Главный редактор GEO: тема экологии вызывает самые эмоциональные отклики у наших читателей

Vladimir Esipov Владимир Есипов, главный редактор GEO. Credit: GEO.ru

– В GEO есть целый раздел, посвященный экологии. Какую цель вы ставите перед собой, развивая это направление?

– Цель очень простая и прагматичная – повысить нашу популярность среди читателей. А тема экологии у нас – «больная». Касается каждого. Волнует каждого. У каждого есть свое мнение на этот счет и своя история, которую он готов рассказать. По моему опыту, тема экологии вызывает самые эмоциональные отклики у наших читателей, так что интерес у нас взаимный – мы хотим, чтобы нас читали, а читатели хотят, чтобы мы об этом писали.

– Какие проекты и начинания (рубрики, конкурсы) появились в GEO в связи с годом экологии?

– Конкретно под Год экологии мы пока ничего нового не сделали – как я уже сказал на дискуссии в конце прошлого года, организованной WWF, у нас в GEO каждый год – год экологии. И мы все вместе должны сделать так, чтобы и 2018-й, и все последующие годы были по умолчанию годами экологии. Иначе поговорим и забудем. Я вообще не большой сторонник таких годов – получается, что по истечении 12 месяцев акцент общественной дискуссии сместится на что-то другое, а это в корне неправильно. Когда мы говорим о сохранении нашей природы, речь не может идти об одном годе экологии – надо говорить о том, как перестроить всю нашу жизнь так, чтобы не были стыдно за заваленные мусором леса, за отравленные озера и убитые реки. Это не дело одного года – это дело принципиального изменения того, как граждане относятся к своей стране. За один год это не меняется.

Но при всем при этом мы рассматриваем возможность учреждения экологической премии GEO, которой будем награждать самые экологически сознательные организации и фирмы в России. В данный момент идея на начальном этапе, поэтому в деталях рассказать не могу

– Какие тенденции Вы можете отметить в экологической ситуации в России в последнее время?

– Лично мне кажется, что экологическая сознательность начала расти. Может быть, конечно, это впечатление сложилось у меня за счет постоянного контакта с неравнодушными людьми – не знаю. Но мне почему-то кажется, что люди в целом стали больше говорить об экологии, больше интересоваться.

– Какие экологические проблемы Вам кажутся наиболее актуальными в настоящий момент? Какие наиболее интересны для читателей?

– Однозначно – мусор. Как самая наглядная проблема, с которой сталкивается каждый из нас каждый день. И как самый вопиющий пример наглого безразличия окружающих, то есть тех, кто этот мусор выкидывает.

– Какие советы Вы можете дать читателям, которые хотят благотворно повлиять на экологическую ситуацию? Возможно, что-то из Вашего личного опыта? Есть ли у Вас какие-то личные привычки или взгляды на этот вопрос, которыми Вы бы хотели поделиться?

– Главный совет – думайте. Думайте, перед тем как взять пластиковый пакет в магазине. Думайте, перед тем как купить что-то экзотическое из Новой Зеландии вместо чего-то местного из Средней Полосы. Думайте, перед тем как разжечь костер в лесу. Думайте, перед тем как покупать машину.

Помните, что настоящий патриотизм – это не показуха и формализм, а молчаливая, ежедневная забота о твоей стране, которая выражается в сохранении природы, которая нас окружает. Потому что другой страны у нас не будет. Поэтому гораздо больше патриотизма в экологичном образе жизни, чем в каких-нибудь показушных акциях.

И еще – не теряйте надежды. Мир держится на неравнодушных людях, которые каждый день маленькими делами делают его чуточку лучше. И даже поднятый с земли пакет – это маленькая победа над мерзавцами.

– Что лично Вы делаете, чтобы сохранить окружающую среду? Сортируете ли Вы мусор, участвуете в экологических акциях, поддерживаете ли некоммерческие экологические организации и движения?

– Да, мусор сортирую – стараюсь не выкидывать то, что можно переработать. Практически не покупаю газеты и журналы – читаю все на экране айфона и айпада. Постоянно везде выключаю свет. Закрываю воду, когда чищу зубы. И вообще с водой – экономно. В экологических акциях не участвую (считаю, что могу принести больше пользы на рабочем месте главного редактора). Некоммерческие организации деньгами не поддерживаю, но поддерживаю идейно, помогаю Вам, например, и всячески консультирую всех, кто ко мне обращается за советом.

– Стремится ли GEO и его работники уменьшить свое негативное воздействие на окружающую среду или скомпенсировать его (офис без бумаги, меньше поездок, экологичные канцелярские товары, и т.д.)?

– Безусловно. Офис совсем без бумаги у нас, к сожалению, невозможен – в силу законодательных предписаний, мы очень много распечатываем счетов и договоров (в Европе в этих вопросах уже гораздо дальше продвинулись – там бухгалтерии все больше отказываются от бумаги). И потом сам журнал у нас не только из бумаги сделан, но и из клея, краски, лака – все это химия… Так что мы стараемся в скором будущем запустить электронную версию журнала, которая позволит экологически сознательным гражданам отказаться от бумаги, не отказываясь от GEO.

– Какие экологические проблемы вы считаете недостаточно освещенными, требующими большего внимания и действий?

– Все, от начала до конца. Но, конечно, главная наша проблема – создание чувства ответственности за происходящее вокруг у каждого отдельного гражданина. Потому что все наши экологические проблемы в их сегодняшнем масштабе – от полнейшей безответственности. Бегать по лесам и паркам с пакетами и собирать мусор – практически бесполезно, потому что безответственность этим не искоренить. Надо не пытаться решать отдельные проблемы, будь то мусор или вода, а воспитывать в гражданах с раннего детства чувство ответственности за свою природу, своего рода «зеленый патриотизм».

– Как GEO планирует дальше развивать тему экологии в журнале (Рубрики, темы, статьи, конкурсы)?

– Как всегда – ничего нового не планируем. Если тема природы у нас уже 19 лет на первом месте, то менять особо ничего не надо.

– Какие новые экологические проекты вы знаете и считаете потенциально успешными в России (возобновляемая энергетика, раздельный сбор, электромобили)? Какие экологические проекты вы видели за рубежом и считаете их классными? Про какие из них, Вы считаете, все должны знать?

– Самым оригинальным я считаю проект Германских железных дорог – они гарантируют пассажирам, что все поезда на 100% ездят по Германии на экологически чистом электричестве. Это очень круто, потому что это в масштабах огромной корпорации.

– Ваш самый любимый экологический проект в России?

– Я еще по моей старой работе, много лет назад снимал для ТВ репортаж о жителях какой-то глухой деревни на Дальнем Востоке, которые восстали против браконьеров, вырубавших их лес. Мы ехали к ним два часа из Владивостока по заснеженной тайге. У них тогда не было никаких социальных сетей, никакой организации, никаких спонсоров. У этих людей просто лопнуло терпение, и они сказали «хватит!». Я не знаю, чем закончилась та история, с тех пор прошло много лет. Но мой самый любимый экологический проект в России – это когда простые люди осознают свою ответственность за происходящее вокруг них и говорят: «Все, хватит!»

– Что на Ваш взгляд изменилось в Москве в год экологии?

– Конкретно в год экологии – не могу сказать. Но мне очень-очень симпатична жесткая линия мэрии на изгнание автотранспорта из центра города (я навлеку этой фразой на себя гнев всей прогрессивной общественности) – то, что делает мэрия в деле борьбы с пробками (то есть борьбы с переполненными улицами) – очень современно, очень правильно, очень экологично.

Екатерина Блокова