News

Раздельное накопление отходов как инициатива УК и ТСЖ

Опубликовано: 20/11/2018

Автор: Анна Гаркуша

Несмотря на приоритеты госполитики в области обращения с отходами, раздельный сбор отходов (РСО) совершенно выпал из чьей-либо зоны ответственности. Никто не обязан его внедрять, а региональный оператор может даже не разрешить – согласно п. 21 Постановления Правительства от 12.11.2016 № 1156. Чьей же инициативой должна стать организация раздельного сбора (накопления) на придомовой территории?

Анна Гаркуша из экологического движения «РазДельный сбор» специально для журнала «Экология и право» разбиралась в том, могут ли управляющие компании и ТСЖ заниматься раздельным накоплением отходов самостоятельно.

Кому нужен раздельный сбор (накопление) отходов?

Раздельный сбор (накопление) отходов нужен заготовительным и перерабатывающим предприятиям, с одной стороны, и УК (ТСЖ) и населению, с другой.

1. Заготовителям нужно вторсырье, для того чтобы передать его на переработку. На этом этапе необходимо знать две важные вещи:

а) раздельное накопление и сбор вторичного сырья – процесс затратный, повышающий себестоимость этого вторсырья на выходе;

б) само вторсырье должно быть недорогим, чтобы его купил переработчик.

2. Для граждан и УК (ТСЖ) РСО нужен по другим причинам:

а) часть населения имеет высокий уровень экологической культуры и осознает, что отходы вредно отправлять на помойку, их надо собирать раздельно и перерабатывать, поэтому граждане обращаются в свои УК и ТСЖ с просьбой установить на придомовой территории контейнеры для вторсырья;

б) другая часть населения готова участвовать в раздельном накоплении отходов, но хотела бы получать за это если не вознаграждение, то хотя бы экономию;

в) УК и ТСЖ уже понимают, что за счет раздельного сбора (накопления) серьезно снижается количество смешанных ТКО, и тут можно было бы сократить расходы.

В Европе вторичные отходы от населения вывозятся бесплатно. Но, как уже говорилось, затраты заготовителя на вывоз и подготовку вторсырья к продаже очень высоки, при этом ему необходимо сохранять конкурентоспособную цену на свой товар. Поэтому, чтобы вывозить отходы бесплатно, он должен получить дотации из других источников, например, от товаропроизводителей, которые вынуждены обеспечивать утилизацию своей продукции и тоже заинтересованы в ее раздельном накоплении. На сегодняшний день этот канал дотирования раздельного накопления не работает в силу несовершенства законодательства. Экономия УК (ТСЖ) в таком случае может появиться только за счет дифференцированного тарифа: смешанные отходы – дороже, раздельно собранные – значительно дешевле.

Варианты внедрения РСО в УК (ТСЖ)

1. В первую очередь следует спросить у регионального оператора, может ли он предоставить такую услугу и на каких условиях. Региональный оператор может не захотеть внедрять раздельный сбор, потому что его стратегия основана на извлечении вторичного сырья из смешанных отходов на сортировках. Другой вариант: региональный оператор не возражает поставить разные бачки для стекла, макулатуры и ПЭТ, но вывоз все равно будет осуществляться по единому тарифу. В таком случае экономии не получится. Самый лучший вариант – когда региональный оператор заключает соглашение с товаропроизводителями, реализующими РОП, и внедряет полноценный РСО на условиях дифференцированного, или вовсе бесплатного вывоза.

2. Если региональный оператор не заинтересован внедрять РСО на контейнерной площадке, то, согласно законодательству, можно заключить соглашение на предоставление услуг по вывозу раздельно накопленных отходов с отраслевым оператором (заготовителем). Однако здесь может случиться конфликт интересов регионального оператора (извлекать вторсырье на сортировках) и отраслевого оператора (получить вторсырье на придомовой территории), исходя из чего разрешения на организацию РСО на контейнерной площадке сторонними организациями региональный оператор не даст.

В таком случае имеет смысл выводить отходы из-под понятия «ТКО» в понятие «отходы от использования товаров» (понятийный аппарат Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Для этого отходообразователь, в нашем случае – УК (ТСЖ), должен сделать протоколы биотестирования на те отходы, которые он планирует собирать раздельно, чтобы доказать, что это отходы V класса опасности (не ТКО). И в таком случае на них не распространяется требование организовывать накопление именно на контейнерной площадке.

3. Поиск места, куда поставить контейнеры для вторсырья. Если придомовая территория входит в состав многоквартирного дома, то по согласованию с УК можно ставить в любом месте, главное – соблюдать пожарную безопасность. Если не входит, то необходимо узнать, в чьем ведении эта территория, чтобы обратиться за разрешением на организацию места раздельного накопления отходов (МРНО).

Проблема состоит в том, что чиновники не всегда уверены в широте своих полномочий и часто не готовы взять на себя такую ответственность. Тем не менее они имеют право на согласование организации мест раздельного накопления отходов, и их надо убеждать.

Как подобрать подходящую заготовительную компанию

1. Посмотреть на карте recyclemap.ru, где и кто в вашем регионе уже устанавливает контейнеры для вторсырья.

2. Погуглить по ключевым словам «продам» или «куплю» вторсырье в вашем регионе.

3. Обратиться за помощью к региональным экологическим движениям.

Заготовители могут предложить работать на совершенно разных условиях: возмездно, безвозмездно; с арендой контейнеров, с передачей в собственность и т. п. Если позволяет площадь, то заготовителю желательно выделить закуток для прессования отходов (пластик и макулатура) и хранения до товарных объемов. Все форматы хороши, главное свериться с буквой закона относительно полномочий УК.

Важно не забывать, что:

– необходимо оформить отношения с заготовителем официально;

– в договоре распределить зоны ответственности: на каких условиях ставят контейнеры, в каком режиме вывозят, какие именно отходы собираются, как подготовить эти отходы к сдаче, кто несет ответственность за порядок вокруг контейнеров и т. п.;

– отдельно обсудить программу информирования населения про новый порядок раздельного накопления.

Как ощутить экономию?

С 1 января 2019 года услуга по вывозу отходов из жилищной становится коммунальной, все средства, собираемые с жителей, перечисляются региональному оператору, минуя УК. Население платит за вывоз отходов по тарифу, умноженному на норматив образования отходов (количество отходов, которое образует среднестатистический житель в год, по расчетам профильных ведомств региона).

УК может выбрать способ учета образовавшихся отходов: по нормативу или по факту. При учете по нормативу экономии от раздельного накопления достичь невозможно, а вот если учет ведется по факту, то гипотетически региональный оператор получит только ту сумму, на которую он вывез. Разницу, получившуюся между собранной с жителей суммой и той, которая причитается региональному оператору за предоставленную услугу, согласно законодательству полагается пересчитать и либо вернуть, либо зачесть переплату при будущих начислениях.

Теперь о проблемах. Вышеуказанные перезачеты – это дополнительная нагрузка на бухгалтерию УК, поэтому для крупных УК возникшая экономия означает, скорее, лишнюю суету, чем эффективную работу, и может саботироваться.

Поскольку вывезенные отходы учитывают по объему контейнеров для ТКО, то может так случиться, что в контейнере на 14 кубов вывезли всего 10. Чтобы избежать переплат, надо просто поменять большой контейнер на меньший, если вы видите, что количество смешанных отходов снижается.

К сожалению, жители многоквартирного дома будут участвовать в РСО по-разному. А экономия для всех будет равная. В европейских странах такая ситуация ведет к росту коллективной ответственности. Как будет в России – время покажет.

Итак, мы видим, что раздельный сбор в России возможен – но не в каждом дворе, не сразу, да и с некоторыми усилиями.

Чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону, правительство должно установить для субъектов РФ четкие цели по уровню утилизации образующихся отходов. Сумма оплаты работы регионального оператора должна зависеть не от количества смешанных отходов, а от достижения целевых показателей. Тогда все будут довольны: население будет экономить, региональный оператор и заготовители – зарабатывать, переработчики получат свое сырье, а компании, несущие расширенную ответственность производителя, – свои акты утилизации. Свалки уйдут в прошлое, а мусоросжигательные заводы не понадобятся.