Мурманск стал центром притяжения электромобилей

charfing_Murmansk Зарядная станция в Мурманске Credit: Беллона

Экологическое Объединение Bellona уже несколько лет работает над проектом Арктической Электрической Дороги (Arctic Electric Road), которая бы соединила Мурманск и Киркенес сетью зарядных станций.

Первую станцию зарядки Bellona построила в Мурманске год назад, в июне 2017 года. В том же году Bellona и правительство Мурманской области договорились о совместном развитии зарядной инфраструктуры для электрокаров. Был подписан соответствующий меморандум между Правительством Мурманской области, Bellona, филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» «Колэнерго», ООО «АудитЭнегоГрупп» и  ОАО «Гостиница «Полярные Зори».

vlad Владислав Никифоров, Беллона Credit: Анна Киреева

«Мы хотели привлечь внимание к проблеме нехватки зарядной инфраструктуры на севере России и Норвегии, но идея провести именно пробег электромобилей пришла спонтанно», – рассказал Владислав Никифоров из Объединения Bellona (Норвегия).

Стоит отметить, что проект, который назвали Arctic Electric Rally, шел не всегда гладко. Пробег стартовал в Мурманск с двух точек: из Санкт-Петербурга (куда заранее приехали два электромобиля из Минска) и из норвежского Киркенеса (куда водители приехали из Осло, Бергена и Хаммерфеста).

Норвежских участников искали через социальные сети и специализированные группы владельцев электротранспорта. Откликнулись настоящие энтузиасты, которые абсолютно безвозмездно решили потратить свои выходные на то, чтобы продемонстрировать экологически чистый транспорт.

«В Норвегии много электрокаров, чьи владельцы активно продвигают электрические виды транспорта. С помощью Ассоциации Электромобилей Норвегии (Norsk Elbilforening), насчитывающей порядка 50 000 членов, нам удалось найти заинтересованных, которые захотели помочь нам в популяризации электротранспорта на севере», –  рассказал Оскар Нэш из Объединения Bellona (Норвегия).

ArcticRally Участники пробега Arctic Electric Rally Credit: Bellona

Он также отметил, что участников из Норвегии было бы больше, если бы по пути Киркенес-Мурманск было где подзарядить автомобиль.

«К сожалению, в пробеге до Мурманска не могли принять участие владельцы электромобилей с батареей малой мощности, пример Nissan Leaf. Из-за отсутствия зарядных станций по маршруту, они не смогли бы доехать до точки финиша. Поэтому для Bellona крайне важно развитие подобной  инфраструктуры в ключевых точках основных трасс на севере России и Норвегии, где очень большие расстояния», – отметил он.

Во время пробега, конечно, не обошлось и без неожиданностей. Щетилю Сандалу (Kjetil Sandal), чтобы принять участие в пробеге, нужно было приехать в Киркенес с юга страны – Бергена и преодолеть расстояние в 2 200 км.

LolOil Credit: Bellona

В путешествие Шетиль взял с собой пятилетнюю дочь Эмму. Часть дороги семья преодолела через Швецию, а вечером приехала в финский Инари для последней зарядки перед тем, как отправиться в Киркенес.

Зарядная станция, указанная на карте, оказалась на месте, но не работала. Пришлось связаться с владельцами – известной компанией Fortum. Они несколько раз пытались ее перезапустить, но безрезультатно. Пришлось водителю самому вскрыть установку и отремонтировать – только после этого станцию удалось перезапустить. Fortum выразил водителю благодарность и не взял денег за зарядку, без которой он бы не добрался до Киркенеса.

Gordeeva Ия Гордеева

Через несколько дней Мартин Дансэд – самый юный водитель, участвовавший в пробеге, по пути домой в Осло приехал на эту отремонтированную станцию, где уже без проблем зарядился.

Если на севере Норвегии и Финляндии проблема заключается в том, что установлены станции медленной зарядки и для преодоления 500 км требуется весь день, то на севере России зарядная станция есть только в Мурманске.

Поэтому больше всего приключений, конечно, выпало на долю водителей электромобилей, которые путешествовали из Санкт-Петербурга в Мурманск: на трассе нет ни одной зарядной станции.

diesel generator Credit: Ия Гордеева

Вдохновителем пробега из Санкт-Петербурга стала хрупкая и прекрасная Ия Гордеева – руководитель Ассоциации развития электротранспорта (AЭТИ), а также единственная женщина-водитель в состоявшемся пробеге.

«Ты сумасшедшая! Что ты делаешь?! Куда ты собралась, ну это же невозможно», – так отзывались ее друзья и знакомые, которые после пробега дружно сказали: «В следующий раз бери нас, мы тоже хотим».

Она собрала команду из членов Ассоциации, продумала маршрут, точки зарядки и ночевки. Пришлось выкручиваться: был арендован дизель-генератор, который подавал энергию на зарядную станцию, от которой уже подпитывались автомобили.

teslas Credit: Bellona

Именно дизель-генератор и подвел в начале пути: несмотря на то, что его серьезно испытали перед стартом, при работе он перегревался и отключался, зарядиться было крайне сложно.

Кроме того выяснилось, что на отдельных участках, иногда длинною в 150 км, федеральной трассы Санкт-Петербург-Мурманск отсутствует мобильная связь. Водители теряли друг друга, возвращались. Команда теряла время, нервы и уверенность.

Titovka Credit: Анна Киреева

«Несмотря на все приключения, с которыми нам пришлось столкнуться, это был очень хороший опыт. С одной стороны, мне, как владельцу электромобиля, было интересно испытать ее на таком длительном расстоянии. Я проехала 2 950 км. С другой стороны, как руководитель Ассоциации, я понимаю насколько важно популяризировать электрический транспорт, а пробег в этом сильно поспособствует», – рассказала Гордеева «Беллоне.Ру».

По ее словам, очень многие хотели принять участие в пробеге, но их автомобили, например, Nissan Leaf, не могли без подзарядки проехать более 170 км. Мы вынуждены были отказывать, иначе бы пришлось делать слишком много длительных остановок.

Nikora-Rafaelsen Евгений Никора (слева) и Руне Рафаельсен встретились на финише пробега Credit: Bellona

Международный пробег уже дал первые результаты: в одной из гостиниц под Медвежьегорском, где ночевала команда, появились заземленные розетки, от которых можно заряжать электромобили.

А во время встречи двух команд в Мурманске было официально заявлено о проекте по строительству двух зарядных станций в Мурманской области и быстрой зарядной станции в Киркенесе.

«Сейчас задача, которую мы обсуждаем с потенциальными партнерами – это строительство двух зарядных станций для электротранспорта на территории Мурманской области – одна в районе Старой Титовки и одна в районе Заполярного», – рассказал заместитель губернатора Мурманской области Евгений Никора.

IMG_2960 Credit: Bellona

Мэр Киркенеса Руне Рафаельсен, который лично принял участие в пробеге и впервые за все время приехал в Мурманск на электрокаре, пусть и пассажиром, пообещал, что в Киркенесе к осени появится скоростная зарядная станция, а до конца года еще одна – медленная, в другом городе губернии Финнмарк.

«Мы в Bellona очень довольны и пробегом и его первыми результатами. Это только начало большого проекта по строительству зарядной инфрастуктуры в нашей области», – уверен консультант Объединения Bellona Юрий Сергеев.

На 240 км пути от Киркинеса до Мурманска каждым электромобилем было потрачено 47 киловатт часов, сгенерированных на небольшой гидроэлектростанции Киркенеса.  Традиционный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания потратил бы, как минимум, 20 литров бензина на этот путь.

Анна Киреева

anna@bellona.ru