Сто лет, три месяца и 18 дней

Khibiny_final Финальный вариант территории будущего нацпарка «Хибины», 85 тыс. га. Credit: WWF

Bellona уже сообщала, что на протяжении многих лет экологи, региональное правительство и промышленные компании не могли договориться о том, какая именно территория войдет в будущий национальный парк. Причиной раздора стала промышленная дорога, которая разделяла его пополам.

После многих споров, совещаний и громких кампаний в прессе был найден компромисс: обогащенная руда будет вывозиться по железной дороге, которую Северо-Западная Фосфорная Компания построит на запад до станции Имандра. Дорога через Умбозерский перевал – то есть будущий нацпарк – будет также построена, но лишь для заброски строительной техники и дальнейшей передачи на баланс будущего национального парка.

Sutkaitis Руководитель Баренцевоморского отделения WWF Олег Суткайтис Credit: Анна Киреева

«Хочу поблагодарить всех причастных. Такая работа, как создание новых особо охраняемых природных территорий (ООПТ) невозможна без активной гражданской позиции НКО, научного сообщества, социально ответственного бизнеса и мудрости региональных властей», – сказал сегодня в Мурманске руководитель Баренцевоморского отделения WWF Олег Суткайтис на торжественной презентации национального парка «Хибины».

Стоит отметить, что презентация проходила в очень позитивной атмосфере практически праздника, на котором все благодарили друг друга за поддержку и поздравляли с созданием новой ООПТ.

«Это уникальное место, которое очень важно для нас. Спасибо предприятиям, которые не «встали в позу», а смогли пойти на компромисс. Сейчас важно расставить приоритеты так, чтобы нацпарк приносил пользу жителям», – рассказал первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин.

Основными задачами национальных парков являются не только сохранение уникальных объектов природы и экологического баланса. Важно еще организовать его работу так, чтобы он был доступен туристам. «Хибины» – такое же прекрасное и уникальное место в России, как озеро Байкал и гейзеры Камчатки. Поэтому не стоит создавать из нацпарка некое подобие запасников музея, в которые никто и никогда не сможет попасть.

Уже известно, что нацпарк «Хибины» станет частью только что созданной ФГБУ «Заповедный Мурман». Однако с финансированием многострадальной ООПТ еще ничего не ясно. Предполагаемый штат национального парка будет состоять из 34 инспекторов, 19 сотрудников экскурсионно-просветительского отдела, 7 сотрудников научного отдела и 7 сотрудников хозяйственного отдела.

На прошлой неделе стало известно о планах Правительства по переводу новых ООПТ на «самофинансирование». В условиях сложной экономической ситуации Правительство решило с 2019 года реформировать механизм финансирования новых природоохранных территорий федерального значения.

Khibiny Umbozersky pass Умбозерский перевал и дорога, которую хотели реконструировать для транспортировки руды. Credit: Олег Суткайтис / WWF России

Их предполагается финансировать за счет штрафов  за нарушение законодательства и платы за возмещение ущерба в существующих ООПТ. Речь может идти о суммах в 200-600 млн рублей. Другими словами, за нанесение вреда одной ООПТ федерального значения предполагается финансировать создание и функционирование другой ООПТ.

«Логика, мягко скажем, странная, поскольку нельзя рассматривать штрафы в ООПТ как источник дохода. Наоборот, штрафов должно становиться все меньше – это и есть показатель успешной работы ООПТ», – считает руководитель «Кольского Центра Охраны Дикой природы» Виктор Петров.

Кроме того, штрафы за нарушение законодательства об ООПТ в полном объеме зачисляются в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа. Для изменения этой системы уже подготовлены поправки к Бюджетному кодексу, согласно которым «платежи по искам о возмещении вреда окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда окружающей среде, причиненного на территории ООПТ федерального значения, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100%». Аналогичный механизм предусмотрен для платежей по искам о возмещении вреда.

Другими словами, проблема создания нового нацпарка в Мурманской области решена, но появилась вторая, не менее сложная задача – организовать его работу и финансирование.

Анна Киреева

anna@bellona.ru