Полуостров Ямал: накопленные экопроблемы и новые нефтегазовые проекты

P1090496 «Ямал СПГ», Сабетта. Credit: Анна Киреева

«Мы едем по газу»

Две сотни журналистов из всех арктических регионов России и 23 стран мира смогли посетить завод «Ямал СПГ» в рамках международного конгресса СМИ «Арктический медиамир», который прошел в Салехарде на прошлой неделе.

Темнота полярной ночи в Сабетте не мешает рассматривать из окна автобуса хорошо освещенные сооружения завода, множественные КПП, емкости с газом, электростанцию. Проект, в который мало кто верил, был реализован на год раньше графика. Сложно себе представить, что несколько лет назад на этом месте была обычная тундра, где едва ли росли деревья.

Поскольку местность очень болотистая, было крайне непросто найти площадку для строительства завода. Около 30 тонн песка, намытого из местных рек и озер, помогли создать искусственно насыпанные сооружения.

«Площадка завода, дорога и т.д. – все это искусственно насыпанные сооружения. Под нами расположены продуктивные залежи на глубину от 1 км до 3,5 км. Всего на месторождении будет пробурено 208 скважин, которые группируются на 19 кустовых площадок. Мы едем сейчас прямо над газом – это одно из преимуществ проекта, существенно сокращающее его себестоимость», – рассказывает первый заместитель директора проекта «Ямал СПГ» Дмитрий Монаков.

aeroport Международный аэропорт Сабетта. Credit: Анна Киреева

Сохранить вечную мерзлоту

Он единственный, кто обмолвился о том, что, несмотря на впечатляющие современные конструкции и высокие стандарты безопасности, у проекта есть один серьезный изъян, которого было не избежать – все сооружения завода построены на вечной мерзлоте. Ученые же утверждают, что последствия изменения климата и повышения температуры мерзлоты могут быть катастрофическими для полуострова.

По словам Монакова, это месторождение расположено на территории вечных мерзлых грунтов, и мерзлота уходит вглубь на 400 метров. Это очень плохой грунт для строительства – если он растает, то это проведет к серьезным авариям на сооружениях.

«Один из вызовов проекта – сохранить вечную мерзлоту, поэтому все наши объекты, в том числе, завод СПГ, стоят на сваях, чтобы тепло от зданий и сооружений не влияло на вечную мерзлоту, не нарушалась устойчивость. Всего сооружения завода занимают площадь примерно в 2,5 км на 2 км», – отметил он.

IMG_5726 Вахтовый поселок. Credit: Анна Киреева

Сейчас в вахтовых поселках неподалеку от комплекса проживают около 15 000 человек. Вахта длится от месяца до трех. В пик строительства там проживало до 34 000 человек единовременно.

Но «Ямал СПГ» – это не только завод, построенный на берегу Карского моря. Это и международный аэропорт, а также морской порт для доставки строительных грузов и вывоза произведенного сжиженного природного газа.

Завод строился по модульному принципу – каждый из 142 модулей был сделан отдельно, оснащен всем необходимым оборудованием и доставлялся на место судами, которые шли либо по Суэцкому каналу около 3-х месяцев, либо по Северному морскому пути – тогда маршрут занимал около месяца.

P1090491 Актический танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» в порту Сабетта. Credit: Анна Киреева

В морском порту Сабетта модули выгружались и на специальных тележках доставлялись на точку. Сейчас для Сабетты построено восемь танкеров из запланированных пятнадцати.

«Остальные танкеры еще строятся. Их уникальность в ледокольном классе. Каждый танкер – это ледокол», – рассказал Монаков.

Наша миссия – производить углеводороды

Если говорить цифрами сухой статистики, то в российской Арктике живет менее 2% россиян, создается свыше 11% ВВП, обеспечивается более четверти экспорта. Добывается и производится 95% российского никеля и кобальта, более 80% газа, 25% нефти и 60% меди. Ямал – это пятая часть всей Арктической зоны РФ.

P1090500 Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов. Credit: Анна Киреева

Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов едва ли представляет себе безуглеродное будущее Ямала.

«Мы даем так много углеводородной энергии, у нас более 80% добычи газа страны, одна пятая всей мировой добычи, плюс существенное количество нефти и газоконденсата. Миссия нашего региона – эффективная добыча углеводородов с учетом экологических требований и прав народов, которые здесь жили веками. Зная наши запасы (от 15 до 30 триллионов кубометров газа) – трудно представить, что это за объемы. Но они гарантируют, что при сохранении текущего роста потребления в мире работы здесь будут длиться десятилетиями», – подчеркнул он.

«Ямал СПГ» выходит на полную мощность

На прошлой неделе премьер-министр России Дмитрий Медведев присутствовал на запуске третьей, последней очереди проекта, который выходит на свою плановую мощность.

Каждая из технологических линий завода по сжижению газа имеет мощность в 5,5 млн тонн СПГ в год. Суммарно мощность завода составляет 16,5 млн тонн.

P1090496 «Ямал СПГ», Сабетта. Credit: Анна Киреева

Заводы СПГ являются большими потребителями электроэнергии, поэтому среди сооружений есть и собственная электростанция мощностью 376 МВт. Сжиженный природный газ хранится в четырех резервуарах емкостью по 160 000 кубометров каждый.

Конечно, это не единственный проект на Ямале. Совсем недавно другое месторождение – Бованенковское – было запущено на полную мощность в 115 млрд кубометров газа в год. Ожидается освоение Харасавэйского и других месторождений.

«Развитие региона должно быть устойчивым. Для нас принципиально важна защита окружающей среды и прав коренных народов», – рассказал губернатор округа, в котором каждый десятый житель региона – представитель коренных народов.

Тяжелое экологическое наследие

«Меня в Сабетте поразило то, что впервые на Крайнем Севере я не увидел разбросанное ржавое железо», – поделился своими впечатлениями известный российский журналист Сергей Брилёв.

Тяжелое экологическое наследие округу досталось от первой волны освоения региона, которая пришлась на вторую половину прошлого века. Именно тогда в регионе появлялись новые промыслы, и быстро возводились новые города. Страна требовала скорейшего достижения рекордных результатов, и они достигались, в том числе, за счет несоблюдения экологических принципов.

P1090516 Салехард. Credit: Анна Киреева

В 2012 году начались экологические проекты по очистке территории Ямала. Начали с острова Белый.

«Когда мы прибыли туда впервые, мы были в шоке от увиденного и совсем не понимали, как с этим справиться. Летом мы работали вручную, чтобы не нарушить пока неповрежденные тундровые покровы, которые очень ранимы. Зимой использовали тяжелую технику, которая работала по снегу», – рассказал депутат ГосДумы Владимир Пушкарев.

По его словам, в брошенных домиках военной части отлично проживали медведи. Около ржавых бочек с остатками горючего паслись олени. Волонтеры, которых, к слову, было 15 человек на место, сначала разбирали все конструкции, разрезали на части тяжелую технику, складировали металлолом. Потом это все постепенно вывозилось.

Очистка острова Белый после деятельности военных и геологов уже завершена. Сейчас это зеленая красивая зона. Следующий на очереди – остров Вилькитского.

P1090520 Салехард. Credit: Анна Киреева

По словам губернатора округа, сейчас есть договоренности с ПАО «Газпром» о том, чтобы развитие Харасовэйского шло параллельно с очисткой территории, чтобы через пару лет там не осталось накопленного ущерба.

Он отметил, что сейчас развитие проекта идет в соответствии с жесткими экологическими требованиями. И во многом это происходит не только из-за законодательных норм, а из-за иностранных акционеров проекта (французский «Тоталь» или Китайская национальная нефтегазовая корпорация и Фонд Шелкового пути), которые хотят, чтобы их проекты были не только эффективными, но и «репутационно экологическими».

Анна Киреева

anna@bellona.ru