News

Юрий Вдовин: Год экологии заканчивается ростом количества и масштабов экологических проблем

Юрий Вдовин.
Юрий Вдовин.

Опубликовано: 29/12/2017

Автор: Юрий Вдовин

Правозащитник, один из основателей ЭПЦ «Беллона», Юрий Вдовин рассказывает об итогах Года экологии.

В Российской Федерации каждый год традиционно проходит под каким-то призывно-пропагандистским лозунгом. Целью такой традиции является якобы необходимость обратить общественное внимание на важные вопросы в жизни страны. Вот 2017 год аж еще в январе 2016 года указам президента был назначен годом экологии. А 2018 год – Год волонтеров.  Все это чтоб привлечь общественное внимание к важным вопросам – в 2017 году, например, – к вопросам экологии.

Ну, давайте посмотрим, что задумывалось, и что достигнуто. Год-то уже кончается.

Что же задумывалось?

Планировалось, что в 2017 году будет осуществляться практическая реализация изменений законодательства в сфере экологии, которые разрабатывались в предшествующие годы. Изменения эти касаются водного, лесного, земельного кодексов России и многих федеральных законов, регламентирующих данную сферу. Было заявлено, что этот год станет годом экологических реформ, произойдёт совершенствование нормативно-правовых основ, регулирующих сферу экологии, а уже разработанные нормы начнут применяться на  практике.

Наварное, есть широкий круг специалистов, которые могут дать оценку, как изменения в экологическом законодательстве повлияли на решение экологических проблем. Но многое известно и без специалистов.

***

Дума меняла лесной кодекс, а в результате в России осуществляется бесконтрольная и беззаконная вырубка лесных массивов. Это огромная экологическая проблема целых регионов России. Больше всего таковых отмечается на Дальнем Востоке и северо-западе страны. Помимо того что незаконно вырубаются ценные породы деревьев, которых и без того остается все меньше и меньше, в нескольких регионах остро встает проблема скорого обезлесения. Сибири всерьез грозит экологическая катастрофа, связанная с массовой вырубкой лесов. Проблема привлекла внимание активистов и правозащитников, которые направляют тысячи писем в федеральное правительство, создают петиции с просьбами ужесточить закон и требуют ввести мораторий на промышленное использование леса. Пока они борются с уничтожением тайги, в Сибири местные жители дерутся с китайцами за право владения древесиной и ее продажи.

Есть ведь и еще один аспект. Это традиционная для России ресурсно-сырьевая концепция экономического развития. Хотя какое тут развитие? Вместо того чтобы лесные сокровища перерабатывать, и производить из них различную продукцию, власти способствуют поставке лесных ресурсов за рубеж с последующей закупкой втридорога результатов переработки наших ресурсов. И это относится не только к лесу, но во многом и к нефти и газу.

Помимо этого ведется расчистка земель под сельскохозяйственные угодья и для добычи полезных ископаемых. Кроме прямого экономического урона государству бесконтрольная вырубка лесов причиняет непоправимый вред многим экосистемам, которые формировались и поддерживались в течение тысячелетий. Это оказывает пагубное воздействие на животный мир, на миграционные маршруты птиц, кочующих животных, на рыбные запасы…

Например, более 10 лет в поселке Сиверский Ленинградской области обеспокоенные и небезразличные люди ведут неравную борьбу за сохранение уникального реликтового соснового леса на берегу реки Оредеж. Власти лихо продали эту территорию, разбив на участки под строительство элитных домов. Это совершенно незаконная, противоречащая экологическому законодательству сделка никак не может войти в соответствие со здравым смыслом и идеологией защиты окружающей среды. И это всего лишь один небольшой пример.

А в Санкт-Петербурге, чрезвычайно бедном на зеленые зоны, постоянно идут атаки со стороны предприимчивых строителей, готовых застроить свободные, как им кажется, территории, не задумываясь о последствиях. И все равно, что строить – гостиницы, торговые центы, жилые дома, монастыри, храмы… Ведь еще столько садиков, скверов, парков, на которых можно заработать деньги… Бич города – уплотнительная застройка. Никто, конечно, не хочет задумываться про соответствующий рост количества автомобилей и уменьшение возможного парковочного пространства… Год экологии…

***

Не лучше обстоят дела и в сфере энергетики. Зависимость экологической обстановки от выработки электроэнергии самая прямая. В России в основном используется три разновидности источников энергии. Органические, к ним относятся газ, нефть, древесный уголь и непосредственно сама древесина. Водные, то есть использование мощности водного потока для преобразования ее в тепло- и электроэнергию. И, наконец, атомная энергетика.

Эксплуатация органических источников энергии напрямую связана с их сжиганием. Нужно сказать, что вырубка лесных массивов осуществляется не только для того, чтобы использовать древесину как вид топлива, но часто и затем, чтобы расчистить место для добычи угля, нефти и газа.

Все эти методы нашего энергетического обеспечения имеют печальные последствия, проявляющиеся в первую очередь в загрязнении воздуха. Большое количество углекислого газа, попадающего в атмосферу, и недостаток растительности для полноценного его поглощения в наши дни приводят к образованию парникового эффекта и глобальному потеплению. Запруживание рек для постройки гидроэлектростанций влечет за собой изменение устоявшихся местных экосистем.

***

Смог в городе – обычное явление. Кроме углекислого газа в атмосферу попадает множество вредных веществ, которые вызывают кислотные дожди, загрязняют почву и водоемы. Проблема загрязнения в наши дни является одной из самых актуальных.

Регулярно экологами составляются различные карты и рейтинги, показывающие, где какие экологические проблемы наиболее актуальны. Так, например, по некоторым данным, самыми комфортными местами для проживания в плане экологии, являются Псковская, Новгородская области, Чукотка, Алтай, Бурятия.

***

Сейчас пришли в волнение нефтедобывающие предприятия, т.к. правительством выдвинуты требования обеспечить мониторинг вредных выбросов в местах добычи нефтепродуктов и других полезных ископаемых. Российский союз промышленников и предпринимателей предупреждает, что это снизит доходы бюджета на 250-450 млрд рублей в год. Это касается, в том числе, объектов по добыче полезных ископаемых. Как пишут «Ведомости» со ссылкой на письмо РСПП, по этой причине нефтяники не смогут ввести в эксплуатацию до тысячи новых скважин, бурение будет приостановлено на трех процентах из числа действующих.

Правда, под конец года вступление в силу положений, согласно которым стационарные источники объектов I категории должны оснащаться автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, решили перенести с 1 января 2018 года на 1 января 2019.

А чего стоят ежегодные и практически не учитываемые аварии на нефтепроводах! Это вообще территория неизвестная – терра инкогнита.

Загрязняются и реки. В том числе и нефтепродуктами. Вот, например, сейчас Нева радует глаз многоцветьем, а эксперты берут пробы воды как из самой Невы, так и колодцев, расположенных на Свердловской набережной. 20 декабря здесь произошел разлив нефтепродуктов. А 29 числа – еще один. Росприроднадзором по СЗФО  проводятся исследования. По их результатам будут составлены заключения. В случае значительного экологического ущерба к расследованию инцидента могут привлечь природоохранную прокуратуру. А могут и не привлекать. Как получиться.

Но помимо нефтепродуктов, существует и множество других источников загрязнения и Невы, и других водоемов – озер, рек, морской акватории. И все эти проблемы к окончанию Года экологии никуда не делись, а, по мнению многих специалистов, даже усугубились.

***

Похоже, что Год экологии носил исключительно имитационно-пропагандистский характер. Ну, взять хотя бы наболевший вопрос с полигонами твердых бытовых отходов – попросту – мусоросвалками. Они как язвы поразили всю территорию страны – от Сахалина до Калининградской области. Причем многие из них – стихийные, несанкционированные. И, как водится и принято в нашем отечестве, решают эти проблемы чиновники и депутаты разных уровней.

Москвичи достучались до президента про один из таких полигонов. Президент дал команду – исправить положение. Ну, кинулись. В результате теперь город накрывают волны сероводородного запаха. И в наших традициях не ученых приглашают в качестве экспертов, а сами чиновники принимают решения. Как могут. Стараются. Подмосковные чиновники уверенно докладывают о благополучии на вверенных им полигонах.

Кто звал экспертов, специалистов, кто изучил прогрессивный зарубежный опыт? Кто всерьез рассматривает на государственном уровне в конце годка экологии проблемы раздельного сбора мусора, проблемы его переработки? Во многих странах добиваются 90-95% переработки твердых бытовых отходов! И это – рентабельно! Будем надеяться, что принятые в конце Года экологии позитивные поправки в закон «Об отходах производства и потребления» помогут хотя бы немного улучшить ситуацию с раздельным сбором.

***

Атомная энергетика – неизбежны техногенные катастрофы! 100-% надежностью не обладают никакие технические достижения человечества. И во всех сферах происходят техногенные аварии и катастрофы разного масштаба. Но ядерные аварии… Человечеству мало «Маяка», «Чернобыля», «Фокусимы»…

Накоплено огромное количество радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива, а строительство хранилищ для них повсеместно вызывают протесты местного населения. А как решать проблему? Ответов нет. «Росатом» ведет сложную и малопонятную населению политику, которая не вызывает у него доверия. И при этом Россия выражает готовность покупать отходы и топливо из других стран, мотивируя это тем, что это выгонный бизнес. Недавние новости – выбросы рутения в Челябинской области, который проявился в различных регионах России и был зарегистрирован в европейских странах. «Росатом», как всегда, бодро отрапортовал о том, что все в порядке…

А в полусотне километров от Санкт-Петербурга по прямой – отработавшая свой срок ЛАЭС-1  с реактором того же типа, что взорвался в Чернобыле. И вот уже пускают первый новый реактор на ЛАЭС-2. Но вот что интересно. Недавно построенная современная Северо-западная тепловая электростанция продает электроэнергию в Финляндию! Значит ли это, что и без новых атомных мощностей в регионе и так все в порядке с электроэнергией?

Если аварии на обычных технических объектах могут иметь тяжелые последствия, то они, как правило, не имеют долговременных последствий. И совсем иное дело последствия аварий и катастроф на ядерных объектах. И не только мирных, но и в оборонном секторе.

При размещении различных технических объектов чаще всего не учитывается складывающийся техногенный ландшафт. Не учитываются зоны возможных тектонических влияний. Это может привести к очень печальным последствиям. Особенно, если в таких зонгах по недосмотру построены ядерные объекты.

И, конечно, огромное значение имеет внедрение новейших технологий в производства разного вида, ориентированных на ресурсосбережение и минимизацию энергозатрат. Здесь у России огромный нереализованный еще потенциал.

***

Ну, к итогам Года экологии, безусловно, стоит отнести практическую ликвидацию независимого экологического движения. Целый ряд общественных организаций, которые готовы были совместно с органами власти решать экологические проблемы, были объявлены иностранными агентами. Это привело либо к их ликвидации, либо к снижению эффективности их работы, и, кроме того, лишило власти получения независимой информации об экологической обстановке в стране. Впрочем, говорить только о России неверно. Экологические проблемы носят, как правило, не локальный, а глобальный характер. Как, например, полигон ядовитых отходов «Красный бор» в Ленинградской области, угрожающий не только Санкт-Петербургу и области, но и всем странам Балтийского региона. Пока приняты решения забетонировать глубоким забором полигон, накрыть ямы с отходами крышами от осадков… А что дальше? Опять запрошены деньги из бюджета, но что делать с накопленной отравой – не решено. Кто решать будет? Опять чиновники?

А тут еще рутений-106! Его следы обнаружены в разных частях России и Европы. Следы ведут в Челябинск, но там чиновники от «Росатома» твердят, что это не у них и не от них.

Так заканчивается Год экологии – ростом количества и масштабов экологических проблем, отсутствием реальных перспектив решения этих проблем и ликвидацией конструктивного общественного экологического движения. И в новом 2018 году, Году волонтеров, мест для волонтеров экологического движения не запланировано…