News

Экологические организации просят губернатора взять под контроль ситуацию вокруг проекта реконструкции Большого порта Санкт-Петербурга

Опубликовано: 30/10/2012

Санкт-Петербургская общественная организация Экологический правозащитный центр «Беллона» и Региональная общественная организация «Зеленая волна» направили обращение губернатору Георгию Полтавченко, в котором в очередной раз напомнили о существующих проблемах в сфере обращения опасных отходов.

В частности о неудовлетворительном состоянии принадлежащего городу полигона «Красный Бор» — единственного на Северо-Западе предприятия, имеющего лицензию на обращение с опасными отходами. Поводом для этого послужила ситуация вокруг проекта реконструкции объектов инфраструктуры морского порта Санкт-Петербурга, которая, по мнению общественных организаций, в очередной раз заостряет внимание на этой теме.

Проект, включающий реконструкцию акватории порта в районе Лесной гавани, Барочного, Восточного и Екатерингофского бассейнов, снос Кривой дамбы и реконструкцию причалов порта, запланирован в соответствии с пунктом 5 Приложения 2 подпрограммы «Морской транспорт» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России 2010-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 05.12.2001 No.848. В настоящее время ОАО «Союзморниипроект» по заказу ФГУП «Росморпорт» разрабатывает проектную документацию.

Еще в апреле этого года экологический правозащитный центр «Беллона» и Региональная общественная организация «Зеленая волна» заявили о планах проведения общественной экологической экспертизы данного проекта в связи с необходимостью оценки и учета возможных негативных последствий его реализации. В частности, был обозначен ряд вопрос, связанных с предполагаемым сносом острова Кривая дамба. Летом 2012 года испытательный центр ФГУ «Балттехмордирекция» по заказу РОО «Зеленая волна» провел обследование территории острова Кривая дамба и прилегающей акватории. Обследование показало, что пробы почво-грунтов имеют третий класс загрязнения — сильно загрязненные донные отложения, а пробы донных грунтов третий — сильно загрязненные донные отложения и четвертый — опасно загрязненные отложения. В соответствии с Региональным нормативом «Нормы и критерии оценки загрязненности донных отложений в водных объектах Санкт-Петербурга» все обследованные грунты не могут сбрасываться на подводные отвалы, как это обычно делается при проведении дноуглубительных работ. Это неизбежно приведет к загрязнению Финского залива Балтийского моря, защита которого от негативного воздействия входит в обязательства России в рамках Хельсинкской конвенции по защите морской среды.

Единственной возможной альтернативой является, либо проведение рекультивации данного объекта, либо вывоз всех грунтов на лицензированные полигоны размещения отходов. Это вариант является крайне затратным и, скорее всего, потребует пересмотра сроков реализации и объемов финансирования проекта. Однако главная проблема заключается в том, что единственный полигон — ГУП «Полигон «Красный Бор», имеющий лицензию на обращение с опасными отходами, физически не имеет возможность принять такие объемы (по приблизительной оценке речь идет о нескольких миллионах кубометров загрязненных грунтов, находящихся в полужидком состоянии). Таким образом, реализация проектов развития петербургского порта оказывается в прямой зависимости от сроков решения проблемы обращения опасных отходов, причем не только на уровне региона, но как минимум на уровне СЗФО.

В этой связи экологические организации просят губернатора взять данные вопросы под свой контроль, инициировать на уровне правительства Санкт-Петербурга обсуждение ситуации в сфере обращения опасных отходов, обратиться в адрес правительства РФ по поводу сложившейся ситуации по проекту реконструкции Большого порта, а также инициировать обсуждение этой проблемы с участием заказчиков проекта и иных профильных министерств и ведомств.