Экологическая азбука в школе: путь к практике

eco lesson school Credit: «БЕЛЛОНА»

Возникновение «БЕЛЛОНЫ» как общественной организации изначально было связано с необходимостью защищать экологические права граждан. В связи с преследованием экологических активистов, которые искали и открыто распространяли информацию об экологических нарушениях, появилась необходимость их защищать и поддерживать. Для этого требовалось объединить правозащитников, создать общественное экологическое правозащитное объединение. На волне этих преследований в 1998 году группой экологических активистов, журналистов и юристов была учреждена Санкт-Петербургская общественная организация «Экологический Правозащитный Центр «Беллона».

С тех пор в работе организации произошло много изменений: появились новые направления и экологически-значимые проекты. К основным направлениям, которые реализуются организацией сейчас, относятся экспертная деятельность по вопросам атомной энергетики и радиационной безопасности, юридическая помощь гражданам, распространение экологической информации и, наконец, экологическое просвещение.

Просветительская деятельность стала важной частью работы организации. Экологическое просвещение в «БЕЛЛОНЕ» – это совокупность проектов, направленных на распространение экологически-значимой информации и знаний. Среди них журнал «Экология и право», информационный портал www.bellona.ru, обучающие семинары и вебинары, молодежные конкурсы и, конечно, работа со школьниками.

Школьный проект представляет собой важное дополнение к работе юридической приёмной «БЕЛЛОНЫ», так как позволяет не только делать шаги в сторону решения экологических проблем, но также может оказать профилактический эффект и помочь предотвратить экологические правонарушения в будущем.

Развивая эколого-просветительский проект, мы стремимся выполнить одновременно несколько задач. Помимо проведения просветительских мероприятий для школьников, приоритетные задачи:

  • Создание сети заинтересованных учителей, реализующих со школьниками экологические проекты;
  • Создание сети волонтёров, продвигающих идеи осознанного потребления и экологичного образа жизни.

Одна их причин начала работы со школьниками – это серьезный дефицит эколого-просветительской составляющей в общеобразовательных школьных программах. Многие учителя понимают, что программы для начальной школы, такие, например, как предмет «Окружающий мир», далеки от практики. На страницах учебников детям дается информация о природе, ее компонентах, биоразнообразии, правильном поведении на природе, вопросах отходов и т.д., но усвоить этот материал детям сложно, если они практически не бывают на природе, не взаимодействуют с ней, не знают повадок, голосов и следов животных, никогда своими руками не разделяли мусор и не сажали дерево. Поэтому учителя обращаются в наш центр с просьбой провести в их классе экологические занятия, которые являются для детей важным подспорьем к основной программе.

До 2018 года экологические встречи в школах проводились в свободном формате по запросу заинтересованных учителей школ. Мероприятия, отличающиеся в зависимости от темы и возраста детей, готовили и реализовывали сотрудники «БЕЛЛОНЫ», волонтёры или наши иностранные стажеры. Были организованы встречи на следующие темы: «Экологические проблемы в Санкт-Петербурге», «Чернобыльские уроки», «Мусор и переработка», «Изменение климата», «Как вырастить овощи в городских условиях» и другие.

С 2018 года работа со школьниками приобрела более систематический характер. На каждое полугодие создаётся цикл, состоящий из 2-х занятий (встреч), рассчитанный на детей определенного возраста. Таким образом, с 1 марта по 30 мая 2018 года в школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области был реализован проект «Человек на природе». Цикл встреч был рассчитан на учеников 3-4 и 5-6 классов. Тематика встреч: «Природные территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области и влияние человека на них».

Для 3-4 классов была подготовлена сказка про путешествие лосёнка Феди, который изучал окружающий лес и искал людей, чтобы объяснить им, как природа страдает от беспечных туристов. А для учеников 5-6 классов та же информация о лесе и его защите была преподнесена в более серьезном формате.

В 3-4 классах занятия начинались с настройки – под звуки утреннего леса и пения птиц ребята представляли, что находятся на природе. Затем с помощью сказки, игр и разминки ведущие обсуждали с детьми вопросы, связанные с состоянием леса и поведением в нем человека. Говорили о том, что можно встретить в лесу, например, какие там растут мхи и лишайники, какие следы оставляют различные животные. Возможность потрогать ветку ивы, обглоданную лосем, погрыз бобра или сравнить шишки, оставленные белкой или дятлом, сделала занятия более наглядными и запоминающимся. В условиях, когда выезд школьников на природу осуществить очень сложно, привезти лес к школьникам – наиболее оптимальный вариант.

На занятиях дети изучали следы не только животных, но и людей, которые главный герой сказки – лосёнок встречал на своём пути: вытоптанные поляны, мусор, кострища. Ведущий урока обсуждал с учениками, к каким последствиям может привести подобное воздействие, а также как правильно разводить костры, где их разводить можно, а где – нельзя, как избежать пожара.

Несмотря на то, что информация преподносилась в лёгкой игровой форме, за два урока ребята успевали поговорить на множество тем, проследить причинно-следственные связи, порефлексировать на тему собственного вклада в уменьшение негативного влияния на окружающую среду.

В конце занятия обсуждались способы защиты леса, в частности создание национальных парков и других особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Детям было предложено самим составить план ООПТ, в том числе самостоятельно продумать, где можно расположить места для кемпинга, скамейки, а где, наоборот, нужно сохранить природу полностью нетронутой.

eco lesson school Credit: «БЕЛЛОНА»

Занятия, которые провела «БЕЛЛОНА», очень полезные и нужные для детей, – считают учителя школ. – Учащиеся активно участвовали в уроках, было видно, что им интересно, и они неравнодушны к проблемам в лесу. По мнению учителей, подобные занятие в форме сказки можно проводить и в младших классах. Чем раньше приобщить детей к природоохранным вопросам, тем лучше – они должны чётко знать, что можно, а что нельзя.

1 сентября по 30 декабря мы проводим новый цикл уроков «Природа Финского залива и Ладожского озера», подготовленный для учеников 2-4 классов. На занятиях анализируются экологические проблемы, угрожающие обоим водоемам, обсуждается, какое влияние оказывает человек на эти территории, и как каждый из нас может заботиться об их состоянии. Рассматриваются бытовые привычки, направленные на уменьшение негативного воздействия на окружающую среду.

Начиная этот проект, мы поставили перед собой цель рассказать и показать школьникам, как жить экологично, как каждый человек может внести свой вклад в охрану окружающей среды. В классах, участвующих в проекте «Природа Финского залива и Ладожского озера», также проводятся 2 уникальных занятия в форме сказки, главный герой которой – детёныш нерпы по имени Батончик. На этих уроках (встречах) ребята:

  • знакомятся с флорой и фауной Финского залива и Ладожского озера;
  • узнают об основных опасностях, угрожающих экосистемам этих водоёмов;
  • узнают о том, как внести свой вклад в охрану окружающей среды;
  • рассматривают специфику пребывания на природе.

Параллельно «БЕЛЛОНА» проводит занятия в школах «Эковстречи на английском».

Ежегодно у нас проходят стажировку иностранные студенты, которые приезжают из Финляндии, Германии, Бельгии, Италии, Великобритании, Америки и других стран. Ребята, заинтересованные в получении практики работы в экологической организации, также подключаются к экопросветительскому проекту и проводят лекции на различные темы. Например, ими проводятся занятия, посвященные экологическим проблемам Европы и Арктики, вопросам создания и работы национальных парков и других ООПТ, проблемам обращения с отходами и способам их решения, теме аварии на Чернобыльской АЭС и ее последствиям и другим темам.

Проект «Эковстречи на иностранном языке» отличают две особенности, которые делают его особенно привлекательным. Во-первых, наши стажеры выбирают те темы, которые кажутся интереснее всего им самим, поэтому презентации получаются живыми и интересными. А во-вторых, эти занятия – хорошая возможность для детей не только получить новые знания в области экологии, но и попрактиковаться в английском или другом иностранном языке и встретиться с человеком из другой страны – из другого мира с иными проблемами, обычаями, традициями. Поэтому такие встречи запоминаются детьми лучше, а поднимаемые на них вопросы привлекают больше внимания.

Возвращаясь к вопросу дефицита экологической составляющей в школьном образовательном процессе, следует отметить целесообразность повышения профессионального уровня учителей, чтобы они самостоятельно могли давать детям экологические знания сверх школьной программы.

Поэтому завершающим этапом в эко-просветительском проекте являются семинары для учителей и работников сферы образования, организуемые «БЕЛЛОНОЙ» совместно с «Обществом добровольных лесных пожарных». Участникам таких семинаров представляются методические разработки по проводимым «БЕЛЛОНОЙ» эко-урокам, а также по теме «Природные пожары. Как научить ребенка грамотно и безопасно вести себя в природной среде и обращаться с огнем».

На семинарах специалисты рассказывают о том, как в наглядной форме познакомить детей с представителями фауны и флоры Ленинградской области, с проблемами наших природных территорий и со способами их решения, а также о том, как детям вести себя во время природного пожара.

Одновременно с вышеперечисленным «БЕЛЛОНА» продолжает просветительскую деятельность в свободном формате на фестивалях, конференциях и других экологических мероприятиях. В рамках этих мероприятий волонтёры, стажеры и эксперты организации делятся своим опытом в области охраны окружающей среды.

ecojur Saratov Участники семинара в Саратове.

Важной частью просветительской деятельности нашей организации являются конкурсы для школьников и студентов. В настоящий момент мы проводим три конкурса: «Эко-Юрист», «B3: BellonaBarentsBaltic» и «ЭкоПросвет». У каждого конкурса свои цели и своя аудитория, но каждый из них позволяет школьникам и студентам «выйти» со своими проектами на общероссийский или международный уровень. «БЕЛЛОНА» в свою очередь получает возможность выявлять хорошие конкурсные работы и позитивные инициативы, направленные на охрану окружающей среды, и, конечно, поощрять их авторов. Также конкурсы позволяют нам наладить контакт с активными преподавателями, благодаря которым совместно организуются эколого-просветительские мероприятия.

Артём Алексеев