Госрегулятор природы

Andrey Kolodkin Андрей Колодкин, директор департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России.

Статья подготовлена специально для 70 номера издаваемого «Беллоной» журнала «Экология и право».

 

– Как вы оцениваете итоги Года экологии с точки зрения природоохранного законодательства? Какие законы удалось принять?

– Крайне важной темой Года экологии стало обращение с отходами. С 2014 года в законодательство внесены глобальные изменения в сфере обращения с отходами. Сформирован механизм экономического стимулирования хозяйствующих субъектов по переработке и утилизации отходов. Создана нормативная база вовлечения отходов в хозяйственный оборот. Введены новые институты экологического сбора, расширенной ответственности производителей, а также институт региональных операторов. Принятые меры позволят ежегодно увеличивать объем переработанных отходов.

В 2017 году введен запрет на захоронение отдельных видов отходов, расширен перечень товаров, подлежащих утилизации, повышен норматив утилизации отходов.

Принятый в конце прошлого года Федеральный закон №503-ФЗ установил возможность производителям организовывать места накопления отходов и предоставил им доступ к контейнерным площадкам, что также позволит снизить объем захоронения отходов.

Кроме того, в 2017 году завершено формирование нормативно-правовой базы по вопросам ликвидации прошлого экологического ущерба. Для этого в государственный реестр включено уже 52 объекта прошлого экологического вреда с объемом отходов 188 миллионов тонн.

В каком направлении Минприроды намерено развивать законодательство после Года экологии для улучшения состояния окружающей среды?

– В 2017 году президентом утверждена Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года. Это базовый отраслевой документ стратегического планирования в сфере охраны окружающей среды.

Основным инструментом реализации стратегии является государственная программа «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы».

В 2017 году в программу включены приоритетный проект «Чистая страна», «Дикая природа России», проект по сохранению Волги, а также мероприятия, проводимые за счет средств экологического сбора.

– Принятие каких законов ожидается в весеннюю сессию Госдумы?

– Для нас важным направлением работы является предупреждение и ликвидация нефтеразливов. В 2017 году завершена работа по двум законопроектам, устанавливающим требования по нефтеразливам на суше, а также административную ответственность за нарушения в данной сфере. Законопроекты были одобрены на заседании правительства. Это наш приоритет на весеннюю сессию.

Весной 2018 года планируем обеспечить принятие федеральных законов по особенностям исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в Крыму, о сокращении сроков проведения госэкоэкспертизы, а также об исключении из объектов экспертизы буровых скважин. Также рассчитываем на появление закона о дифференциации составов административных правонарушений в сфере отходов и усилении ответственности, закона о предупреждении и ликвидации нефтеразливов. Кроме этого, ожидаем принятия законов об экологическом надзоре при строительстве, о создании системы автоматического контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ и о выполнении сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха и их применении при нормировании выбросов.

Помимо перечисленного в 2018 году будем стремиться обеспечить внесение в Госдуму законопроектов по вопросам создания единой государственной системы обращения с отходами первого и второго классов опасности, уточнения порядка выдачи комплексных экологических разрешений, совершенствования механизмов введения в оборот отходов промышленности и горнорудного производства, определения понятия «экологическая информация» и порядка доступа к ней.

Появление новой редакции Красной книги России в конце декабря вызвало критику со стороны природоохранных организаций. Что касается спорных видов животных, по которым решение не принято, – можно ли ожидать, что комиссия примет решение по большинству спорных видов до конца года?

В соответствии с порядком ведения Красной книги должны быть предоставлены научно обоснованные данные для включения в книгу или исключения из нее тех или иных видов. По спорным видам поступали предложения от ряда ученых по включению или исключению, но мы не получили научно обоснованных данных, например, об изменении численности за последние годы, раздробленности или сокращении ареала обитания, ухудшения состояния популяции. Эти виды требуют более тщательного изучения, проработки и будут снова вынесены на рассмотрение комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения животным, растениям и грибам при Минприроды России. Комиссия должна собираться не реже одного раза в год, и решения по каким-то видам будут приняты.

Минприроды еще в 2012 году разработало законопроект о ратификации Конвенции Эспо (об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте). Какова его судьба? Где он находится и когда может быть принят?

– В последние годы значительные изменения в законодательстве произошли в сфере государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). Так, существенно расширен перечень объектов экспертизы, сокращены сроки ее проведения с шести до трех месяцев, урегулированы вопросы ее оплаты, устранено дублирование функций экологической и градостроительной экспертиз.

В рамках ратификации Конвенции Эспо в правительство внесен соответствующий законопроект. Им предусматривается проведение ГЭЭ до разработки проектной документации и выбора места размещения объекта, регулируется процедура оценки воздействия на окружающую среду и вводится институт стратегической экологической оценки. В настоящее время законопроект дорабатывается аппаратом правительства. Работа по нему будет приоритетной в ближайшее время.

В 2018 году планируется сократить срок проведения ГЭЭ с трех до двух месяцев. Соответствующий законопроект подготовлен по поручению президента по итогам Госсовета 2016 года.

В последнее время Минприроды активно занялось развитием экологического туризма в национальных парках и даже заповедниках. С одной стороны, дело нужное, но с другой – у защитников природы есть обоснованные опасения, что у границ ООПТ стоят бизнесмены с мешками денег, ждущие только отмашки, чтобы любым способом освоить нетронутую природу. Все ли сделали юристы Минприроды для защиты ООПТ и соблюдения баланса между развитием туризма и сохранением природы?

– Нами много сделано для защиты ООПТ и редких видов животных. Установлена уголовная ответственность за незаконные добычу, оборот, в том числе продажу через Интернет, особо ценных диких животных. Утверждены стратегия сохранения редких видов животных и растений, а также стратегии сохранения дальневосточного леопарда и снежного барса.

И это дало свои результаты: с 2013 по 2017 год численность амурского тигра увеличилась на 3%, дальневосточного леопарда – на 25%, европейского зубра – на 24%.

Что касается ООПТ, то на начало 2013 года их площадь составляла 54,9 миллиона гектаров. За период с 2013 по 2016 год создано семь ООПТ, и их общая площадь увеличилась на 7,5 миллиона гектаров. В 2017 году созданы четыре и в начале 2018 года еще три новых ООПТ общей площадью около 9 миллионов гектаров. До 2020 года планируется создание еще восьми заповедников и десяти нацпарков.

С 2012 по 2017 год отмечается тенденция снижения пройденных огнем лесных площадей на ООПТ. Количество потушенных пожаров в день их обнаружения увеличилось на 28% по сравнению с 2012 годом. Это свидетельствует о надлежащей организации противопожарных мероприятий и проведенной работе по техническому оснащению ООПТ.

С 2013 года наблюдается сокращение числа правонарушений на ООПТ. Количество совершаемых правонарушений снизилось на 40%, количество изъятых орудий нарушений, транспортных и специальных средств – увеличилось на 31%. Достижению такого показателя способствовало наделение полномочиями по надзору и оснащенность службы охраны ООПТ, увеличение ее состава до 3600 человек и повышение ее профессионализма.

В следующем году планируется внедрение на ряде предприятий наилучших доступных технологий (НДТ). Все ли готово к такой масштабной модернизации? Нужна ли дополнительная юридическая «настройка» реформы?

– В 2014 году был принят Федеральный закон № 219-ФЗ, направленный на совершенствование экологического нормирования и стимулирование экологической модернизации предприятий. С 2015 года идет подготовка к старту реформы в 2019 году.

На сегодня утверждены все справочники НДТ, включая шесть справочников, подготовленных Минприроды.

В 2016-2017 годах на государственный учет поставлены предприятия и им присвоена категория негативного воздействия. С учетом данных реестра сформирован перечень из 300 пилотных предприятий, который в ближайшее время будет представлен к утверждению.

С 2016 года введены меры экономического стимулирования снижения негативного воздействия и внедрения НДТ. Так, например, природопользователи самостоятельно уменьшают сумму платы, вычитая из нее затраты на природоохранные мероприятия.

Таким образом, большинство мероприятий подготовительного периода реализовано.

Ощутимое снижение объемов выбросов и сбросов ожидается с 2022 года после внедрения крупнейшими загрязнителями программ экологического контроля и модернизации.

В 2017 году мы работали над законопроектами по оснащению источников системами автоматического контроля, порядку выдачи комплексного экологического разрешения, регулированию сводных расчетов и их учету при нормировании выбросов, а также по установлению особенностей проведения проверок при неблагоприятных метеоусловиях. Продолжим эту работу в 2018 году.

Игорь Ермаченков