Ржевский лесопарк: между двух фронтов

zima-18-reka

С 1902 года и вплоть до конца 2000-х годов весь огромный лесопарк был опытным полигоном Лесотехнического института (ныне университета) им. Кирова. Городская часть и сегодня имеет статус Охтинского учебно-опытного лесхоза ЛТУ, но штата из трех сотрудников для ухода за 120 Га, конечно, недостаточно.

Как и любая природная территория, оказавшаяся между двух активно растущих городов, лесопарк постоянно сталкивается с угрозами вырубки и застройки. Массовое вторжение началось еще в середине 2000-х, когда поперек его областной части построили кольцевую автодорогу (КАД). До этого по тенистым тропинкам и берегу речки Лапки можно было спокойно дойти от питерского района Ржевка-Пороховые до Всеволожска. Теперь спокойно можно дойти только до КАД. Переход на другую сторону отсутствует.

Сохранность дальней, «закадовой» части тоже под вопросом: генплан Всеволожска предполагает строительство через нее как минимум двух новых дорог и развязки. Неспокойно и в питерской части лесопарка. Едва-едва отбившись от угрозы строительства там нового зоопарка (эти планы обсуждались в комитете по инвестициям вплоть до 2016 года), местные активисты узнали, что его пытается забрать в федеральную собственность Росимущество.

Городская часть: «нет» зоопарку, но «нет» и ООПТ

Для многих будет неожиданностью, что популярный городской лесопарк городу, оказывается, не принадлежит. Этим объясняется его бросающаяся в глаза запущенность. Муниципалы в лучшем случае вывозят лишь самые вопиющие мусорные кучи. И то не часто: еще лет пять назад основная доля уборок проводилась руками волонтеров, да и сегодня без них не обойтись. Количество мусора невыгодно отличает Ржевку от других городских парков.

Здесь не ведется работ по благоустройству: нет ни отсыпки дорожек, ни новых скамеек. Лишь кое-где доживают свой век артефакты, чудом оставшиеся с советских времен: ржавые качели, спортивные снаряды, площадки для отдыха. Какие-то элементы ландшафтного дизайна создают местные активисты из клуба «Друзей Ржевского лесопарка».

До 2012 года лесопарк оставался участком лесного фонда в границах города, что на тот момент уже противоречило лесному и градостроительному законодательству. Правовая неразбериха приводила к неконтролируемому растаскиванию земель: так, 10 гектар городской части в 2000-х годах были выведены из лесного фонда и переведены другие категории.

Наконец, в 2012 году суд аннулировал право собственности РФ на городскую часть лесопарка. Однако Росимущество считает, что юридически территория парка по-прежнему обладает «признаками федеральных земель», и год назад попыталось вновь зарегистрировать права РФ на семь участков общей площадью 77,5 Га. В конце 2017 года суд в этом отказал, и совсем недавно Росимущество подало апелляционную жалобу.

Довольно редкий случай, когда симпатии общественности оказались не на стороне Росимущества и отстаиваемого им федерального статуса земель. Известный экоактивист и градозащитник Николай Лаврентьев считает, что после официального оформления в федеральную собственность лес будет гораздо легче распродать под застройку. Действительно, ведь в данном случае федеральная собственность не означает перевод под защиту лесного фонда – как уже было сказано, это юридически невозможно. А продажей огромных наделов «незащищенной» федеральной земли Росимущество занимается постоянно: ведомством выпускается специальный журнал, где в каждом номере приводится список лотов с заманчивыми предложениями. Поэтому в данном конкретном случае, как ни странно, предпочтительней сохранение юрисдикции города. Конечно, при условии, что город не возобновит проекта застройки зоопарком.

Но пока вроде все хорошо: представители власти обещают превратить Ржевский лесопарк в городскую рекреационную зону. Депутат ЗАКС Петербурга Надежда Тихонова недавно сообщила СМИ, что уже подала заявку на инвентаризацию зеленых насаждений парка для последующего включения их в перечень ЗНОП: «Если это случится при ближайшей корректировке закона «О зеленых насаждениях общего пользования» (предположительно осенью 2018-го), мы сможем заложить средства на благоустройство Ржевского лесопарка в городской бюджет на 2019 год. При этом городской Комитет по благоустройству возьмет на себя все расходы по содержанию парка. Надеюсь, уже в следующем году там, наконец, появятся ухоженные дорожки, скамейки, урны, детские площадки, освещение». Пока город официально не владеет Ржевским лесопарком, вкладывать бюджетные средства в его благоустройство он не может. По словам Тихоновой, студенты Лесотехнического университета смогут использовать Ржевский лесопарк и после образования там ЗНОП (как это сделать юридически, она не поясняла, но, скорей всего, возможность есть).

Разумеется, наиболее эффективной защитой городской части Ржевки от любых строительных притязаний было бы создание там ООПТ. Тем более что на смежной областной территории заказник официально запланирован. На то есть все основания – это большая целостная территория, служащая домом для множества видов растений, птиц и мелких млекопитающих. Однако в ответ на настоятельные обращения активистов из Правительства Петербурга неизменно отвечают, что «создание ООПТ на территории Охтинского лесопарка не предусмотрено генпланом СПб», так как там отмечается «невысокое биологическое разнообразие» и «нарушенность природных комплексов в результате длительного антропогенного воздействия».

При этом ранее, на совещании руководства петербургских комитета по природопользованию (КПООС) и комитета по охране памятников (КГИОП) в 2014 году было «принято решение о придании статуса ООПТ» петербургской части лесопарка, причем инициатором был именно КГИОП.

Но дальше идея не пошла. Хотя в обосновании проекта областной ООПТ (подробнее о ней – чуть ниже) сказано, что одна из целей ее создания – «обеспечение экологической связности экосистем Ленинградской области и Санкт-Петербурга за счет границы с перспективными особо охраняемыми природными территориями Санкт-Петербурга «Охтинская лесная дача», «Долина реки Охта и ее притоков» и водотока, текущего в город – реки Лапка».

Но, судя по последнему ответу КПООС, для каких-либо надежд на создание городской ООПТ нужно включить Ржевку в перечень участков, в отношении которых предполагается провести комплексное экологическое обследование. Пока Ржевский лесопарк туда не включен.

Областная часть: «да» ООПТ, но «да» и дорогам

В свою очередь, целостности областной части лесопарка (и будущего заказника) угрожает «распил» посредством строительства сети дорог. На генплане МО «Город Всеволожск» обозначены: 1) региональная магистраль М-1 (проходит по центральной аллее Ржевского лесопарка, за КАД, мимо территории бывшего аэропорта «Ржевка» в микрорайон «Южный» Всеволожска), 2) линия скоростного трамвая (проходит от Рябовского шоссе Петербурга по северной части Ржевского лесопарка до КАД и далее в Ковалево к аэропорту «Ржевка», 3) огромная развязка вдоль КАД («откусывает» северо-восточную часть пригородной половины Ржевского лесопарка).

Что касается М-1, которая должна соединить Всеволожск и Колтушское шоссе, то формально этот проект не нов: уже на генпланах Ленинграда 1948, 1955 и 1959 годов дорога была обозначена. На схеме Охтинского лесхоза 1992 года остатки проекта напоминают о себе в виде просеки. Но есть одно «но». На старых генпланах дорога была продолжением проспекта Косыгина, который должен был вести из Ленинграда прямо во Всеволожск. Однако уже в 1974 году решение отменили, потому что проспект Косыгина на перекрестке с Индустриальным проспектом сделал изгиб и направился в другую сторону. В генплане Ленинграда 1987 года дороги через лесопарк уже нет, так как необходимость в ней отпала. Кстати, отмена дороги была во многом связана с природоохранными соображениями. «Проспект Косыгина – это продолжение Заневского проспекта. Проспект не мог стать скоростной магистралью на Всеволожск по причине того, что с какого-то момента он уже был застроен жилыми домами. Во-вторых, новая планировка была увязана с лесопарковым поясом Ленинграда, который не хотели уничтожать дополнительными дорогами, – комментирует Николай Лаврентьев. – Возможно, идея строительства этой магистрали до КАД и правильная (но там понадобится большая развязка), но дальше она просто не нужна».

Между тем в генплане Всеволожска дорога почему-то осталась. Так как в Петербург она теперь не ведет, проектировщики загнули ее к Колтушскому шоссе. Мало того, что теперь она не выполняет своей изначальной функции, она вступает в противоречие с проектом областного ООПТ. Согласно ответу комитета по природным ресурсам Ленинградской области, в период с 2021 по 2035 годы Схемой терпланирования региона предусмотрено создание ООПТ «Ржевский лесопарк и Ковалевский лес». ООПТ будет состоять из трех кластерных участков: «Ржевский лесопарк», «Кудровский лес» и «Ковалеский лес и долина реки Лубья». Общая площадь всего ООПТ – 2081 Га, площадь Ржевского кластера – 1717 Га. При этом председатель комитета подчеркнул, что «для создания ООПТ следует избегать коренного преобразования ландшафта, смены типа землепользования и других видов деятельности, делающих невозможным создание ООПТ в соответствии с заявленными целями».

Но разве вырубка сотен гектар и деление лесного массива на части – это не преобразование ландшафта? Однако чиновники этого как будто не замечают. В ответе депутату Госдумы Олегу Нилову глава комитета по природным ресурсам подтвердил, что часть территории Учебно-опытного лесничества Ленинградской области сдана в аренду под создание «линейных объектов». Эти линейные объекты (во всяком случае, трасса М-1) находятся уже на финальной стадии согласования. Важно отметить, что на слушаниях по последним изменениям во Всеволожский генплан в феврале 2017 года (дороги были внесены туда ранее), планы создания ООПТ «Ржевский лесопарк и Ковалевский лес» вообще не упоминались. Проектировщики генплана информацией о нем не располагали, а в картографических материалах территория обозначалась просто как «лесной массив». Означает ли это, что администрация Всеволожска предпочла о ней забыть?

Отношение к дорожным планам у населения разное. Многие жители микрорайона Южный Всеволожска говорят, что новые дороги им нужны: существующей сети явно не хватает. Но неужели прокладка возможна только через будущее ООПТ? Смущает тот факт, что обе магистрали проходят аккурат мимо участка бывшего аэропорта «Ржевка», ныне приобретенного компанией ЛСР. Она планирует застроить территорию домами от 9 до 16 этажей примерно на 34 тысячи жителей. Очевидно, что дороги через Ржевский лесопарк во многом отвечают интересам именно этого проекта ЛСР, а вовсе не нынешних жителей Всеволожска и Санкт-Петербурга. Которые, в свою очередь, получат следующее: 1) «бутылочное горлышко» на выезде с М-1 в Петербург, в районе путепровода с пр. Косыгина в Янино и Колтуши, 2) уничтожение центральной аллеи Ржевского лесопарка, 3) уничтожение традиционной велосипедно-лыжной трассы, ведущей к Суоранде («Голубая дача»).

Несмотря на массовые обращения, проекты дорог из лесопарка не убрали. В последней редакции, принятой в самом конце 2017 года (правда, на сайте Всеволожского МО генплана почему-то нет, «раздел находится в разработке», а на сайте областного КГА процедура обрывается на этапе отправки на утверждение) красуются все три дорожных проекта. Что здесь может помочь? Возможно, скорейшее создание ООПТ «Ржевский лесопарк и Ковалевский лес» добавило бы аргументов против дорог, но надежд на него мало. Если в планах указан период 2021-2035, то вряд ли стоит ждать чего-то раньше «верхней» даты. Если только небывалый общественный резонанс не подгонит чиновников. В свою очередь, если дороги появятся раньше ООПТ, то порезанный на куски лес действительно может деградировать. И в итоге окажется, что и охранять-то уже нечего.

Ирина Андрианова