереди, емкость хранилища была доведена до 2550 чехлов (около 550 в первой очереди и около 2000 во второй). Несмотря на то, что потребности в хранении возрастали, дальнейшего увеличение количества ОТВС в хранилище путем уплотнения шага чехлов, с точки зрения обеспечения ядерной безопасности, было признано невозможным.

Была разработана схема транспортировки ОЯТ к месту хранения. Плавучие технические базы проектов 326 (326М), впоследствии 2020, доставляли отработанные тепловыделяющие сборки в губу Андрееву к стационарному технологическому причалу. Автопоезд на основе большегрузного а/м БеЛАЗ доставлял на причал перегрузочный транспортный контейнер, который с помощью судового крана плавтехбазы снимался с автопоезда и устанавливался на плиту хранилища ПТБ, где и производилась перегрузка чехлов с ОТВС. После чего, загруженный контейнер переносился, раскреплялся на автопоезде и далее транспортировался к месту разгрузки в береговое хранилище. Протяженность маршрута транспортировки составляла приблизительно 350 м. Перегрузка транспортного контейнера с автопоезда в здание No.5 осуществлялась в транспортном коридоре хранилища, далее 15-ти тонным краном контейнер переносился к специальному гнезду, где из него извлекался чехол с ОТВС. Чехлы с помощью цепных подвесок и однотонной крановой тележки транспортировались под слоем воды по технологическому залу хранилища и закреплялись в отведенных ячейках на кронштейнах.

По такой схеме хранилище в здание No.5 использовалось с 1964 г. до 1982 г. В феврале 1982 г. персоналом было зафиксировано падение уровня воды в бассейне второй очереди, после чего начались мероприятия по выводу хранилища в здании No.5 из эксплуатации.

Авария в хранилище ОЯТ

В феврале 1982 г. в губе Андреевой произошла крупная авария в хранилище ОЯТ. Первая информация по аварии была подготовлена "Беллуной" в марте 1993 г.[48] Официальное сообщение об этой аварии впервые опубликовано в апреле 1993 г. в докладе Правительственной комиссии по вопросам, связанным с захоронением в море радиоактивных отходов, под руководством Яблокова А. Ликвидация аварии производилась в два этапа: первый - 1982-1983 г.г., второй - 1989 год. Окончательный анализ последствий аварии до настоящего времени не проведен.

В феврале 1982 г. обслуживающим персоналом было замечено падение уровня воды в бассейне второй очереди, фильтрация воды в подвальной части и наледь на наружной правой стороне здания. При повторном обследовании комиссией, созданной из специалистов флота, подтвердилась утечка воды в количестве до 30 литров в сутки. Для подготовки предложений была создана рабочая группа из специалистов флота с привлечением проектантов хранилища, составлен план мероприятий и определены объемы ремонтных работ. Предполагаемой причиной утечки явилось разрушение металлической облицовки. На апрель 1982 г. обстановка в аварийном хранилище характеризовалась следующими параметрами: общие протечки до 100 литров в сутки, гамма фон на наружной стене в месте образования наледи - 1,5 Р/час, гамма фон в подвале хранилища - 1,5 Р/час, активность грунта в подвале хранилища - около 4x10-3 кюри/литр, активность ручья, протекающего около здания хранилища, - около 3x10-7 кюри/литр. По предложению проектанта хранилища в августе 1982 г., начались работы по бетонированию подвальной части здания хранилища. Было залито около 600 м3 бетона, а также начаты подготовительные работы по созданию защитных сооружений для предотвращения вытекания воды на прилегающую территорию. Однако выполненные работы оказались неэффективными и в конце сентября 1982 г. течь из аварийного бассейна резко увеличилась и достигла 30 тонн в сутки. Появилась опасность оголения верхних частей хранящихся тепловыделяющих сборок с прямой угрозой облучения персонала, радиоактивного заражения всей прилегающей акватории и устья реки Западная Лица.

Ввиду низкой эффективности мер, предложенных проектировщиками, и крайне пассивной позиции бывшего союзного Минсредмаша (ныне Минатом России), командование Северным флотом взяло на себя всю ответственность за принимаемые решения и активизировало деятельность всех служб по предотвращению экологической катастрофы.

В связи с этим, было предложено для защиты от гамма-излучений над правым бассейном установить железо-свинцово-бетонные перекрытия с последующим осушением бассейна и переводом находящихся там тепловыделяющих сборок на сухое хранение.

5 октября 1982 г. командующим Северным флотом адмиралом А.Михайловским был утвержден план первоочередных аварийных работ, которым предусматривалось:

  • завершение перекрытия правого бассейна;
  • ввод в строй внештатной водоочистной установки для снижения активности охлаждающей воды в обоих бассейнах;
  • подготовка левого бассейна к полной разгрузке;
  • прокладка резервных трубопроводов для подпитки и аварийного осушения бассейнов;
  • форсирование работ по дооборудованию первой подземной емкости 3"А" под прием ОЯТ из аварийного хранилища;
  • постоянная дезактивация всей территории, примыкающей к зданию No.5.

Для реализации перечисленных мероприятий был создан штаб аварийно-восстановительных работ[49].

В ноябре 1982 г., во время проведения работ по перекрытию правого бассейна, было зафиксировано падение уровня в левом бассейне. За неделю средняя утечка из левого бассейна достигла 10 тонн в сутки при удельной активности 3x10-4 кюри/литр. На декабрь 1982 г. в аварийном хранилище наблюдалась следующая обстановка: завершено перекрытие правого бассейна, уменьшилась течь, уровень воды в бассейне поддерживался около 3-х метров (при нормальном - 6 м), удельная активность воды в бассейне достигала 5x10-5кюри/литр. В левом бассейне средняя утечка составляла около 3-х тонн в сутки, удельная активность воды около 4x10-4кюри/литр, уровень воды в бассейне поддерживался около 4-х метров, около 30% поверхности бассейна перекрыто бетонными плитами.

Прибывшая 14 февраля 1983 г. в губу Андрееву специальная комиссия Министерства обороны не усмотрела в причинах аварии вины персонала и полностью поддержала все действия специалистов флота. Также было подтверждено решение главного радиолога флота о запрете эксплуатации хранилища, за исключением работ, связанных с ликвидацией аварии.

К разгрузке хранилища (левого бассейна, где наблюдалась наиболее неблагоприятная радиационная обстановка) приступили после ввода в строй первой переоборудованной для ОЯТ подземной емкости в июне 1983 г.

Все работы по разгрузке левого бассейна выполнялись штатным персоналом БТБ и были завершены в январе 1984 г.[50]

Всего было выгружено более 1000 чехлов (т.е. не менее 7000 ОТВС), притом значительная часть чехлов оказалась упавшей и была поднята со дна бассейна.

Примерно 70 чехлов поднять не удалось, т.к. для этого требовалось изготовление специальной технологической оснастки.

Основная масса выгруженного ОЯТ была перемещена в переоборудованную емкость 3"А" (900 чехлов), часть топлива была вывезена на химкомбинат "Маяк".

Поскольку обстановка на объекте нормализовалась, было признано целесообразным не производить разгрузку правого бассейна в ближайшие 2 года и дополнительно выдержать для спада активности находящиеся там ОТВС.

В ходе аварийных мероприятий переоблучения персонала не отмечалось. После окончания I-го этапа работ принимавшие в них участие матросы и старшины были поощрены внеочередными отпусками, часть офицеров награждена именными часами, авторы проекта сухого хранилища получили рационализаторские свидетельства и премию в размере 240 руб. (по тем временам это составило 50% от месячной офицерской зарплаты).

Второй этап по разгрузке аварийного хранилища был осуществлен в 1989 году. На этом этапе было разобрано защитное перекрытие над правым бассейном, окончательно осушен левый бассейн и полностью выгружено все находящееся в здании No.5 ОЯТ - примерно 1400 чехлов (в том числе 70 оставшихся чехлов левого бассейна).

Ввиду того, что предполагалось поднять и поврежденные топливные сборки к работам на добровольной основе была привлечена группа квалифицированных специалистов из головных институтов Минатома - НИТИ (г.Сосновый Бор), ВНИПИЭТ (г.Санкт-Петербург) и ФЭИ (г.Обнинск), а также часть офицеров из учебного Центра ВМФ (г.Сосновый Бор). Группа привлеченных специалистов насчитывала примерно 12-14 человек. В работах принял участие и персонал БТБ в губе Андреева.[51]

В ходе работы были подняты все упавшие и поврежденные чехлы с ОТВС (не менее 120), причем наиболее опасной в радиационном отношении операцией оказалось осушение внутренних полостей чехлов от находившейся там воды и переупаковка выпавших из чехлов топливных сборок.

Имеется достоверная информация, что примерно 7-8 участников работ превысили разрешенную годовую дозу облучения в 5 бэр, получив фактическую нагрузку до 9-10 бэр.

По завершению работ 2-го этапа большинство его участников были награждены орденами СССР, а руководитель удостоен звания Героя Советского Союза. Некоторые участники работ получили право на льготное приобретение легковых автомобилей.

Общие затраты флота на ликвидацию аварии, включая создание блока сухих хранилищ, в ценах 1989 г. составили примерно 5 млн. рублей.

Здание No.5 сейчас не используется и находится в крайне неудовлетворительном техническом состоянии. Дезактивация здания не проводилась. На дне хранилища зафиксированы отдельные участки с большим гамма-излучением до 40 Р/час, что свидетельствует о возможных просыпях облученного урана из нескольких упавших ОТВС. Заливка дна твердеющими консервирующими составами предполагалось, но осуществлена не была.

По оценке специалистов, все внутренние конструкции здания и размещенное там оборудование относится к категории высоко- и средне-активных отходов.

Имеется предложение по использованию здания No.5 в качестве хранилища ТРО. Однако, серьезных проработок по данному варианту не проводилось, и в настоящий момент ясность по дальнейшему использованию здания либо его полной ликвидации отсутствует.

bodytextimage

Многие специалисты, основываясь на том, что во время аварии заражения акватории не произошло, предполагают, что вода из аварийного бассейна (в количестве около 3000 м3, общей активностью не менее 3000 кюри) ушла в подземные природные формации. Исследований по проверке предположений по этому вопросу не проводилось. Построенное временное сухое хранилище для отработанного ядерного топлива, которое предполагалось использовать не более 3-4-х лет, до сих пор является основным хранилищем ОЯТ на Северном флоте. Находящиеся в губе Андреевой ОЯТ и РАО не имеют должных защитных барьеров, которые могли бы в течение длительного времени препятствовать выходу радиоактивности во внешнюю среду. Согласно замерам, проведенным в июне 1995 г. представителями Мурманского областного комитета экологии и охраны природных ресурсов, в ручье, протекающем по территории базы и впадающем в залив, содержаться радиоактивные вещества.[52] Загрязнена и береговая полоса вокруг открытой площадки, где хранятся РАО и ОЯТ.[53]

bodytextimage

Общий вид технологического зала хранилища в здании No.5, где в двух бетонных бассейнах производилось хранение отработанного ядерного топлива. Фотография сделана во время работ по ликвидации аварии, произошедшей в начале 80-х г.г. Упавшие ядерные сборки поднимались со дна бассейнов. Все оборудование, которое использовалось при проведении операции загрязнено радиоактивностью. Само здание также переведено в разряд радиоактивных отходов.

На фотографии показана поврежденная крышка хранилища в здании No.5. Трубы, находящиеся под крышкой, - это система охлаждения хранилища. Она использовалась для контроля теплового режима в хранилище.

Фрагмент нижней части бассейна хранилища в здании No.5 с размещенными там чехлами с отработанными ядерными сборками. Часть чехлов сорвалась со штатных цепных подвесок и в беспорядке находится на дне бассейна. Сегодня дно хранилища покрыто специальным раствором. Фон на дне бассейна в некоторых участках достигает 40 Рентген в час.

bodytextimage

На объекте постепенно разрушаются дороги, коммуникации и строения. Падает квалификация обслуживающего персонала. В бывшем хранилище здания No.5 радиационная обстановка опасная, на отдельных участках чрезвычайно-опасная. На дне бассейнов здания No.5 имеются просыпи топлива, количество которых требует уточнения, представляющие потенциальную экологическую опасность. После проведения аварийных работ по разгрузке бассейнов здания No.5 система учета расположения ОЯТ в хранилищах сухого типа нарушена. В связи с чем, планировалось провести инвентаризацию и составление картограммы.

Планы развития губы Андреевой как объекта ядерной энергетики ВМФ имеются, однако они не предусматривают кардинальной реконструкции находящихся там сооружений и, как считают некоторые специалисты, опираются на устаревшие подходы к созданию подобных объектов. Более того, средства на сооружение указанных объектов практически не выделяются.[54]

Емкости для хранения отработанного ядерного топлива

По предложению специалистов технического управления Северного флота был разработан проект использования пустующих подземных емкостей, первоначально предназначенных для приема жидких РАО, под хранение отработанного ядерного топлива. Проект был утвержден командующим Северного флота, стоимость работ, по ценам 1982 г., составила около 400 тыс. рублей. В основу проектного решения было принято переоборудование трех пустующих 1000-кубовых емкостей комплекса нефункционирующей водоочистки путем организации там гнезд хранения из трубных элементов диаметром 250-270 мм и заливки межтрубного пространства бетоном. Технология хранения была предложена по так называемому "сухому" способу. Предполагалось, что это будет временное хранилище до ввода нового, проект которого разрабатывался организациями Минатома.

bodytextimage

В ноябре 1982 г. силами военных строителей начались работы по переоборудованию первой емкости (3"А"). Переоборудование заняло 6 месяцев, и уже в июне 1983 г. емкость 3"А" была введена в эксплуатацию. Вторая и третья емкости (2"А" и 2"Б") принимались в эксплуатацию последовательно в 1985-1986 г. Первая емкость была оборудована под 900 чехлов, вторая и третья - под 1200 чехлов каждая. Для разгрузки и выгрузки чехлов с нового комплекса хранилищ был смонтирован портальный кран - КПМ-40, с вылетом стрелы 30 м и грузоподъемностью 40 тонн. Там же был оборудован пост санитарной обработки и дозиметрического контроля, а также узел спецвентиляции. В сухие хранилища было перегружено все ОЯТ из аварийного здания No.5, а также результаты плановых перезарядок АПЛ, начиная с 1984 г.

Несмотря на планы временного использования, блок сухого хранения до сих пор находится в эксплуатации и заполнен на 100%. На сегодня там содержится не менее 90 отработанных активных зон (примерно 21000 отработанных сборок).

bodytextimage

Отработанное топливо хранится в полузаглубленных емкостях. На фотографии изображена емкость 2 А. Сегодня здесь находится 1200 тепловыделяющих сборок. Изначально хранилища планировались как временные, но используются до сих пор и находятся в неудовлетворительном техническом состоянии.

На фотографии справа кран, с помощью которого производится загрузка чехлов с отработанным ядерным топливом в ячейки хранилища.

Оператор корректирует действия крановщика при посадке чехла с отработанной ядерной сборкой в гнездо «временного» хранилища. Оператор защищен свинцовой перегородкой. Топливо имеет «естественное» охлаждение за счет циркуляции воздуха. Пространство между гнездами, где хранится топливо заполнено бетоном.

bodytextimage

На рисунке показана схема транспортировки отработанного ядерного топлива к месту хранения в Андреевой губе. Плавучие технические базы проектов 326 (326М), впоследствии 2020, доставляли отработанные тепловыделяющие сборки в губу Андрееву к стационарному технологическому причалу (1). Автомобиль БеЛАЗ доставлял на причал перегрузочный транспортный контейнер, который с помощью судового крана плавтехбазы снимался с автомобиля и устанавливался на плиту хранилища плавучей технической базы, где и производилась перегрузка чехлов с отработанными топливными сборками. После чего загруженный контейнер переносился и раскреплялся на атомобиле (2) и далее транспортировался к месту разгрузки в береговое хранилище. Протяженность маршрута транспортировки составляла около 350 м (3). Перегрузка транспортного контейнера с автомобиля в здание No.5 осуществлялась в транспортном коридоре хранилища (4), далее 15-ти тонным краном контейнер переносился к специальному гнезду, где из него извлекался чехол с отработанными топливными сборками. Чехлы с помощью цепных подвесок и однотонной крановой тележки транспортировались под слоем воды по технологическому залу хранилища и закреплялись в отведенных ячейках на кронштейнах (5).

bodytextimage

Емкости для хранения отработанного ядерного топлива 2А и 2Б в губе Андреевой. Емкости были приняты в эксплуатацию в 1985 г. как временное хранилище отработанного ядерного топлива. Два бака хранилища вмещают по 1200 чехлов с отработанным ядерным топливом, третий - 900. Изначально емкости являлись частью здания спецводоочистки, которая в эксплуатацию не вводилась. Хранилище предполагалось использовать в течение нескольких лет до ввода в эксплуатацию нового, строительство которого так и не было профинансировано. Сегодня - это основное хранилище отработанного ядерного топлива Северного флота. Его техническое состояние крайне неудовлетворительное.

Планами капитального строительства, начиная с 1984 г., предусматривалось строительство нового хранилища отработанного ядерного топлива по проекту организации Минатома. Согласно имеющейся информации, сроки данного строительства систематически переносятся из-за отсутствия финансирования. В 1994 году работы практически не начинались.[55]

Открытая площадка для хранения ОЯТ

В губе Андреевой имеется открытая площадка, куда в 1962 г. складированы 52 контейнера с отработанным топливом одной из первых атомных подводных лодок. В 1991 году 20 из указанных контейнеров были разгружены, а ранее находящееся в них ОЯТ вывезено на химкомбинат "Маяк". Согласно имеющейся информации, по оставшимся 32 контейнерам с ОЯТ какие-либо решения отсутствуют, и они продолжают хранится на открытой площадке. Количество содержащегося в данных контейнерах топлива оценивается в пределах 200-220 отрабо-танных сборок, точные данные по их состоянию отсутствуют. Техническое состояние контейнеров крайне неудовлетворительное. Очевидно, что находящееся в них топливо повреждено и не может быть вывезено и переработано на химкомбинате "Маяк" обычным способом.

На открытой площадке берегового сухого хранилища находятся 6 контейнеров с отработанным ядерным топливом. Топливо не перегружено, поскольку в хранилищах топлива (блоках 2А и 2Б) отсутствуют свободные ячейки.[56]

На фотографии видны 32 контейнера с отработанным ядерным топливом, хранящиеся в губе Андреевой на открытой площадке (200-220 отработанных топливных сборок). Контейнеры были здесь складированы в 1962 г. и сегодня находятся в крайне неудовлетворительном техническом состоянии. Территория вокруг площадки загрязнена радиоактивностью. После первого ядерного испытания, проведенного Францией на атолле Муруруа в 1995 г., образовалось такое же количество радиоактивности как содержится в каждом из этих контейнеров.

Фрагмент хранения ОЯТ в контейнерах на открытой площадке в губе Андреевой. Крышки контейнеров повреждены. В течение 6 месяцев зимы они покрыты льдом и снегом. Топливо внутри контейнеров вероятно повреждено и не может вывозиться обычным способом. Требуется специальное решение.

Количество урана в губе Андреевой

Для проведения точной оценки количества урана-235, входящего в состав топливных элементов, которые находятся в хранилищах губы Андреевой, необходиы более подробные данные. Однако, основываясь на уже имеющихся, можно провести предварительные расчеты. Согласно имеющейся информации, в хранилищах губы Андреевой размещено не менее 90 активных зон реакторов. Количество урана-235 в каждой из активных зон АПЛ первого поколения составляет 50 кг, второго - 70 кг и третьего - 115 кг, причем суммарное количество урана в активных зонах второго и третьего поколений составляет 300-350 кг.[57]

Очевидно, было бы правильно предполагать, что топливо, которое хранится в губе Андреевой выгружено из АПЛ второго и третьего поколений, поскольку все лодки первого поколения были выведены из эксплуатации в конце 80-х г.г. В настоящее время большинство АПЛ первого поколения находится на отстое с невыгруженными активными зонами. По причине нехватки хранилищ и проблем с вывозом ОЯТ на переработку, Северный флот старается произвести замену топлива на действующих АПЛ, в то время как лодки, уже выведенные из боевого состава, продолжают ожидать своей очереди.

ссылки

[19] Информация для этого параграфа взята из доклада "Беллуны" "Источники радиоактивного загрязнения в Мурманской и Архангельской областях", Нилсен Т. и Бемер Н., no.1-1994. Другие источники информации указываются в сносках. вернуться к тексту
[20] "Красная звезда", "Тайфун на полюсе", 1995 г. вернуться к тексту
[21] "Мурманский вестник", 2.09.95. вернуться к тексту
[22] Ries, T. og Skorve, J., Investigating Kola, A Study of Military Bases using Satellite Photography, Oslo, 1987. вернуться к тексту
[23] "Атомная подводная эпопея", Мормуль Н., Осипенко Л., Жильцов Л., М., 1994 г. вернуться к тексту
[24] Мормуль Н.Г., 1995 г. вернуться к тексту
[25] Skorve, J., The Kola satellite image atlas, p.99, 1991. вернуться к тексту
[26] Jane's Intelligence Review, No.551, December 1993. вернуться к тексту
[27] The Military balance 1994-1995, и подсчеты "Беллуны", 1995 г. вернуться к тексту
[28] Jane's Intelligence Review, December 1993. вернуться к тексту
[29] Мормуль Н.Г., 1995 г. вернуться к тексту
[30] "Военные корабли СССР и России, 1945-1995 г.", Павлов А.С., г.Якутск, 1994 г. вернуться к тексту
[31] См. выше. вернуться к тексту
[32] Skorve, J., The Kola satellite image atlas, p.99, 1991. вернуться к тексту
[33] Это видно на фотографии Большой Лопатки, сделанной Д.Хэндлером в 1993 г. См. "Источники радиоактивного загрязнения в Мурманской и Архангельской областях", "Беллуна", версия 1, 1994 г.вернуться к тексту
[34] Около 2-х м3. Мормуль Н.Г., 1995 г. вернуться к тексту
[35] Мормуль Н.Г., 1995 г. вернуться к тексту
[36] "Мурманский вестник", 2.09.95. вернуться к тексту
[37] "Военные корабли СССР и России, 1945-1995 г.", Павлов А.С., г.Якутск, 1994 г. вернуться к тексту
[38] Jane's Intelligence Review, No.551, December 1993. вернуться к тексту
[39] "Атом без грифа секретно", Москва-Берлин, 1992 г. вернуться к тексту
[40] Информация по разделу "Губа Андреева" получена из бесед с офицерами в отставке, участниками ликвидации аварии в губе Андреевой. Другие источники информации указываются в ссылках. вернуться к тексту
[41] Доклад инспекции Госатомнадзора, ноябрь, 1993 г. вернуться к тексту
[42] См. выше. вернуться к тексту
[43] Moscow News, No.48, 8-14, December 1995. вернуться к тексту
[44] Доклад инспекции Госатомнадзора, ноябрь, 1993 г. вернуться к тексту
[45] Moscow News, No.48, 8-14, December 1995. вернуться к тексту
[46] Информация Мурманского областного комитета экологи и природных ресурсов, г.Мурманск, 21.09.95. вернуться к тексту
[47] Яблоков А.В., "Факты и проблемы, связанные с захоронением радиоактивных отходов в морях, омывающих территорию Российской Федерации", М., 1993 г. вернуться к тексту
[48] Aftenposten, 13.03.93. вернуться к тексту
[49] Руководителем штаба был назначен офицер Технического управления флота А.Перовский, которым была предложена новая технология хранения ОЯТ, и совместно с офицером Морской инженерной службы А.Поправко разработан проект переоборудования пустующих емкостей под хранилище ОЯТ. вернуться к тексту
[50] Руководил работами главный инженер объекта К.Гандзицкий. вернуться к тексту
[51] Руководство работами 2-го этапа осуществлял преподаватель учебного Центра ВМФ из Соснового Бора капитан I-го ранга В.Булыгин, ранее проходивший службу на Северном флоте в Гремихе. вернуться к тексту
[52] "Полярная правда", 20.09.95. вернуться к тексту
[53] Petrov, O. Radioactive waste and spent nuclear fuel in the Navy of Russia. Oslo, 1995. вернуться к тексту
[54] Аналогичная ситуация и с объектами для хранения ОЯТ на Тихоокеанском флоте. Информация по авариям в хранилище ОЯТ Тихоокеанского флота приведена в докладе "Гринписа" - "Проблемы Тихоокеанского флота: радиоактивные отходы, утилизация атомных подводных лодок, аварийность АПЛ, безопасность ядерного топлива", Д.Хэндлер, 27 октября 1994 г. Подробный отчет по аварии был также представлен на международном семинаре по проблемам вывода из эксплуатации и утилизации АПЛ, г.Москва, 19-22 июня 1995 г. вернуться к тексту
[55] Справка из Министерства обороны РФ, направленная в Мурманский областной комитет экологии и природных ресурсов, за подписью генерала Еремина, апрель, 1994 г. вернуться к тексту
[56] Доклад инспекции Госатомнадзора, ноябрь, 1993 г. вернуться к тексту
[57] Bukharin, O. and Handler, J., Russian Nuclear-Powered Submarine Decommissioning, 1995. вернуться к тексту

«Предыдущая Следующая» К оглавлению доклада