Экопросвещение: «БЕЛЛОНА» подводит итоги учебного года

^8C5C4059982A305F13DB7D2E3D081628E3DCBA39326DF6B646^pimgpsh_fullsize_distr

Сказка про Лосёнка Федю

В рамках проекта был разработан цикл из двух уроков, рассчитанный на две возрастные категории. Для 3-4 классов была подготовлена сказка про путешествие лосёнка Феди, который изучал окружающий лес и искал людей, чтобы объяснить им, как природа страдает от беспечных туристов. А для учеников 5-6 классов та же информация о лесе и его защите была преподнесена в более серьезном формате.

Занятия начинались с настройки – под звуки утреннего леса и пения птиц ребята представляли, что находятся на природе. Затем с помощью сказки, игр и разминки ведущие обсуждали с детьми вопросы, связанные с состоянием леса и поведением в нем человека. Поговорили о том, что можно встретить в лесу – какие там растут мхи и лишайники, какие следы оставляют различные животные. Возможность потрогать ветку ивы, обглоданную лосем, погрыз бобра или сравнить шишки, оставленные белкой или дятлом, сделала занятия более наглядными и запоминающимся. В условиях, когда выезд школьников на природу осуществить очень сложно, привезти лес к школьникам – наиболее оптимальный вариант.

На занятиях дети изучали следы не только животных, но и человека, которые главный герой сказки – лосёнок встречал на своём пути – вытоптанные поляны, мусор, кострища. Ведущий урока обсуждал с учениками, к каким последствиям может привести подобное воздействие, а также как правильно разводить костры, где они вообще недопустимы, как избежать пожара.

^934D912E8F783B51E4963864CDBEF01E4299D4375C659B98B1^pimgpsh_fullsize_distr

Несмотря на то, что информация преподносилась в лёгкой и игровой форме, за 2 урока ребята успевали поговорить на множество тем, проследить причинно-следственные связи, порефлексировать на тему собственного вклада в уменьшение негативного влияния на окружающую среду.

В заключение занятия обсудили способы защиты леса, в частности создание национальных парков и других ООПТ (особо охраняемых природных территорий). Детям было предложено самим составить план ООПТ, в том числе они должны были самостоятельно продумать, где можно расположить места для кемпинга, скамейки, а где, наоборот, нужно сохранить природу полностью нетронутой.

«Занятия, которые провела «БЕЛЛОНА», очень полезные и нужные для детей, – считает Ольга Чистова, учитель из гимназии №405. – Учащиеся активно участвовали в уроках, было видно, что им интересно, и они неравнодушны к проблемам в лесу. Мне кажется, что занятие с Лосёнком можно проводить и в младших классах (1-3). Чем раньше приобщать детей к природоохранным вопросам, тем лучше. Они должны чётко знать, что можно, а что нельзя. Надеемся на следующие встречи с сотрудниками центра».

Школа профессионального развития эко-волонтера

Для того чтобы провести занятия во всех школах, заинтересовавшихся проектом «БЕЛЛОНЫ», мы собрали команду волонтёров – молодых и заинтересованных ребят, среди которых были как люди, уже связанные с экологией в силу своей профессии, так и старшеклассники, только начинающие знакомство с этой темой.

Для подготовки спикеров была создана «Школа профессионального развития эко-волонтера», в рамках которой были организованы семинары на следующие темы: «Успешное экологическое занятие в школе, как придумать и провести?», «Ораторское мастерство», «Борьба с незаконными захватами на природных территориях» и «Экологическая журналистика». Отдельный семинар был посвящен подготовке к проведению занятий по теме леса.

^3B508A1621081F717BB3B35AF3765C10C5A0B2D615235812BC^pimgpsh_fullsize_distr

В школе экологического волонтёра приняли участие около 40 активистов. Пока к проведению уроков подключились 10 из них. С оставшимися 30 мы надеемся сохранить контакты и продолжить совместную работу в следующем учебном году уже с новой темой.

Экологические занятия на английском языке

Параллельно с уроками для начальных классов «БЕЛЛОНА» продолжила проводить экологические занятия на английском языке.

Ежегодно в «БЕЛЛОНЕ» проходят стажировку иностранные студенты, которые приезжают из Финляндии, Германии, Бельгии, Италии, Великобритании, Америки и других стран. Ребята, заинтересованные в получении практики работы в экологической организации, также подключаются к экопросветительскому проекту и проводят лекции на различные темы. Наш последний практикант из Бельгии Николя Парментье провёл для учеников 5-9 классов 19 уроков, посвященных экологическим проблемам Европы и Арктики.

У проекта «Эковстречи на английском» есть два момента, которые делают его особенно привлекательным. Во-первых, практиканты выбирают те темы, которые кажутся интереснее всего им самим, поэтому презентации получаются живыми и интересными. А во-вторых, эти занятия – хорошая возможность для детей не только попрактиковаться в английском, но и встретиться с человеком из другой страны – из другого мира с иными проблемами, обычаями, традициями. Поэтому такие встречи запоминаются лучше, а поднимаемые на них вопросы привлекают больше внимания.

^6452E9DE6FF13B41D9A72CF3141FE38FE458C1F11FB5F7AA04^pimgpsh_fullsize_distr

Семинары для учителей

Завершающим этапом в эко-просветительском проекте стал семинар для педагогов и работников сферы образования, организованный «БЕЛЛОНОЙ» и «Обществом добровольных лесных пожарных». Участникам семинара были представлены методические разработки по двум темам: «Природа Ленинградской области. Влияние человека на природу» и «Природные пожары. Как научить ребенка грамотно и безопасно вести себя в природной среде и обращаться с огнем».

Специалисты рассказали о том, как в наглядной форме познакомить детей с представителями фауны и флоры Ленинградской области, с проблемами наших природных территорий и со способами их решения, а также о том, как детям грамотно и безопасно вести себя во время природного пожара.

В семинаре приняли участие 12 педагогов и сотрудников различных образовательных центров.

Приглашаем к сотрудничеству

«БЕЛЛОНА» всегда рада сотрудничеству со школами, заинтересованными в продвижении природоохранных идей и воспитании экологически ответственной молодежи. Предложения о сотрудничестве мы ждём по адресу mail@bellona.ru.

Екатерина Блокова