Осенью открывается производство по выгрузке ОЯТ из птб «Лепсе»

Bio-protection Lepse Credit: Фото: СРЗ «Нерпа»

В конце сентября в Мурманской области на судоремонтном заводе «Нерпа» начнутся подготовительные работы по выполнению технологических операций для выгрузки отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) из бывшей плавучей технической базы (ПТБ) «Лепсе».

«Нам предстоит вывести шесть эшелонов отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). Надеюсь, что удастся закончить выгрузку в 2020 году», – рассказал «Беллоне.Ру» руководитель проектов международной технической помощи ГК «Росатом» Анатолий Григорьев на прошлой неделе во время проведения международной конференции «Предупреждение и ликвидация ЧС в Арктике».

По его словам, на текущий момент готово здание-укрытие (Укрытие), завершается монтаж инженерных сетей, обеспечивающих его работу, завезено оборудование для обращения с ядерным топливом. Готовы транспортно-технологическая схема и система транспортировки ОЯТ от Укрытия до причала, на котором будет происходить погрузка на судно транспортных упаковочных комплектов (ТУК)  для перевозки на «Атомфлот» в Мурманске.

«Осталось все это оборудование смонтировать и начать использовать. Непосредственно в этот день будет производиться перемещение (закатывание) блок-упаковки в Укрытие», – рассказал Григорьев.

frontpageingressimage_Lepse_old-1.JPG ПТБ Лепсе. Credit: Из Архива «Беллоны»

Проблема «Лепсе»

Напомним, что в двух баках-хранилищах «Лепсе» (теплоход 1934 года постройки) находится 639 отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС), часть из которых повреждена.

Большинство ОТВС (621 шт.) размещены в пеналах, а 18 шт. – в кессонах хранилища и имеют коррозионные разрушения, сопровождаемые изменением геометрических размеров и просыпью топливной композиции, исключающие возможность свободного извлечения ОТВС из хранилища по существующей технологической схеме. Извлечение ОТВС из кессонов является сложной технологической и радиационно-опасной операцией. Вопрос об утилизации судна поднимался еще в конце 1980-х годов, но тогда не было безопасных технологий выгрузки такого ОЯТ.

Григорьев отдельно отметил большую роль в судьбе судна экологической организации Bellona, которая «поднимала вопросы ядерного наследия на севере России». В начале 1990-х, когда организация узнала о ситуации с судном, одним из вариантов обращения с ним была буксировка плавтехбазы в район Новой Земли, чтобы позволить вечной мерзлоте о ней «позаботиться».

Bellona привлекла международное внимание к судну «Лепсе» в 1994 году, благодаря чему Евросоюз выделил финансовые средства на этот проект. С тех самых пор проект «Лепсе» стал важнейшим международным проектом Организации.

В 1994 году по инициативе Bellona в план работ Евро-Арктического (Баренц) региона на 1994-1995 гг. был включен пилотный проект утилизации «Лепсе». В 1995 году проблема обращения с ПТБ была включена в планы Европейской комиссии, и проект получил международный статус.

В 1998 году проект утилизации ПТБ «Лепсе» был включен в «Соглашение между Правительством Королевства Норвегии и Правительством РФ о сотрудничестве в области охраны окружающей среды в связи с утилизацией российских АПЛ в северном регионе».

Lepse Village Президент Bellona вручает ключи от «Деревни Лепсе». Credit: Bellona

В 2000 году подписано соглашение (№ CRU 1001.02 А) между Французским агентством развития AFD (Agency Francaise de Development) и ОАО «ММП» об оказании финансовой помощи пароходству для реализации проекта «Лепсе», по которому AFD предоставит субсидию в размере 1 372 040 Евро.

С целью снижения влияния радиационных факторов на персонал плавтехбазы в 2001 году норвежское экологическое объединение Bellona поставило береговой комплекс жилых контейнеров для экипажа стоимостью около 1 млн крон (7 млн рублей). До этого экипаж «Лепсе» находился постоянно на борту судна.

Для поддержания безопасного отстоя судна и проведения работ по обращению с плавтехбазой Министерство транспорта РФ на 2002 год выделило ОАО «ММП» 50 млн рублей.

В 2002 году в соответствии с «Планом первоочередных мероприятий по обращению с плавтехбазой «Лепсе», утвержденным Министерством атомной энергетики (май 2001 года), была разработана «Программа по обеспечению экологической безопасности отстоя судна и комплекс мероприятий по обеспечению длительного хранения ОЯТ и утилизации РАО».

«Только Европейский Банк Реконструкции и Развития вложил в проект 55 млн евро», – рассказал Григорьев.

За счет российской стороны были изготовлены и применены стенды по испытанию оборудования,  проведены сами испытания, а также сформирована кормовая блок-упаковка, которая переведена на хранение в губу Сайда. «Росатом» будет финансировать транспортировку ОЯТ до ПО «Маяк» в Челябинской области.

ingressimage_Lepse3-1..jpg ПТБ «Лепсе» на площадке СРЗ «Нерпа». Credit: GTRK Murman

Bellona инициировала проект по утилизации «Лепсе» в 1994 году. Только осенью 2012 года когда-то самое ядерно-опасное судно России отправилось в последний рейс на судоремонтный завод «Нерпа» в Мурманской области. В 2014 году была пройдена «точка невозврата» – «Лепсе» было переведено на сушу.

Прошло 24 года, за которые были преодолены многочисленные российские и международные барьеры, и выполнен огромный объем работ. Однако непосредственно к выгрузке дефектного ОЯТ еще только предстоит приступить.

Анна Киреева

anna@bellona.ru