News

«Беллона»: Мурманской области необходим рамочный закон о ВИЭ

flickr.com/ Statkraft

Опубликовано: 23/04/2018

Автор: Анна Киреева

Мурманские парламентарии изучат законодательный опыт ряда субъектов Российской Федерации по стимулированию развития возобновляемой энергетики. Возможно, в Мурманской области тоже появится подобный закон.

Сегодня в Мурманской областной Думе состоялось рабочее совещание по альтернативной энергетике и возобновляемым источникам энергии (ВИЭ) в структуре подзарядки средств электротранспорта.

По словам заместителя Губернатора Мурманской области Евгения Никоры, в регионе существуют перспективы для развития ВИЭ. Они могут содействовать замещению топочного мазута и снижению мазутозависимости региона (перевод ряда котельных на юге области на торф), а также электрификации и уходу от дизельного топлива в удаленных поселениях Терского района. А промышленные ветропарки дополнят энергобаланс на севере области.

«Наш регион имеет очень высокий показатель ветроэнергетических возможностей. У нас много площадок, на которых ВИЭ позволит вырабатывать большое количество энергии, как для нужд конкретных поселений, так и в целом для энергетической системы региона. По оценкам, максимальный потенциал выработки электрической энергии за счет энергии ветра в Мурманской области составляет 360 млрд кВт·ч, а сам регион входит в десятку субъектов РФ, перспективных с точки зрения развития ветроэнергетики», – рассказал он.

renewables-MurmanskDuma Участники совещания. Credit: Анна Киреева

В области также планируется строительство крупного ветропарка. В 2017 году Правительством России был проведен тендер на строительство объектов ветрогенерации, и ПАО «Энел Россия» получила право на строительство двух таких объектов. Установленная мощность ветропарка, который будет введен в эксплуатацию в декабре 2021 года в районе поселка Териберка Мурманской области – 201 МВт. Он будет состоять из 57 турбин высотой 84 метра, мощностью по 3,55 МВт каждая.

«Мы помним, что в целом Мурманская область энергоизбыточна, но на севере региона избытка электроэнергии не наблюдается. Установленная мощность ветропарка в 201 МВт, с учетом КПД установок, дает среднюю годовую мощность немногим более 70 МВт. Поэтому область легко потребит эти дополнительные мощности именно на севере региона. Кроме того, ввод в эксплуатацию данного ветропарка позволит избежать выбросов около 240 000 тонн углекислого газа в атмосферу», – рассказал Никора.

Несмотря на то, что в Мурманской области осуществляется и планируется к осуществлению ряд проектов ВИЭ, в регионе отсутствует соответствующая региональная законодательная база.

Zolotkov_Sergeev Credit: Анна Киреева

Руководитель АНО «Беллона» (Мурманск) Андрей Золотков уверен, что Мурманской области необходим рамочный закон о ВИЭ.

«У нас в регионе  уже действует широкий спектр возобновляемых источников энергии. Рамочный закон устанавливал бы общие принципы регулирования, а дополнять его можно позднее, по мере необходимости. Такой закон мог бы позволить Думе в составлении планов мероприятий и их контроля. Процесс развития ВИЭ в мире идет настолько стремительно, что даже через год мы не можем быть уверены, что конкретно нам в области понадобится сделать для их поддержки».

В подтверждении того, насколько стремительно развиваются ВИЭ, руководитель мурманской «Беллоны» привел данные международного энергетического агентства. Так, в конце 2017 года в мире мощность ветроэнегоустановок составляла уже 539 ГВт, мощность солнечных установок – более 400 ГВт, а мощность атомных станций – 409 ГВт.

«Сейчас ситуация такова, что если речь идет о новых проектах ВИЭ, то разговор идет о мощностях в сотни МВт. Например, такая нефтегазовая страна как Саудовская Аравия заявила о планах по строительству мощностей солнечных станций в 200 ГВт. Это же невероятно огромная цифра, это как 200 АЭС по мощности».

На данный момент региональные законы о ВИЭ разработаны и действуют в Краснодарском Крае, Республике Саха Якутия и на Алтае. По словам Евгения Никоры, на сегодняшний день нет четкого ответа, нужен ли закон в ВИЭ в Мурманской области.

«Сначала нужно определить цель корректировки регионального законодательства – чего мы планируем достичь. Кроме того, необходимо тщательно проработать опыт других регионов и понять, достигли ли они поставленных целей или движутся ли к целям, ради которых внедряли региональные законодательные базы», – считает Евгений Никора.

Председатель комитета по экономической политике, энергетике и ЖКХ Максим Белов пообещал запросить субъекты Российской Федерации, у которых разработана законодательная база в области ВИЭ, относительно их опыта и результатов.

«Мое мнение: ВИЭ нужны нашему региону как дополнительная энергетическая альтернатива и важны для его дальнейшего развития. Мы проконсультируемся с другими субъектами и примем решение по данному вопросу», – отметил он.