Скандал с Байкальскими лесами как шанс изменить стратегию лесного хозяйства

forest Credit: Кристиан Ринчинов

Когда сообщения о заключённой сделке появились в региональной прессе, активисты, местные жители и заинтересованные лица – лесозаготовительные предприятия районного уровня вовремя обратили внимание на ее неприемлемость и 11 мая в г. Закаменск, в администрации Закаменского района была организована встреча местных жителей с чиновниками правительства Бурятии и представителями администрации района. Результатом стал протокол, согласно которому участниками собрания было принято решение не предоставлять лесные земли на территории Закаменского района в аренду ООО «МТК-Дженькей». Также в документе был отображено несколько других важных инициатив по вовлечению местных жителей в процесс принятия решений в области лесного хозяйства.

Однако в следующие дни ряд республиканских чиновников выступил с заявлениями, сутью которых были попытки доказать, что в данной сделке нет ничего опасного, и что она принесёт огромную пользу Республике и республиканскому бюджету. Заместитель председателя правительства Бурятии Игорь Зураев обещал, что проект освоения лесов, необходимый для начала рубок, появится не раньше 2020 г. – только после того, как в районе будет построен новый лесоперерабатывающий завод. Поясню, что именно на этапе экспертизы проекта освоения лесов граждане могут остановить подобные «сделки», поскольку, согласно действующему законодательству, проект освоения лесов подлежит обязательной экспертизе государственной комиссией, в состав которой должны входить представители общественных объединений. Именно такой юридический инструмент для выхода из сложившейся ситуации я порекомендовал Закаменским активистам, обратившимся ко мне некоторое время назад за консультацией по данной проблеме. Таким образом, даже при сохранении заключённой сделки, оставался бы законный путь для её отмены.

Тем не менее, озвученные зам. председателя республиканского правительства планы вызывали опасения: сначала в районе должен быть построен лесоперерабатывающий завод, и лишь после этого должна быть проведена экспертиза проекта освоения лесов, от исхода которой зависит, будет ли у нового завода сырьевая база, без которой его строительство теряет всякий смысл. Такой своего рода замкнутый круг, будучи используем как аргумент, не выдерживает никакой критики. Это заявление показало нелогичность и некомпетентность республиканских и федеральных чиновников и инвесторов, ответственных за принятие данного решения, а также их желание скрыть свои истинные планы от местных жителей и районных лесопользователей.

В итоге Ли Шубо, учредитель ООО «МТК-Дженькей», заявил, что, если в Закаменском районе есть вопросы и проблемы по осуществлению проекта, то он просит правительство Бурятии поменять выданные в аренду участки на другие – в Закаменском, Еравнинском или в другом районе Бурятии. Говоря проще, «Дженькей» уходит из Закамны. Это показывает, что, несмотря на очевидную экспансию наших восточных соседей в Сибирь, всё же общественный резонанс способен в некоторой степени влиять на принятие решений. Теперь стоит вопрос о выделении в аренду ООО «МТК-Дженькей» лесов Еравнинского района Бурятии. Естественно, люди, которые готовы постоять за свою землю, проявляют себя уже и там.

14 мая Алексей Цыденов, глава Бурятии на пресс-конференции заявил, что проект всё же должен быть реализован, а до жителей Еравнинского района будет донесено, что такое инвест-проект, как он работает, и что к инвестору предъявляются жёсткие требования по исполнению обязанностей для обеспечения «цивилизованного» использования леса, после чего «еравнинцы разберутся, что к чему». Также Цыденов пожаловался, что люди жалуются на отсутствие экономического развития, но при этом при появлении реальных инвесторов отпугивают их.

По-моему, подобная постановка вопроса показывает не совсем полное понимание задач экономического развития Республики, заключающихся не в налаживании временно выгодного чиновникам и иностранцам канала экспорта природных ресурсов, а в развитии устойчивого лесопользования с выверенной системой циклов вырубки и восстановления леса исключительно на уже освоенных лесных землях, без затрагивания малонарушенных лесов и с организацией глубокой переработки древесных ресурсов силами местного предпринимательства. Конечно, для осуществления такой схемы развития нужно намного больше времени, сил и политической воли, чем на реализацию «инвестиционных» проектов типа ООО «МТК-Дженькей». Необходимо при взаимодействии предпринимателей и госслужб на всех уровнях преломить традицию откатов; требуется обеспечение госслужбами безопасности предпринимателей; нужно перераспределение бюджетных средств для поддержки индивидуального предпринимательства; нужен действительный контроль за ответственностью лесопользователей. Это и есть путь к стабильной экономике, которая будет частично основаться на неистощительном природопользовании.

Но отступим от деталей и посмотрим на проблему шире.

Во-первых, территория Закаменского и других районов Бурятии принадлежит бассейну оз. Байкал, и сохранность местных лесов является обязательным условием для обеспечения стабильного стока рек, питающих Байкал, что подтверждено множеством исследований. Поэтому ценность лесов Бурятии как части экосистемы оз. Байкал должна ставиться в приоритет по отношению к любым проектам, независимо от приносимой ими пользы и выгоды.

Во-вторых, сведение столь больших площадей уникальной забайкальской тайги – это удар по местным жителям, для которых лес является храмом, домом, родовыми охотничьими угодьями и источником средств к существованию.

В-третьих, понятно, что инвестор приходит для извлечения выгоды в условиях тотальной коррупции и отсутствия эффективных инструментов для контроля за ответственностью лесопользователя (соблюдение установленных границ и лимитов, лесовосстановление, сохранение биоразнообразия при осуществлении рубок и т.д.). Ни о каком ответственном «использовании леса» не может быть и речи. Это только его уничтожение.

И в-четвёртых, кажущиеся большими инвестиции на реализацию проекта никак не сопоставимы с прибылью, получаемой только лишь иностранным инвестором, а значит уходящей от местных жителей, а также из Республиканского и Федерального бюджетов за границу. Китайский фактор в сведении Российских лесов – это уже давно не угроза, а новая реальность, серьёзнейшая проблема не только экономического и социального плана, но и проблема сохранения экологического баланса континентального уровня, проблема, которая требует множества решений.

Сложившаяся ситуация, не смотря на свою опасность, при удачном исходе станет хорошим примером того, как местные жители и районные лесопользователи должны защищать свои права, а также наглядным примером отмены столь масштабного проекта по экспансивному освоению природных ресурсов. Именно зависимость людей, ответственных в России за принятие решений, от парадигмы экономики, строящейся на экспорте природных ресурсов, является одним из основных стопоров как развития нашей страны в целом, так и совершенствования отдельных областей хозяйства, таких, как лесное хозяйство. В Байкальском регионе – регионе, насыщенном уникальными природными объектами и территориями, – есть всё для формирования устойчивой экономики, основанной на разумном использовании туристического потенциала региона и возможности внедрения системы устойчивого использования природных ресурсов, базирующейся на республиканских законодательных актах, создание которых должно стать приоритетом работы регионального правительства.

Также данный прецедент может привлечь внимание к вопросу о необходимости смены нынешних тенденций на новые, честные и экологически ответственные стратегии развития региона и страны в целом, важным компонентом которых должно стать устойчивое лесопользование.

Кристиан Ринчинов

kristian.rin@gmail.com