News

Джинсы с углеродом

Quinn Dombrowski

Опубликовано: 31/05/2018

Автор: Ольга Подосенова

Несмотря на то, что индустрия моды производит впечатление экологической «легкости» процессов, ее углеродный след весьма ощутим: в настоящее время общий объем выбросов парниковых газов только от производства текстиля составляет 1,2 млрд тонн ежегодно. Это больше выбросов от международных морских и авиа- перевозок.

Тяжелый след «легкой» индустрии

Выбросы мировой «легкой промышленности» сегодня составляют более 8% от глобальных выбросов парниковых газов – это эквивалентно выбросам всего Европейского союза. За последние 15 лет объем производства тканей вырос примерно вдвое из-за увеличения численности среднего класса и количества покупок на душу населения. В основном это объясняется феноменом «быстрой моды»: в течение сезона ассортимент обновляется несколько раз, при этом цены на одежду снижаются, а носят ее очень недолго (или даже покупают и не носят совсем).

Исходя из нынешних тенденций, к 2030 году объем выбросов парниковых газов от текстильного производства вырастет более чем на 60%. Если ситуация будет развиваться подобным образом, эмиссии «легкой» отрасли могут составить четверть мирового углеродного бюджета к 2050 году.

«Чтобы изменить ситуацию, мы должны сделать выбор: можем продолжать работать как обычно и надеяться на то, что переживем последствия изменения климата. А можем внимательно посмотреть на себя в зеркало и признать, что нам нужны радикальные изменения, – говорит исполнительный секретарь Рамочной конвенции ООН по изменению климата Патриция Эспиноса. – Эти изменения должны исходить от всех людей и всех секторов делового мира, включая сектор моды».

На модной платформе

С одной из первых инициатив, которая направлена ​​на ликвидацию отходов и загрязнений и обеспечение повторного использования материалов, выступила британский дизайнер Стелла Маккартни. Давний сторонник устойчивой моды заявила, что фэшн-индустрия «невероятно расточительна и вредна для окружающей среды».

Кардинально реконструировать индустрию моды решил «устойчивый дизайнер» Билл МакДоноу. По его инициативе была создана платформа Fashion for Good, в которой участвуют бренды, производители, представители розничной торговли.

Согласно концепции «Мода на благо», «больше хорошего» должно распространяться на все составные сферы: «хорошие материалы, хорошая вода, хорошая энергия, хорошая экономика и хорошая жизнь». В стремлении к достижению этой цели Fashion for Good предлагает представителям индустрии моды внедрять инновации, менять свои бизнес-модели и пропагандировать потребителям принципиально новое мышление.

Цель Fashion for Good – поменять индустрию одежды при помощи инноваций и новых бизнес-моделей. Платформа предназначена для выявления и поддержки новых идей на ранней стадии, а также – тиражирования проверенных технологий и устойчивых практик. Благодаря технологиям open-sourcing, Fashion for Good планирует «замкнуть» – сделать цикличным весь цикл создания, производства и потребления одежды. Кроме работы с производителями и продавцами инициатива также направлена ​​на то, чтобы побудить потребителей принимать «этические» решения.

Одежда замкнутого цикла

Представьте себе, что вся ваша одежда может быть переработана в совершенно новую в тот момент, когда она вам наскучила или стала негодной. Это понятие, называемое «цикличностью», становится популярным словом и в модных кругах.

«Производство одежды удвоилось, а количество времени, которое мы носим ее, прежде чем выбросить, как правило, для захоронения или сжигания, резко упало, – говорит руководитель инициативы Make Fashion Circular Франсуа Суше. – Мы можем изменить эту «быструю модель» на ту, в которой одежда никогда не рассматривается как отходы, благодаря лучшему дизайну и новым лизинговым и перепродажным бизнес-схемам».

Участники инициатив Make Fashion Circular, Global Fashion Agenda и Fashion for Good занимаются разработкой и внедрением практик, с помощью которых отрасль может отказаться от загрязняющих окружающую среду материалов и вредящих ей производственных процессов. «Модный сектор имеет огромную проблему – сложные цепи поставок от первичных производителей до розничных магазинов и стремительно растущий спрос с ограниченной рециркуляцией», – говорит Никлас Свеннингсен, возглавляющий Партнерство модного бизнеса по изменению климата при ООН.

Около 38 представителей известных брендов, в том числе Hugo Boss, Adidas, Puma, Kering VF Corporation, C&A и H&M, Nike, Burberry и Gap вместе с производителем ниток, текстиля, индустрией переработки уже присоединились к инициативе «замкнутого цикла» одежды. По заявлению участников инициативы «цикличной моды», уже сейчас подлежащие переработке материалы составляют 35% одежды, производимой компаниями, а к 2030-му году 100% коллекций модной одежды будут готовы к полной переработке.

Недавний отчет Фонда Эллен Макартур «Новая экономика текстиля: пересмотр будущего моды» показывает, что в переработку уходит менее 1% одежды. В этой связи Global Fashion Agenda предлагает алгоритм минимизации негативных экологических воздействий и повышения экономической эффективности отрасли, которая на данный момент ежегодно отправляет в неперерабатываемый мусор больше $500 млрд из-за короткого жизненного цикла товаров.

Однако переработки платьев и брюк для снижения углеродного следа одежды мало. Исследование, проведенное Quantis, показало, что даже если индустрия моды достигнет амбициозной цели утилизации 40% волокон к 2030 году, она снизит выбросы всего на 3-6%. Для решения проблемы изменения климата и негативного воздействия на окружающую среду на более серьезном уровне отрасль должна взглянуть вглубь проблемы.

Джинсы на угольках…

Эксперты утверждают, что проблема выбросов парниковых газов – это не только гиперпроизводство, но и активное использование ископаемой энергии для изготовления или переработки одежды.

Основной объем одежды, которую носит человечество, производится с использованием угольной энергетики в ​​развивающихся странах. «Если мы хотим стать климатически дружественными, нам нужно выйти за пределы «угольной одежды», – приходят к выводу эксперты.

В качестве примера аналитики приводят США. Мировой углеродный след страны, по мнению экспертов, растет при активном участии американцев, покупающих с каждым годом все больше одежды. Средний американец покупает в год 65 новых предметов одежды (150 миллиардов штук на всю страну), произведенной в развивающихся странах. При этом американцы не хранят свою «угольную одежду»: они выбрасывают больше 36 кг одежды на человека в год, что на 100% больше, чем 20 лет назад.

При текущих прогнозах роста мировой легкой промышленности, ее углеродное воздействие, как ожидается, увеличится на 49% к 2030 году (общий объем, который будет равен текущим ежегодным выбросам парниковых газов США).

…И пластиковые платья

Еще одной серьезной проблемой, о которой говорится в докладе Фонда Макартуров, являются полмиллиона тонн пластиковых микроволокон, которые используются при изготовлении одежды.

Сегодня большинство одежды является синтетической, изготовленной из пластмассовых волокон на основе нефти – это полиэфир, нейлон и спандекс. И некоторые представители индустрии моды заняты продвижением синтетики на основе ископаемого топлива в качестве замены обычного хлопка.

Кроме прямого увеличения использования ископаемых углеводородов, существует еще одна серьезная проблема. Она возникает во время стирки таких синтетических изделий. Мельчайшие пластиковые волокна попадают в реки и океаны, потому что они слишком малы, чтобы их уловили системы фильтрации сточных вод.

Микроволокна составляют до 85% загрязнения пластиком, обнаруженного на береговых линиях по всему миру. «При нынешних темпах распространения микропластика к 2050 году в реках будет больше пластика, чем рыбы. Рыбы едят эти пластиковые кусочки, а затем мы едим рыбу», – пишут эксперты. 73% глубоководных рыб, пойманных в северо-западной Атлантике, имели микропластик в желудках. 

Levi’s: стали слишком грязны твои тертые джинсы

Группа экологических активистов вышла с лозунгом «Levi’s are made with coal» к магазину старейших в мире производителей джинсов. Неправительственная организация Stand.Еarth призывает индустрию моды в целом и фирму Levi’s конкретно снизить свою негативную роль в катастрофическом изменении климата и загрязнении воздуха во всем мире.

В частности, экологи утверждают, что индустрия моды ответственна за дополнительные 38 000 смертей в год от изменения климата. «Вклад модной индустрии в глобальное потепление –примерно 8%. Если бы это была государство, оно заняло бы четвертое место по данному показателю, – говорит Тодд Палья, исполнительный директор Stand.Еarth в своем заявлении. – Тем не менее, крупные бренды, такие как Levi’s, продолжают свою деятельность, игнорируя свою ответственность за углеродную цепочку».

Интересно, что, по словам представителя Levi Strauss & Co, производитель самых известных в мире джинсов, демонстрирует приверженность климатическим действиям на практике: «Мы были первыми среди компаний, поддержавших Парижское климатическое соглашение, и призывали мировых лидеров защитить нашу окружающую среду. Мы стремимся сократить наши выбросы на 25% и использовать 20% возобновляемых источников энергии к 2020 году. И мы стремимся увеличить эти показатели. В сентябре прошлого года Levi’s присоединилось к более чем 300 компаниям, которые разработали планы по сокращению выбросов углекислого газа».

«Модно зеленые»

«В конечном итоге потребители решат, слишком ли грязны джинсы от Levi’s. Демонстрировать корпоративную социальную ответственность сегодня сложнее, чем десять лет назад, поскольку компании подвергаются давлению со стороны большего числа людей благодаря большему количеству каналов, благодаря активистским кампаниям, способным привлечь больше внимания через социальные сети», – говорят эксперты из Reputation Institute.

«Изменение модели бизнеса не может произойти за одну ночь. Levi’s является примером компании, которая стоит на перепутье, пытаясь сделать правильные вещи, быть экологически ответственными, но это пока не вызывает доверие, – говорит Стивен Хан-Гриффитс, ведущий специалист Reputation Institute. – Будучи более открытыми, коммуникабельными и прозрачными в отношении важных экологических проблем, Levi’s может продемонстрировать реальную деятельность и снизить риски для репутации».

Вместо того чтобы продвигать переработанные товары как конечную цель своей климатической деятельности, легкая промышленность должна заняться проблемой дешевой одноразовой одежды, использованием ископаемого, поскольку эта часть цикла производства одежды составляет 76% выбросов парниковых газов.

«Если индустрия одежды действительно стремится к климатической дружественности, необходимо реформировать всю цепочку производства, включая использование энергии, происхождение материалов, поведение потребителей, – говорят эксперты. – Это означает исключение ископаемых видов топлива из всего процесса – начиная с угля и заканчивая пластиком. Только когда фэшн-индустрия полностью оценит стоимость жизненного цикла одежды, можно серьезно говорить об устойчивости. Только тогда легкая промышленность станет «модно зеленой».