News

Грузия: с ружьем и правосудием

Сванетия, Грузия.
Сванетия, Грузия.

Опубликовано: 01/10/2018

Автор: Ольга Подосенова

Как и другим странам постсоветского пространства, в наследство Грузии досталась система государственной информационной закрытости. Менее чем за 30 лет независимости страна заметно продвинулась в мировом рейтинге открытости данных и сейчас находится на 40-м месте среди 115 стран. Об этом говорится в ежегодном исследовании Барометра открытых данных (Open Data Barometer), проводимом международной организацией World Wide Web Foundation.

Статья подготовлена специально для 71 номера издаваемого «Беллоной» журнала «Экология и право».

У нас так не принято…

Когда в 2001 году группа жителей тбилисского района Диди-Лило подала в суд на мэрию города из-за планов строительства нового полигона отходов рядом с микрорайоном, многие удивились – так не принято: народ не судился с властью, тем более по таким «странным» вопросам, как ущерб здоровью и окружающей среде. Утаить что-то в Грузии сложно – страна небольшая, очень сильны родственные, дружеские и соседские связи, уважение к начальству. Конфликты не принято решать такими способами.

И все-таки это случилось. Это был первый прецедент правоприменения гражданами механизма Орхусской конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Районный суд Мтацминда-Крцаниси признал иск народа против мэрии обоснованным и предписал городской управе отменить планы строительства свалки.

После принятия парламентом Грузии Орхусской конвенции в 2000 году в течение года были созданы соответствующие нормативные акты, начала реформироваться судебная система. Буквально через год после вступления в силу международного документа о доступе к правосудию (хотя о существовании Орхусской конвенции большинство жителей Грузии и не слышали) были инициированы судебные процессы, которые продемонстрировали эффективность этого рычага гражданского контроля и обеспечения экологической безопасности.

Однако представители гражданского общества считают, что успокаиваться рано – в Грузии немало проблем, связанных с защитой экологических прав и информационной открытостью. Больше всего претензий – к коммерческим структурам: «Участие общественности до сих пор рассматривается бизнесом как инвестиционное препятствие, инвесторы не горят желанием информировать о своих планах и узнавать мнение местных жителей, стараются найти способы договориться с властями», – считает Давид Чипашвили из «Зеленой альтернативы».

Кодекс на доступ

В начале нынешнего года Грузия приняла Кодекс экологической оценки, который представители органов власти позиционируют как наиболее эффективный способ регулирования вопросов окружающей среды и здоровья человека. Кодексом утверждены новые требования к проведению ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) для запланированных проектов, а также урегулированы вопросы участия общественности, информирования и открытия информации по экологии.

«Ситуация с доступом к экологической информации в Грузии меняется в лучшую сторону, – рассказывает Русудан Симонидзе, сопредседатель «Движения зеленых Грузии». – Благодаря присоединению к важным экологическим конвенциям, принятию Кодекса экологической оценки, общим процессам демократизации в обществе граждане Грузии получили очень широкие права по защите своего права на чистую окружающую среду. Но не все так просто: случается, что проблема (к примеру, выбросы, загрязнения) не выявляется вовремя. И это не всегда чей-то злой умысел, скорее – экономические проблемы: не хватает финансовых возможностей, базы для регулярного мониторинга, отлаженной системы работы с такими веществами и проблемами…»

Засекреченная ГЭС

Одна из последних конфликтных ситуаций – строительство крупной гидроэлектростанции в одном из самых живописных и самых уязвимых мест Грузии – горной Сванетии.

За последний год население региона несколько раз выходило с протестами. В начале марта нынешнего года жители шести сел перекрыли для проезда грузовых машин дорогу, ведущую к Местиа-Чала, где иностранная компания-инвестор уже больше года пытается приступить к строительству ГЭС.

Инвесторы пожаловались представителям власти, что им не дают работать, что грузинская сторона срывает контракт, а это создает юридические предпосылки для иска в международный арбитраж и чревато крупным штрафом, серьезным ущербом инвестиционному имиджу Грузии.

Конфликт тогда перешел в горячую стадию: МВД Грузии отправило в высокогорную Сванетию части спецназа. Тем не менее власти не применили силу, опасаясь еще более тяжелых последствий в регионе с «большим количеством незарегистрированного оружия на руках у традиционно воинственного горного населения», сообщило информагентство Netgazeti.ge.

Один из лидеров акции протеста Зураб Нижарадзе заявил, что «горного свана спецназом не испугаешь», граждане не пропустят строительную технику к Местиа-Чала, пока власти не выполнят обещание прекратить работы до результатов экологической экспертизы.

Нижарадзе убежден, что строительство ГЭС нанесет непоправимый вред природе Сванетии, создаст угрозу жизни и здоровью населения, отпугнет туристов. А ведь туризм – единственный источник дохода в малоземельной Сванетии.

Подключившиеся к конфликту активисты «Зеленой альтернативы» помогли жителям горного региона направить запрос к власти с просьбой представить обоснование необходимости проекта с расчетом социальных последствий и компенсаций воздействия на природную среду и население.

«В обосновании Ненскра ГЭС компания пишет, что ее целью является энергетическая независимость Грузии и укрепление валютного курса. Это неубедительно. То, что мы получим, – непонятно, а что потеряем – очевидно: места обитания редких видов фауны, ледники, нетронутую природу», – полагают активисты.

По мнению представителей «Зеленой альтернативы», Грузия должна использовать солнце и ветер как источники энергии, а не строить гигантские ГЭС. Ветер, который дул нынешней зимой, мог обеспечить 30 млн кВт*ч, что гораздо больше, чем мощность планируемой ГЭС, считают экологи.

Общественность называет проект «засекреченным»: и текст соглашения, и расчеты, и анализ альтернатив. «Озвучивается цифра по двум ГЭС: 280 МВт энергии Ненскра ГЭС обойдутся в 1,1 млрд долларов, 700 МВт ГЭС Худони – 1,2 млрд. Это на данный момент самые дорогие проекты Грузии. У граждан возникает простой вопрос: кому нужна такая дорогая электростанция?»

Как поясняет Русудан Симонидзе, для граждан огромная проблема обратиться в суд для защиты своих прав. Люди мало знают о своих правах вообще, а когда узнают, то оказывается, что без поддержки профессиональных юристов и без денег реализовать права невозможно. Сложная экономическая ситуация – один из самых серьезных барьеров.

«Но важно осознавать свою ответственность за происходящее, за окружающую среду родного края, ну и, конечно, нам необходимо держать власть в тонусе», – заключает эксперт.