Фудшеринг, магазины без упаковки и другие российские инициативы «Ноль отходов»

10_2 Многоразовые трубочки для коктейлей. Credit: Zeero.ru

Статья подготовлена специально для 72 номера издаваемого «БЕЛЛОНОЙ» журнала «Экология и право».

В новой редакции российского Закона «Об отходах» в основных направлениях госполитики в области обращения с отходами закреплен приоритет повторного использования, сокращения и предотвращения образования отходов, а также их сортировки и переработки перед захоронением и сжиганием.

На практике, если говорить о действиях властей, приоритеты перевернуты вверх дном – мусоросжигание получает поддержку на федеральном уровне, верх прогресса в отдельных регионах – раздельный сбор отходов, сортировка и переработка. Цели и мероприятия по сокращению и предотвращению образования отходов за редким исключением отсутствуют в основополагающих документах, регламентирующих управление отходами, – территориальных схемах и региональных программах.

Однако прогрессивная часть российского общества все активнее вступает в борьбу за «ноль отходов». Появляются новые проекты и инициативы – гражданские, волонтерские, предпринимательские, интернет-инициативы, которые предлагают товары и решения в концепции «Ноль отходов». Эти инициативы, с одной стороны, появляются в ответ на социальный спрос, на растущий рынок потребителей с новыми ценностями и этикой, для которых забота о природе и снижение экоследа – не пустой звук. С другой стороны, у таких проектов сильная просветительская и социальная составляющая, и они активно формируют спрос на экологичные решения для повседневной жизни. Мы расскажем о нескольких ярких инициативах, которые можно и стоит тиражировать в российских регионах.

Магазины без упаковки: теперь и в России

В Россию пришла тенденция, которая активно набирает обороты в мире: в нашей стране открылось уже 6 магазинов без упаковки (zero waste). За рубежом таких магазинов более 300 – как небольших локальных, так и целых сетей магазинов или супермаркетов.

В магазине без упаковки можно купить товары на развес или розлив в свою упаковку или тару (например, в многоразовый контейнер, банку, мешочки и т. д.) или в залоговую многоразовую тару магазина – ее можно вернуть при следующей покупке и получить взамен скидку.

Первый в России «Магазин без упаковки» открыла в Петрозаводске Любовь Сорокина. Сегодня действуют магазины «Развесная лавка» в Бийске, «Пакетам нет» в Тюмени, «Душица» в Перми (в форме интернет-магазина), недавно открылись ZeroWasteShop в Москве и магазин «Покупай правильно» в Петербурге. На сегодня в магазинах продаются в основном товары длительного хранения (так как обороты пока небольшие): крупы, мука, макароны, чай, кофе, печенье, сладости, оливковое масло, орехи, сухофрукты и т. п. Также можно приобрести экологичную бытовую химию (твердый шампунь и мыло, средства для стирки и мытья посуды без упаковки и т. д.) и различные сопутствующие товары – многоразовые сумки, бахилы, мешочки, трубочки, бамбуковые щетки, бутылки для воды. Пластиковых пакетов нет, но можно встретить бумажные – впрочем, магазины стараются отучить покупателей и от них.

Первые российские магазины без упаковки неизбежно сталкиваются со сложностями. Например, приходится искать поставщиков, у которых можно купить товар оптом на развес и без фасовки – что непросто, так как большинство товаров с фабрик уже упакованы, а оптовики в основном работают с фасовкой. Или – высокая стоимость оборудования (диспенсеры, позволяющие продавать на развес и т. д.), риски порчи и повреждения товара под воздействием внешних факторов или длительного хранения.

Есть надежда, что благодаря высокой мотивации создателей таких магазинов и их клиентов внести вклад в безотходный мир мы будем узнавать о появлении новых магазинов без упаковки в России.

Фудшеринг: движение спасателей еды от свалок

По данным ООН, около трети всех производимых в мире пищевых продуктов выбрасывается. Движение фудшеринг (от food – еда, share – делиться, обмениваться), объединяющее спасателей еды, или фудсейверов, зародилось в Москве и Петербурге в 2015 году. Его основатели опирались на опыт немецкого проекта foodsharing.de. Проект позиционирует себя как экологический и борется против выбрасывания продуктов питания и роста свалок. Как это работает? Активисты фудшеринга связывают организации, которые вынуждены выбрасывать остающуюся в конце дня еду (кафе, рестораны и т. д.) с людьми, готовыми эту еду забирать. Для этого подбирается команда, которая забирает еду у этих организаций, чтобы спасти ее от выбрасывания. Обычно фудсейвер получает несколько килограммов еды и дальше бесплатно распределяет ее (например, относит в фонды помощи и приюты, раздает бездомным и другим нуждающимся, делится со своими знакомыми, часть оставляет себе). В проекте «Фудшеринг Москва» (foodsharing.ru) распределение идет на благотворительной основе: фудсейвер может оставить себе необходимую часть, но большую часть должен раздать нуждающимся.

Есть также проект «Фудшеринг. Отдам даром еду» и подобные региональные группы, где любой человек может отдать пригодную еду, которая ему не нужна. В данный момент с проектом «Фудшеринг» в Москве и Петербурге активно работают десятки команд фудсейверов, несколько десятков организаций (рестораны, кафе, пекарни, кондитерские, продуктовые магазины, крупные производства и небольшие ИП). За время существования проекта в двух столицах было спасено более 270 тонн еды. Стать фудсейвером можно, заполнив анкету на сайте foodsharing.ru.

В разных городах начали появляться группы фудшеринга, которые базируются в соцсетях. По словам основательницы московского проекта Анны Успенской, за три года как фудшеринг, так и сама идея спасения еды стали намного популярнее: «Если в самом начале нам было сложно искать новых партнеров, то сейчас они часто обращаются к нам сами». Анна делится долгосрочными планами развития: «Больше всего хотелось бы сделать из проекта устойчивую организацию. Для этого нужно решить юридические вопросы. Во-первых, это возврат НДС, который теряют организации при оформлении безвозмездной передачи, то есть утилизировать или выбросить им выгоднее, чем отдать бесплатно. Во-вторых, на некондицию – чуть подмятые фрукты и овощи, товары со вскрытой или поврежденной упаковкой – сейчас нет возможности официально оформить договор о передаче для использования людьми. Нужно, с одной стороны, искать способ официально работать с этой категорией, с другой – создать собственные стандарты безопасности».

От экосумок к экомешочкам…

Многоразовые сумки как альтернатива пластиковым пакетам – уже привычная для многих вещь на фоне роста движения сознательных покупателей. Для проблемы мелких фасовочных пакетов (для овощей, фруктов, зелени и т. д.) тоже появилось решение, набирающее популярность. Это многоразовые мешочки, которые в России стали распространяться под названиями «экомешочки» и «фруктовки». Сейчас активно развивается целое сообщество мастеров – малых предпринимателей, которые шьют такие мешочки вручную. Их можно заказать в интернет-магазинах в разных городах за 50-100 рублей. Шьются мешочки из полиэстера, тканей для штор – для овощей и фруктов; из хлопка или льна – для сыпучих продуктов, хлеба; из плащевки – для немытых овощей. Синтетические ткани легко моются или стираются, быстро сохнут. Размеры можно заказать самые разные, кто-то делает мешочки из обрезков в духе «ноль отходов». У мешочков есть удобная самозатягивающаяся веревочка.

Несколько лет назад экомешочки стали шить активисты из разных городов, среди них – Екатерина Хомич из Воронежа, в 2017 году на волонтерском слете Гринпис она предложила объединяться: так запустился межрегиональный проект «Экомешочки». Сообщество проекта ВКонтакте насчитывает более 5000 человек, в группе публикуются контакты производителей экомешочков в разных городах, сейчас их уже около 70 (кроме российских есть мастера из Казахстана, Беларуси, Украины). У некоторых мастеров есть свои сайты, где можно заказать экомешочки. Один из примеров – интернет-магазин «ЭкоЛенивец», его создательница Татьяна Мирончук из Балашихи (Московская область) сшила и продала с конца 2017 года уже около 10 тысяч мешочков.

Татьяна рассказывает, что началось все с практики раздельного сбора отходов. Производство мешочков получилось запустить без особых первичных вложений (в отличие от пункта приема вторсырья, об открытии которого она также думала). Татьяну радует, что спрос постепенно растет, меняется и портрет покупателя: если вначале это были в 99,9% случаев женщины, то сейчас покупателей-мужчин – уже 13%, появляются совсем юные покупатели.

…и многоразовым бахилам

Появляется все больше интернет-магазинов, где можно приобрести многоразовые бахилы как альтернативу одноразовым, которые в огромном количестве пополняют свалки. Такие бахилы шьются из плотной водонепроницаемой ткани, которая называется Oxford, с пропиткой из полиуретана. Как правило, их можно найти в магазинах, продвигающих экотовары, вместе с другими решениями для жизни zero waste.

В Интернете разошелся сюжет местного телевидения Тюмени, где рассказывается о местном производителе, который оптом продает такие бахилы разных размеров и цветов: только за полгода тюменские учреждения (детские сады, клиники, фитнес-клубы и т. д.) купили 11 тысяч пар бахил, приходят заказы и из других регионов. Соображения у покупателей не столько экологические, сколько экономические: выходит дешевле одноразовых, даже с учетом стирки.

Моя трубочка для коктейля не убьет черепаху

Несколько лет назад Интернет взорвало видео, где морские исследователи удаляют трубочку для коктейля из носа морской черепахи, мучительный для животного процесс занимает почти 10 минут. Например, только в Великобритании, по официальным данным, ежегодно выбрасывается до 8,5 млрд соломинок (впрочем, британское правительство заявило о планах по их запрету). Большинство одноразовых трубочек попадает на свалки, в леса, в реки и океаны, где создают угрозу для животных.

На этом фоне набирают популярность многоразовые альтернативы. Одним из первых распространять многоразовые трубочки в нашей стране начал проект Zeero.ru, который стартовал в ноябре 2017-го. Запустить проект его основателей побудила кампания Stop Sucking по отказу от одноразовых соломинок и тот факт, что многоразовые практически невозможно купить в России, и люди о них не знают. На сайте проекта можно заказать трубочки на любой вкус – металлические, стеклянные или бамбуковые, прямые или изогнутые. Ухаживать за ними легко с помощью специального ершика, в наличии есть также сумочки для трубочек. Главное, при заказе напитка не забыть сказать официанту, что вам не нужна трубочка. Сейчас Zeero.ru
предлагает целый комплект многоразовых альтернатив для жизни «ноль отходов»: экомешочки и экосумки из различных материалов, многоразовые бахилы, бамбуковые зубные щетки, термокружки, бутылки, мимикаки (многоразовые ушные палочки) и другие альтернативы одноразовым вещам.

Основательница проекта Елена Артамонова отмечает постоянный рост продаж на фоне того, что про многоразовые трубочки стали гораздо больше говорить: «За восемь месяцев мы продали несколько тысяч трубочек в розницу. Сейчас мы развиваем оптовое направление, чтобы трубочки появились в ресторанах и обычных магазинах. Помимо сайта наши трубочки уже можно купить в трех магазинах без упаковки – в Москве, Петербурге и Тюмени. Кроме Москвы и Питера, примерно половина заказов уходит в регионы, в том числе в небольшие поселки в глубинке».

Благотворительность + «ноль отходов»

Благотворительные магазины, число которых растет в России, работают по схожей схеме: люди передают им ненужные вещи (в сам магазин или в сеть боксов для приема одежды), хорошие вещи продаются в магазинах и прибыль идет на социальные или экологические проекты; 80-90% вещей в хорошем состоянии распределяются между нуждающимися людьми. Некоторым магазинам удается сдавать на переработку одежду в плохом состоянии (ветошь) и дарить ей вторую жизнь. Далее мы расскажем о нескольких таких магазинах, которым удается обеспечивать замкнутый цикл.

Первый в России благотворительный магазин «Спасибо!» открыла в Петербурге
в 2010 году Юлия Титова. Сейчас в Питере действует 6 магазинов, вещи можно передать в 107 контейнеров. В 2015 году «Спасибо!» запустило собственный центр по переработке старой одежды, где ее преобразуют в регенерированное волокно. Оно применяется в строительстве как материал для шумоизоляции, при изготовлении ватных подушек, матрацев, одеял, мебели, игрушек, спецодежды, ватина и других изделий.

Charity shop – известный социальный бизнес, который обеспечивает полный цикл повторного использования и переработки одежды в Москве и регионах. Сейчас в Москве открыто 4 магазина и столько же – в регионах (Кострома, Ростов Великий, Ярославль, Иваново). Ненужная одежда и домашний текстиль собираются через сеть контейнеров, установленных в городе: вещи в плохом состоянии передаются на переработку в текстильные салфетки, ватин, шумоизолятор или обтирочную ветошь. Так, только за 2017 год было сдано на переработку более 20 тонн текстильных отходов, из которых было произведено 175 тысяч тряпок для мытья полов. В сентябре Charity shop запускает собственные мощности по переработке ветоши.

Проект «Вещеворот» в Челябинской области действует по подобной модели, это сеть благотворительных магазинов в Челябинске, Магнитогорске, Кыштыме, Озерске, Сатке. Проект основан Дмитрием Закарлюкиным. Текстиль, который остается после распределения и продажи хороших вещей, передается на переработку, из него делается обтирочная ветошь.

Сейчас подобные благотворительные магазины действуют во многих городах России – в Саранске, Иркутске, Уфе, Улан-Удэ и многих других, открываются новые. Не всем удается обеспечить переработку ветоши из-за отсутствия предприятий по переработке, тем не менее такие проекты вносят весомый вклад в повторное использование вещей и продление их жизни.

В мою чашку, пожалуйста

Ряд инициатив связан с предотвращением образования мусора от употребления напитков. Одна из них – My Сup, Please – зародилась в Беларуси и перекочевала в Россию.

Организаторы кампании договариваются с кофейнями о том, что если человек приходит со своей кружкой в качестве альтернативы одноразовому стаканчику, то получает скидку на напиток. Такие кофейни отмечают на карте вместе с теми, которые открыто сообщают о возможности налить напиток в свою кружку. Таким заведениям предоставляются специальные плакат и наклейка My Сup, Please. Одна из задач – просвещать людей о том, что одноразовые бумажные стаканчики, покрытые изнутри тонкой пластиковой пленкой, не перерабатываются. С 2017 года проект развивается в Петербурге благодаря Варваре Яровой и ее команде. Уже почти в 40 кофейнях города и области можно получить скидки за пользование собственной многоразовой кружкой. Их можно найти на российском сайте проекта mycupplease.ru и на карте в группе ВКонтакте. Первые кофейни присоединились к My Сup, Please в Перми, Иркутске, Северобайкальске, появляются желающие развивать проект в других городах.

Другая подобная инициатива «Наполним заново», запущенная питерским вегетарианским кафе «Рада & К», объединяет кафе и другие подобные заведения, где можно бесплатно набрать питьевую воду в свою бутылку и таким образом уменьшить количество мусора. К акции присоединилось около 60 заведений – они наносятся на онлайн-карту и размещают в своих заведениях специальные наклейки.

Хочется отметить, что мы осветили далеко не все российские инициативы в концепции «Ноль отходов», их гораздо больше, постоянно появляются новые. Несколько слов стоит сказать о поддержке подобных инициатив со стороны государства и общества как в мире, так и в России.

В тех странах, которые ставят целью развитие циклической экономики, вводятся системные меры поддержки подобных инициатив в концепции «Ноль отходов» и повторного использования, различные стимулы и мотивации (налоговые льготы, льготы по аренде и т. д.). Например, Министерство финансов Швеции в конце 2016 года выпустило «Стратегию устойчивого потребления», в которой планируются меры по стимулированию практик sharing economy (экономики совместного пользования), снижение НДС с 25% до 12% для услуг по ремонту различных товаров и т. д. Другой пример – в ряде стран благотворительные магазины получают серьезные налоговые льготы и послабления по аренде. Например, в Великобритании 80% стоимости аренды покрывает государство. Правительства также косвенно стимулируют развитие рынка zero waste и решений в духе экономики замкнутого цикла, вводя запреты и ограничения на неустойчивые практики в сфере управления отходами. Один из свежих примеров – недавнее заявление, что к 2025 году в большинстве стран ЕС будут запрещены реализация и использование неперерабатываемого одноразового пластика.

В России подобные волонтерские и социально-предпринимательские инициативы являются в основном низовыми, продвигаются через Интернет и имеют небольшую аудиторию, им пока сложно тягаться с крупными ритейлами и бросать серьезный вызов обществу потребления. До мер господдержки тоже пока далеко – многие чиновники часто не понимают, как на практике могут реализовываться первые приоритеты госполитики в области обращения с отходами (повторное использование, сокращение и предотвращение образования отходов), и считают, что это то же самое, что раздельный сбор и переработка отходов. Хотя и есть первые исключения: в начале года вышло распоряжение Комитета по культуре Ленобласти о запрете использования пластиковой посуды, полиэтиленовых пакетов и упаковки при проведении культурно-массовых мероприятий и в подведомственных комитету госучреждениях.

На этом фоне тем важнее поддержка таких инициатив со стороны активной части общества – рублем, участием и репостом. Мы можем «голосовать кошельком», заказывая товары zero waste у социальных предпринимателей и приглашая к этому друзей. Можем проявлять гражданскую активность – создавая социальный запрос и требуя от органов власти системных решений, а от крупных ритейлов – экологичных альтернатив. «Голосовать действием» – делая каждый день маленький выбор в пользу «ноль отходов», например брать с собой многоразовую кружку и экосумку и заводить другие заботливые привычки. Так победим.

Татьяна Честина