News

«Защищать природу – защищать себя»: работать с информацией

Szabolcs / flickr.com/photos/xewboy/

Опубликовано: 01/12/2017

Автор: Артём Алексеев

Особое место на прошедшей в Москве конференции «Защищать природу – защищать себя» было отведено вопросам работы с информацией, а точнее двум аспектам этой работы. Ольга Никитина из «Коммерсанта» рассказала, что и как надо сделать, чтобы СМИ заинтересовались вашей проблемой. А руководитель «Теплицы социальных технологий» Алексей Сидоренко сосредоточился на теме защиты информации от кибер-угроз.

Организатором конференции выступил проект Школа защиты экоправ – недавно созданное содружество независимых инициативных групп и природоохранных организаций, которые борются за сохранение природы в разных уголках России.

В первый день конференции, проходившей 17-18 ноября, состоялась встреча представителей известных экологических организаций и движений, юристов, журналистов и экспертов в области IT-технологий и СМИ.

«Коммерсант»: работа с эконовостями

Первое выступление касалось освещения в СМИ общественно-значимой экологической информации. На вопросы активистов отвечала Ольга Никитина из редакции «Коммерсанта». Первым, на что обратила внимание Ольга – это плохое качество пресс релизов, поступающих от экологических НКО и инициативных групп. И это стоит взять на заметку. Релизы должны быть информативными, удобочитаемыми, содержать подтверждаемые факты, при этом они не должны быть политизированными. Как сказала Ольга, редакция «Ъ» без особого желания готова принимать в работу пресс-релизы, присланные гражданами, очевидно сотрудничающими с органами власти или политическими партиями. Участники конференции в целом согласились с этим, хотя и отметили важность участия политиков в решении экологических проблем.

Целью распространения пресс-релиза, тем более по экологической проблеме, является, в первую очередь, привлечение внимания редакции СМИ. Поэтому при его подготовке желательно предоставлять разные мнения об освещаемом событии, помимо этого полезно будет сослаться на результаты исследований и статистику, а также рассказать о возможных последствиях принятия того или иного решения по проблеме. Журналистам нужна хорошая доказательная база, которая может привлечь интерес читателей.

В отличие от единичных релизов и обращений, редакцию в большей степени интересуют петиции, подписанные большим количеством граждан. На вопрос Дмитрия Шевченко (Экологическая вахта по Северному Кавказу), какие информационные поводы более интересны для «Ъ», Ольга ответила, что в фокусе внимания редакции все же остаются именно города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург. Что касается регионов, то интересными для СМИ также остаются крупные общественные кампании, такие, например, как «Стоп ГОК».

Участники конференции также затронули и вопрос журналистской этики. Выпуская в свет материалы на экологические темы, СМИ часто искажают факты в ущерб тем же самым экоактивистам или природоохранным организациям. Вместо того чтобы акцентировать внимание на самой проблеме и ее последствиях, они выставляют экологов в черном цвете, представляют читателям и зрителям заведомо ложную и подчас порочащую информацию. У экологических НКО уже имеется горький опыт общения с недобросовестными журналистами, в том числе опыт обжалования их действий. В случаях нарушения журналистской этики участники конференции рекомендовали пострадавшим обращаться в Общественную коллегию по жалобам на прессу, действующую при Союзе журналистов.

Онлайн безопасность – то, чем не стоит пренебрегать

Активистам есть что защищать – идеалы, природу, интересы общества. Но, чтобы это эффективно делать, им также нужно защищать себя и свои цифровые активы. О том, что в эпоху взломов, слежки, задержаний и мониторинга трафика знание о кибер-угрозах становится особенно актуальным, рассказал руководитель «Теплицы социальных технологий» Алексей Сидоренко.

Алексей начал с того, что развеял миф «Моя почта – моя крепость». Увы, большинство почтовых служб сейчас проверяются, и ваши данные и ваша переписка давно уже могли стать доступной для спецслужб. Так, они точно уже имеют доступ к почте mail.ru. yandex.ru, rambler.ru (то есть все почтовые сервисы в зоне ru).

Пожалуй, наиболее защищенным от доступа пока остается Gmail. К тому же с октября 2017 года Google предложил пользователям электронный ключ UB-key – пока что самый эффективный способ защиты данных от копирования, нелегального использования и несанкционированного распространения. UB-key представляет собой флэшку, без которой никто не сможет войти в ваш аккаунт и на ваши интернет-ресурсы, получить доступ к вашим данным. Можно приобрести два таких ключа, один носить с собой, а второй спрятать в надежном месте, как предложил Алексей, например, закопать под деревом на своем садовом участке.

Переписка и контент социальных сетей тоже находится под контролем. В первую очередь это касается VK. В пользу того, что для личных и корпоративных информационных ресурсов и соцсетей нужна защита, Алексей привел простой пример. Каждый из нас живет в квартире, на двери которой обязательно стоит замок. Замок стоит для вашей же личной безопасности, а не потому, что вы что-то прячете. То же самое и с электронной почтой – хороший пароль (замок) и надежная почта. Кстати, Алексей подтвердил, что длина пароля – это лишь вопрос времени, рано или поздно его можно подобрать. Поэтому рекомендуется пользоваться двухэтапную аутентификацию, при которой вход на ваши ресурсы возможен только после введения кода, присылаемого системой на ваш мобильный.

Кстати, любая мобильная связь независимо от оператора тоже доступна для прослушки. А это значит, что прослушивающие вас также имеют доступ и к вашим месенджерам. И если вы пользуетесь месенджером Facebook, Viber или Telegram, то также нет гарантии, что ваша переписка останется приватной. Skype, хоть и полюбился очень многим, также не надежен. Более того, эта программа позволяет спецслужбам получить доступ к истории ваших сообщений и даже, возможно, к архиву голосовых сообщений.

Наиболее защищен в этом плане остается WhatsApp, потому что как при отправке сообщения с вашего мобильного устройства, так и при поступлении сообщения на устройство получателя происходит оконечное шифрование текста end-to-end. То есть, если кто-то и попытается перехватить сообщение, то получит лишь шифрованное сообщение). Правда, в Telegram также есть возможность включить этот тип шифрования. При этом Telegram, в отличие от WhatsApps не хранит переписку на внешних сервисах. Однако главным гарантом безопасности является не использование того или иного сервиса, а внимательность пользователя.

Также Алексей предупредил о другого рода угрозах и атаках, в результате которых ваши данные могут попасть в руки злоумышленников. Например, стоит остерегаться фишинговых писем (fishing – с английского «рыбалка»). Такие письма можно отличить от других по следующим признакам: приходит письмо о недоставке сообщения, в котором предлагают пройти по ссылке для прочтения. Или письмо, о том, что кто-то похитил ваш пароль, и для его восстановления вам также нужно пройти по предложенной ссылке. Или в сообщении говорится о прекращении предоставления каких-либо услуг. Совет здесь один: не ходить по ссылкам, если в этом нет необходимости.

Если вы не уверены в безопасности файла или ссылки на сайт, вы можете проверить их с помощью бесплатной службы Virus Total. Она осуществляет анализ файлов и ссылок на предмет выявления вирусов, червей, троянов и всевозможных вредоносных программ.