Надежды энергетики

IMG_4066 Победители Школы молодого энергетика Олег Богай, Евгений Соснин, Андрей Кочетков и Кирилл Сысоев. Credit: фото предоставлены автором статьи

Школа молодого энергетика при поддержке Министерства энергетики, Министерства образования и науки, посольства Великобритании, Программы развития ООН и Московского энергетического института прошла в октябре 2017 года в Анапе. В рамках этой образовательной программы ребята, занявшие призовые места в олимпиадах по физике и математике и выполнившие научно-исследовательские и творческие проекты, изучали вопросы энергоэффективности, инженерной экологии, развития энергетики и отечественных технологий. Победители школы 2017 года, Олег Богай, Евгений Соснин, Андрей Кочетков и Кирилл Сысоев из Московской, Кемеровской, Тульской и Волгоградской областей встретились с представителями «Россетей», «Мосгаза» и других российских энергетических компаний.

Друзья, как вам профориентация в энергокомпаниях?

– Она, конечно, подтолкнула нас в энергетику. Каждый из нас рассматривал такое перспективное направление. Попав в Школу молодого энергетика, мы уже знали, на что идем, а куда именно идти, большинство из нас не определилось, и профориентация нам помогла. Нас пригласили к себе работать, рассказали историю развития, чем занимается компания, какие у них есть должности. Тяга к этой профессии усилилась.

– Что интересного, например, вы узнали, пообщавшись с энергетиками?

– Например, всего один процент газа идёт на жильцов, а 99% идёт в промышленность, организации. Ещё очень интересно было в «Главном системном операторе»: все управление электроэнергией в России ведется из довольно небольшой комнаты несколькими людьми, которые следят за системой. Немного людей – и такой масштаб, по всей стране линии электропередач контролируются ими.

– Евгений, вам как человеку из Кемеровской области нельзя не задать, наверное, персональный вопрос об угольной энергетике – как относитесь к ней и к её перспективам?

– (Евгений Соснин) Хорошо отношусь, качество воздуха там, где я живу, хорошее. Уголь скоро закончится, он не бесконечен, и у нас его не будет – эта проблема уже начинает проявляться. В своем проекте энергосберегающей школы я подсчитал, насколько нам ещё хватит традиционных источников энергии, и заключил, что нам пора переходить на альтернативные источники энергии, Солнце, ветер, воду, биомассу. Уголь нужно использовать, пока мы можем его потреблять, на ближайшие несколько десятилетий это наше будущее.

– А кто-то из вас занимался какими-то проектами в области энергетики в школе или в рамках внеклассной работы?

– (Олег Богай) Мы со школьным приятелем делали проект по экономии электроэнергии и энергии в целом по мере уменьшения трения в седьмом и восьмом классе.

– Дома электроэнергию экономите? Что-то делаете для этого?

– Конечно, в меру сил. Самое простое – это замена ламп накаливания на светодиодные и энергосберегающие, потому что эпоха ламп накаливания проходит уже. Можно до 20% потребления электроэнергии в год сэкономить, выключая зарядные устройства и электроприборы из розеток, когда мы их не используем. Сейчас даже есть «умные» розетки, которые можно через Wi-Fi с телефона отключать, «умные» дома – пока это дорого, но технологии уже доступны. Можно просто свет выключать, часто к друзьям приходишь в гости, а свет везде включен.

– А что вы знаете о том, что делается в ваших городах в области энергосбережения?

– Вот в городе Белово Кемеровской области, например, сейчас все лампы уличного освещения меняют на светодиодные, светофоры ставят на солнечных панелях.

– Как распространять информацию о современных технологиях, об энергосбережении? Кто должен это делать?

– Люди людям должны рассказывать, через СМИ, социальные сети, блогеров. Если это будет на законодательном уровне закреплено, люди будут это делать: мы же лампочки накаливания запретили 100-ваттные, можно так же сделать.

Ольга Добровидова