Мурманская область и «Беллона» будут развивать зарядную инфраструктуру для электрокаров

chargerNils2 Первая зарядная станция для электрокаров в Мурманске. Credit: Lev Fedoseev

«Мурманская область должна быть в передовиках по зарядной инфраструктуре для электромобилей. Для этого не обязательно иметь много электрокаров непосредственно в самом Мурманске – мы можем ориентироваться на автомобилистов, которые будут к нам приезжать на электрокарах из других регионов и стран. Электромобили – это наступающая реальность. Кроме того, в нашем регионе много невостребованной энергии и экологически ответственное население», – рассказал заместитель губернатора Мурманской области Евгений Никора на специальном Круглом Столе, организованном «Беллоной».

Участники Круглого Стола обсуждали конкретные меры, которые необходимо предпринять для развития зарядной инфраструктуры в регионе. Этому процессу должен поспособствовать и Меморандум о сотрудничестве в создании благоприятных условий для развития инфраструктуры для электромобилей и международных туристических отношений.

Документ был подписан Правительством Мурманской области, «Беллоной», филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» «Колэнерго», ООО «АудитЭнегоГрупп» и  ОАО «Гостиница «Полярные Зори».

Перспективными направлениями расположения зарядных станций участники мероприятия назвали трассы Мурманск-Киркенес, Мурманск-Лотта (Финляндия) и Кандалакша-Салла (Финляндия), а также и крупные города в регионе: Мурманск, Оленегорск, Мончегорск, Апатиты, Кировск, Кандалакша.

memorandum_signing Credit: Bellona

Среди основных сложностей на первый план вышли законодательные ограничения, связанные с тем, что в Земельном Кодексе просто нет понятия зарядной станции. Зарядные станции – это не объект капитального строительства, поэтому сложности появляются на каждом шагу: как подключить к сетям, как провести выполнение земляных работ, как зарегистрировать и т.д.

С одной стороны, оптимальным решением было бы устанавливать зарядные станции для электромобилей на АЗС, там  это проще всего сделать, да и согласно постановлению Правительства РФ, все АЗС с 2016 года должны обзавестись станциями зарядки для электрокаров. Однако подобных АЗС в стране считанные единицы.

«Постановление Правительства обязало АЗС устанавливать станции зарядки. Но не прописало, что это такое. Кроме того, на заправочных станциях, как правило, нет лишних мощностей», – рассказала на мероприятии Ия Гордеева, генеральный директор ООО «АудитЭнергоГрупп», компании из Санкт-Петербурга, которая занимается продажей и установкой зарядных станций, а также продажей электрокаров.

Конечно, сейчас Россия не может похвастаться большим количеством зарядных станций. Мировым рекордсменом в этом плане являются Нидерланды – в этой небольшой стране установлено 72 000 станций. А в Японии количество электрических зарядных станций равняется 40 000 и превышает, хоть и не сильно, число обычных заправок.

Nils Bøhmer Bellona ENES 2017 Серебристо-зелёную статуэтку и диплом генеральный менеджер Нильс Бёмер (Nils Bøhmer) получил из рук заместителя министра энергетики России Антона Инюцына. Credit: Игорь Ермаченков

Россия только в начале пути. Зарядные станции строятся в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге их уже 28, они открываются в Сочи, Калининграде. Летом этого года, благодаря усилиям «Беллоны», зарядная станция на два электрокара открылась и в Мурманске. А «Беллона» была удостоена первой в России награды за первую во всем Заполярье станцию зарядки электромобилей.

Буквально через два месяца после открытия ею впервые воспользовался иностранный турист, приехавший в Мурманск на электрокаре. Тем самым, был дан ответ на вопрос о том, что первично, курица или яйцо, зарядные станции или электрокары. Население будет пересаживаться на электромобили только тогда, когда будет, где их заряжать.

Никто не отрицает и финансовую сторону вопроса: электрокары в России очень дорогие. Однако, по словам Гордеевой, бесплатные парковки для них в Москве уже экономят порядка 250 000 рублей в год. Для поддержки экологически чистого транспорта России не нужно изобретать велосипед, меры стимулирования одинаковы почти во всех странах.

«Норвегия страна с наибольшим количеством электрокаров на душу населения, по дорогам Королевства перемещаются более 120 000 таких авто»,  рассказал генеральный менеджер Экологического объединения Bellona Нильс Бемер (Nils Bohmer).

По его словам, это случилось потому, что Правительство страны было заинтересовано в поддержке экологически чистого транспорта и снижения уровня загрязнения воздуха в городах, поэтому оно ввело ряд стимулирующих мер. Теперь владельцы электрокаров пользуются бесплатными парковками и паромами, ездят по специальным выделенным полосам, не платят сборы за въезд в города и выезд из них, не оплачивают НДС, единовременный регистрационный налог, дорожные сборы. До 2020 года они будут оплачивать лишь 1/7 дорожного налога.

tesla-charger1 Первый автотурист, приехавший в Мурманск на электрокаре. Credit: Park Inn by Radisson Полярные Зори

«С каждым годом увеличивается количество мест, в которые запрещен въезд на машинах с двигателями внутреннего сгорания. Покупка и содержание подобных автомобилей в Норвегии становится все более дорогой, поскольку приходится платить все сборы и налоги, а потом еще вкладываться в бензин, ремонт и т.д.»,  рассказал Бемер.

По его словам, подобная революция электрокаров может произойти и в России.

«Bellona смотрит на данную сферу очень оптимистично. Первая зарядная станция в Мурманске, которую мы подарили жителям города, является символом того, что все возможно. Теперь мы планируем создать «зарядный коридор», установив станции по дороге к приграничному норвежскому городу Киркенес, чтобы владельцы электрокаров не боялись, что застрянут там. Поэтому мы заинтересованы в реализации соглашения по созданию зарядного коридора между Мурманском и Киркенесом. Кроме того, нам предстоит работа и в Норвегии – ближайшая к Мурманску зарядная станция находится в Альте, в 12-ти часах езды от Мурманска»,  – рассказал он.

 

Меморандум о сотрудничестве в создании благоприятных условий для развития инфраструктуры для электромобилей и международных туристических отношений

Анна Киреева

anna@bellona.ru