News

Ленобласть взялась за создание заказников

Планируемая к созданию ООПТ «Ямницкая Чисть».
Презентация «Развитие системы ООПТ Ленинградской области», начальник отдела ООПТ комитета по природным ресурсам Ленинградской области Федор Стулов.  Общественные слушания по созданию ООПТ регионального значения «Ижорские Ельники», 27 июня 2018 г.
Планируемая к созданию ООПТ «Ямницкая Чисть». Презентация «Развитие системы ООПТ Ленинградской области», начальник отдела ООПТ комитета по природным ресурсам Ленинградской области Федор Стулов. Общественные слушания по созданию ООПТ регионального значения «Ижорские Ельники», 27 июня 2018 г.

Опубликовано: 02/07/2018

Автор: Лина Зернова

На прошлой неделе в поселке Елизаветино Гатчинского района прошли общественные слушания по созданию ООПТ регионального значения «Ижорские Ельники». Охранный статус должен взять под защиту участки уникальных старовозрастных дубравнотравных ельников, в которых сохранились редкие виды растений, занесенных в красные книги РФ и Ленобласти. Площадь будущей особо охраняемой природной территории (ООПТ) – 1727 гектаров.

Если в 2017 – в год экологии, – в Ленобласти не было создано ни одной ООПТ, то в нынешнем ведется работа по созданию шести. Кроме «Ельников» это «Ивинский разлив» (Подпорожский район), «Страовозрастные леса верховьев реки Колпь» и «Ямницкая чисть» (Бокситогорский район), «Токсовский» (Всеволожский район), «Поддубно-Кусегский» (Тихвинский и Волховский районы) общей площадью более 210 тысячи гектаров.

Они пополнят список 46 действующих ООПТ Ленинградской области, 27 из которых – государственные природные заказники, 18 – памятники природы и 1 природный парк.

– К 2035 году планируется создание еще 100 охраняемых объектов общей площадью порядка 750 тысяч гектаров, – рассказывает начальник отдела ООПТ комитета по природным ресурсам Ленинградской области Федор Стулов. – В таком случае площадь заповедных территорий составит порядка 17% площади региона, что будет соответствовать не только внутрироссийским, но и международным требованиям. А, как известно, ООПТ Ленобласти являются частью Зеленого пояса Фенноскандии – российско-финского проекта по сохранению старовозрастных лесов Северной Европы.

Однако Стулов не уверен, что эти амбициозные планы осуществятся на все сто процентов, даже к 2035.

– Годовой бюджет на содержание ныне действующих ООПТ составляет 46 млн рублей, – продолжает он. – Это очень небольшие средства, на порядок меньшие, чем, например, в соседнем субъекте – Санкт-Петербурге. Из них 12 млн идет на научные исследования и обустройство территорий, 34 млн – на транспортные средства, топливо, содержание штата сотрудников. В дирекции у нас 27 человек, то есть один инспектор отвечает за порядок на трех ООПТ под сотню тысяч гектар. То есть режим работы напряженный. При этом с включением шести новых заказников увеличение штата и финансирования пока, увы, находится под вопросом.

Вместе с тем в планах по расширению сети заказников, считает чиновник, уже имеется несомненный плюс. Дело в том, что сто планируемых ООПТ включены в Схему территориального планирования Ленинградской области. И даже в случаях, когда природные территории еще официально не утверждены, через них уже не смогут проходить нитки нефте- и газопроводов, ЛЭП, автомагистрали и иные объекты. Правительство Ленобласти не даст на это согласование.

– Тогда как быть с газопроводом «Норд Стрим», разрезавшим действующий Кургальский заказник? – спрашиваю я. – Нитка прошла с согласия администрация области, что вызвало серьезную критику экологов [прокладка трубопровода, ширина технологического коридора которого равняется 85 метрам, затрагивает ареалы обитания нескольких краснокнижных видов, а также нарушает две международные природоохранные конвенции – Рамсарскую и Конвенцию о защите морской среды Балтийского моря].

– Это исключительный случай. Для объектов, имеющих важное государственное значение, прошедших государственную экологическую экспертизу, получивших все разрешительные документы, могут быть исключения.

– Хотя недовольство, но уже местного населения, может вызывать даже создание самой ООПТ, – продолжает Стулов. – Так люди, собравшиеся в Елизаветино, высказывались против учреждения заказника. Опасались, что им будет запрещено заходить в лес, собирать грибы-ягоды, охотиться, кататься на квадроциклах. Объяснили, что на сбор даров леса на собственные нужды ограничение никто не вводит. А вот о катании в заповедной территории на квадроцикле придется забыть – его колеса наносят большой вред лесной подстилке, да и шум в лесу тревожит обитателей. Кажется, убедить удалось. Большинство собравшихся поддержало создание «Ижорских Ельников».