News

Жители Кандалакши против превращения набережной в промзону

Bellona

Опубликовано: 01/06/2012

Автор: Анна Киреева

Вчера в городе Кандалакша Мурманской области прошли повторные публичные слушания по вопросу изменения генплана Кандалакши, который предполагал перевод земель жилой зоны значительной части набережной Кандалакшского залива в производственную. Горожане в очередной раз проголосовали ПРОТИВ передачи земель в производственную зону.

Горожанам предлагалось одобрить проект по переводу зоны отдыха на побережье Кандалакшского залива в промышленную зону, где будут построены заводы по сборке металлоконструкций и по бетонированию труб для нужд российских добывающих компаний.

По словам организаторов слушаний, инвесторами проекта выступают компания «КОМЗ-Шельф» и «Штокман Девелопмент АГ», рассказал Михаил Рыжов из Кольского Экологического Центра. По его словам, у компании «КОМЗ-Шельф» 10 000 рублей уставного капитала, она зарегистрирована в Волгограде, невозвращенные кредиты – более 200  миллионов рублей.

«Интересно, что почти не говорили о недостатках «проекта», под который предполагалось отвести берег, почти не касались инвестора. Впрочем, ни представителей «КОМЗа», ни представителей ШДАГ, ни даже представителей районной администрации, которая больше всего и занималась проталкиванием проекта, на слушаниях не было, не было и Шамбира», – отмечает Рыжов.

Напомним, Василий Шамбир сейчас является спикером Мурманской Областной Думы, а ранее возглавлял компанию «КОМЗ».  

Предыстория проекта

В конце декабря 2011 года аналогичные слушания уже проводились, но более 300 человек, присутствовавшие на них, практически единогласно проголосовали против изменения генплана и перевода всего свободного берега Кандалакши в производственную зону.

Тогда, в декабре, идеологи строительства не смогли объяснить, где и как будут расположены инженерные сооружения очистки, как будет организовано размещение и вывоз твердых бытовых отходов, как, и чем будут проводиться дноуглубительные работы в заливе, как будет выглядеть транспортная логистика промышленного комплекса и т.д. Разработчики обещают провести экспертизу после отвода участка.

Вскоре после слушаний городской Совет депутатов решил изменений в генплан не вносить, предложить потенциальному застройщику рассмотреть иные возможные площадки размещения производства на территории Кандалакшского района.

Также решено было запросить у инициатора внесения изменений (администрация МО Кандалакшский район) технико-экономическое обоснование строительства производственно-сервисной базы, где будут указаны основные характеристики предполагаемого строительства, класс опасности, размер санитарно-защитной зоны, расстояние до жилой застройки и т.д., и только после этого проводить повторные слушания.

«Требования депутатов остались не выполненными: другие площадки не рассматриваются, вместо проектных документов на официальных сайтах администраций города и района, в местных СМИ стали появляться красивые картинки с рисунками производственных корпусов, противоречивые ответы на вопросы горожан, заданные в ходе декабрьских слушаний, настойчивые убеждения о необходимости строительства завода для экономики Кандалакши, а также интервью с детьми, которые говорят взрослым, как они мечтают о заводе.

При этом не дается никаких объяснений – почему нужно сначала предоставить землю под застройку и только после этого разрабатывать проект и определять его экологическую приемлемость», – говорится в совместном релизе Кольского экологического центра и Кольского центра охраны дикой природы.

Любой промышленный проект должен проходить процедуру оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с действующим Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ОВОС) в Российской Федерации, утвержденным приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000, No. 372. На всех этапах проведения ОВОС должно осуществляться взаимодействие с общественностью, в том числе на этапе формирования технического задания на ОВОС.

«Недопустимо вносить изменения в генплан города, которые могут привести к негативным последствиям для его жителей и окружающей среды без обсуждения конкретных проектов, для реализации которых осуществляются эти изменения. До проведения общественных слушаний по генплану должны быть представлены технические задания на проведение ОВОС по проекту, для которого предполагается внесение изменений в генплан», – уверены экологические организации.

Второй класс опасности

Завод по изготовлению бетона, линия сборки металлоконструкций и причал для размещения крупногабаритных судов для транспортировки манифольдов и арматуры в район Штокмановского месторождения – все это производство относится ко второму классу опасности.

Промышленная зона второго класса опасности может оказывать вредное воздействие на органы дыхания и пищеварения. В таких районах отмечается повышенная заболеваемость хроническими бронхитами, кожными болезнями, а также язвой желудка и двенадцатиперстной кишки, сообщают редакторы газеты «Наше право», посвященной именно изменению генплана города.

Санитарная зона объектов второго класса опасности, согласно СанПин, должна быть не менее 500 метров до жилой зоны города. Однако, в санитарно-защитную зону планируемого завода попадает несколько микрорайонов города.

Необходимо ли производство?

Необходимость изъятия нескольких десятков гектаров побережья под сборку стальных конструкций вызывает сомнение даже у специалистов. По словам бывшего председателя областного Комитета промышленного развития и экологии Олега Крапивина, в поселке Абрам-мыс под Мурманском аналогичное производство расположено компактно на небольшой площади.

На Абрам-мысе с 2005 года работает российское предприятие «Рейнертсен НВР», которое производит модули для нужд нефтегазового комплекса. Это предприятие уже поставило несколько крупных (до 400 тонн) модулей в Норвегию, и готово работать не только с шельфом Норвегии, но и России.
Производство, под которое в Кандалакше хотят получить более двух километров берега, на Абрам-мысе занимает метров до 500 метров в длину и около 200 в ширину.

Жители и экологи против

Экологические организации  считают, что в случае реализации проекта жители города будут лишены доступа к морскому берегу. Обещания инициаторов проекта о том, что на оставшейся территории будет обустроена набережная, заведомо невыполнимы, так как в непосредственной близости от промышленного предприятия невозможно создать зону отдыха – это противоречит как действующим санитарным нормам, так и здравому смыслу.

Увеличение техногенной нагрузки на акваторию Кандалакшского залива может стать губительным для Кандалакшского залива, который и без того испытывает слишком большое воздействие (Кандалакшский морской торговый порт, порт «Витино», нефтебаза и ставшие регулярными разливы нефтепродуктов, деятельность городских предприятий), а также для Кандалакшского заповедника – особо охраняемой природной территории федерального значения.

Часть Кандалакшского залива, включая Кандалакшский заповедник, является водно-болотными угодьями международного значения, в соответствии с Рамсарской Конвенцией Российская Федерация обязана не допускать ухудшения экологической обстановки, нарушений естественного гидрологического и гидрохимического режима водоема, даже если хозяйственная деятельность ведется за пределами водно-болотного угодья.

В целом, горожане сказали своё «Нет» передаче земель в производственную зону. По данным счётной комиссии «против» проголосовало 226 человек, воздержалось 19, за передачу земель проголосовало всего 8 человек.