Ученые Стэнфорда: ядерным отходам США требуется «перезагрузка»

Brunswick Nuclear Generating Station АЭС Брансуик, США. Credit: flickr.com/photos/nrcgov/

10 декабря 2018 года Стэнфордский университет официально представил доклад «Перезагрузка стратегии и политики в области управления ядерными отходами Америки» (Reset of America’s Nuclear Waste Management Strategy and Policy). Доклад подготовлен экспертами таких базирующихся в Стэнфорде институтов, как Центр международной безопасности и сотрудничества, Институт международных исследований им. Фримена Спогли и Институт энергетики Прекорта. Для работы над докладом было проведено пять открытых совещаний по выработке основных положений инициативы «перезагрузки» и привлечено порядка 75 экспертов из разных стран. Итогом трехлетней работы стал 126-страничный документ с четкими рекомендациями по реформе сферы обращения с ядерными отходами в США.

Как заявляют авторы в самом начале своего доклада, несмотря на ежегодные расходы, исчисляющиеся миллиардами долларов, у США нет действующей программы утилизации ни отработавшего ядерного топлива коммерческих АЭС, ни высокоактивных РАО вместе с ОЯТ оборонных программ. В целом программа по обращению с ядерными отходами в США представляет собой все туже затягивающийся гордиев узел – клубок технических, научных, логистических, законодательных, юридических, финансовых, социальных и политических противоречий. «Нет ни одной группы, института или государственной организации, стимулом которой было бы найти решение, как нет и никакого одного института, который бы нес полную ответственность за провал американской программы», – констатируют авторы исследования.

Кардинально изменить ситуацию, по мнению экспертов, может только создание абсолютно новой структуры – по сути, частного национального оператора по обращению с ОЯТ и РАО. Компании-владельцы АЭС должны создать специальную независимую некоммерческую организацию по управлению ядерными отходами, которая возьмет на себя всю заботу об отработавшем ядерном топливе АЭС (временное хранение, упаковку, транспортировку) с обязательной последующей финальной изоляцией ОЯТ в пункте глубинного захоронения ядерных отходов. Под контроль этой организации также должны постепенно перейти все средства фонда ядерных отходов, которым сейчас распоряжается конгресс США, и в который американские АЭС уже перечислили более 40 млрд долларов.

Авторы доклада подчеркивают, что предлагаемая новая организация-нацоператор должна заниматься только ядерными отходами коммерческого сектора атомной энергетики – ответственность за ядерные и радиоактивные отходы различных американских оборонных программ должна по-прежнему лежать на федеральном правительстве. Такой подход, как отмечается в документе, позволит новой организации выполнить свою главную задачу – захоронить в глубинных геологических пластах практически все отработавшее ядерное топливо американских АЭС.

Такое четкое целеполагание диктует те необходимые действия, которые властям США необходимо выполнить для «перезагрузки» своего бэкенда ядерного топливного цикла (ЯТЦ). В частности, авторы доклада рекомендуют конгрессу США обязать министерство юстиции обеспечить единство бэкенда ЯТЦ: платежи в фонд ядерных отходов должны позволять кондиционировать и упаковывать ОЯТ именно для целей его глубинного геологического захоронения. Новая организация-нацоператор и владельцы американских АЭС должны создать единую интегрированную систему управления ОЯТ и высокоактивными РАО, которая в том числе будет предусматривать переупаковку существующих ядерных отходов в меньшие по размеру оболочки, подходящие под транспортировку и окончательное захоронение. И наконец, самое главное: американский конгресс должен подтвердить, что конечной целью обращения с отработавшим ядерным топливом и высокоактивными радиоактивными отходами является их глубинное захоронение в одном (или нескольких) подземных репозиториях.

Но где должен размещаться искомый подземный репозиторий (пункт глубинного захоронения), куда будет свозиться на вечное захоронение все ОЯТ и ВАО из разных уголков Соединенных Штатов? «За последние полвека в ходе реализации национальных программ по обращению с ядерными отходами в более чем дюжине стран делалось, как минимум, 24 попытки определения места под пункт их глубинного геологического захоронения. Такое место действительно было выбрано только в пяти таких случаях, – подчеркивается в докладе. – Почти половина инициатив заканчивалась преждевременно из-за отсутствия социальной приемлемости проекта. В таких провалившихся попытках, как правило, использовалась стратегия «решили-объявили-защищаемся», когда почти или вовсе без общественного обсуждения выбираются потенциальные площадки под размещение объекта, происходит оповещение об этом местных жителей, а затем любые возражения и критика отметаются сходу».

Авторы доклада убеждены, что критически важным элементом успешной реализации новой программы в области управления ядерными отходами США является широкое участие общественности и консенсусный подход. Необходимо установить высокий уровень доверия между оператором проекта и регулятором с одной стороны, и местными и региональными властями с другой стороны. Такое доверие должно сохраняться на протяжении десятилетий, вплоть до полного завершения проекта (окончательного запечатывания пункта глубинного захоронения). Должны быть предусмотрены эффективные механизмы, дающие местным и региональным властям решающий голос в процессе принятия решений на протяжении всего срока реализации программы по созданию пункта глубинного захоронения. Проще говоря, у местных жителей всегда должно быть право сказать «нет» на любом этапе реализации программы.

Участие общественности и доверие к местным жителям также должно проявляться и в случае с обоснованием безопасности будущего пункта глубинного захоронения ОЯТ и РАО, уверены авторы доклада: «Кроме независимого анализа технических вопросов проекта со стороны независимых экспертов из других стран, следует предусмотреть финансирование для того, чтобы местные жители, индейские племена и штаты могли самостоятельно нанять экспертов для проведения своего независимого анализа».

На текущий момент в США накоплено более 80 тысяч тонн отработанного ядерного топлива с атомных электростанций. После неудачи с проектом строительства репозитория Юкка-Маунтин процесс выбора места размещения нового пункта глубинного захоронения ядерных отходов так и не начат. Последние двадцать лет налогоплательщики США ежегодно выплачивают по судебным решениям более 500 миллионов долларов компаниям-владельцам атомных электростанций за то, что федеральное правительство не в состоянии вывезти ОЯТ с площадок временного хранения при АЭС в пункт их окончательной изоляции.

Александр Анатольев