Автомобиль на минутку

Carsharing Credit: Michael Andersen

Автомобиль найдет вас

Каршеринг появился в Европе в 70-е годы прошлого века. Создание модели краткосрочной аренды автомобилей с поминутной оплатой было подстегнуто нефтяным кризисом в 1973 году. Но особенно бурно каршеринг стал развиваться в 90-е годы благодаря GPS-навигации и радиолокационной идентификации объектов (RFID).

Работает модель просто: клиент регистрируется в приложении автомобильного сервиса, служба безопасности одобряет заявку – проверят наличие водительских прав. Через интернет-приложение клиент ищет ближайший автомобиль – в приложении обозначены места, где припаркованы автомобили сервиса. Сразу после оплаты запрошенного количества времени пользования автомобилем и бронирования дверь машины разблокируется.

После завершения поездки автолюбитель оставляет машину в черте города или на оговоренной стоянке. Все непредвиденные ситуации (ДТП) фиксируются в онлайн режиме, местонахождение автомобилей фиксируется. Оплачиваются услуги поминутно, тарифы включают цену топлива и страховку.

В отличие от обычной аренды машины автомобиль всегда работает в плюс, то есть никогда не едет бесплатно. Как показывают данные, к примеру, по Москве, – средний суточный пробег одной каршеринговой машины составляет около 150 км. При этом вся дистанция оплачена. В то время как такси в день проезжает 500 км, от половины до двух третей из которых неоплаченные.

Транспорт «делает погоду»

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), на долю легкового транспорта сегодня приходится около 65% продуктов нефтепереработки и, соответственно, существенная доля выбросов. В настоящее время мировой парк легковых автомобилей составляет более 1 млрд единиц. Поэтому очевидно, что «топливный заказ» автомобилистов «делает погоду» на мировых энергетических рынках – сокращение использования топлива благодаря системе каршеринга наносит прямой ущерб ископаемому бизнесу – спрос на нефть у самой крупной отрасли потребителя бензина падает.

Одним из первых в этом сегменте отличился Китай. Несмотря на то, что он начал это дело гораздо позже Европы, и поминутная аренда автомобиля стала в этой стране популярной всего несколько лет назад, с 2015 г. количество каршеринговых автомобилей на дорогах увеличилось вдвое – до 26 тыс. А к 2025 г., по прогнозам аналитиков, таких автомобилей в Поднебесной будет насчитываться более 600 тыс.

«Развитие каршерингового бизнеса в Китае только началось. Существует несколько причин для роста этого сегмента, например, борьба с загрязнением воздуха в мегаполисах и строгие ограничения на владение автомобилем. Всё это подкрепляется недостатком общественного транспорта, который уже не справляется с быстрорастущим населением», – рассказал ведущий аналитик консалтинговой компании Roland Berger China Рон Чжэн.

Согласно исследованию AlixPartners, в 2014 году один каршеринговый автомобиль заменил 32 личных, то есть именно столько машин в итоге не нашли своего покупателя. В 2020 году развивающийся каршеринг потеснит рынок частных автомобилей. Число пользователей сервиса в мире вырастет до 30 млн, а количество непроданных машин увеличится до 1,2 млн единиц. Предпосылки этой тенденции уже очевидны – только в Германии за последнее десятилетие число владельцев личных авто сократилось примерно на треть.

По оценкам Global Market Insights, в 2015 году рынок каршеринга в мире в денежном выражении составил более $1 млрд, а к 2024 году он вырастет до $6,5 млрд. Аналитики Frost & Sullivan подчёркивают, что распространение услуги поминутной аренды позволит в мире экономить до $5,6 млрд в год, на 50% повысит скорость городского движения и на 15% сократит выброс углекислого газа.

«Делимобиль»: каршеринг по-российски

Каршеринг в России – один из многих случаев, когда новое развивается «снизу», не дожидаясь государственных программ поддержки. Первый такой сервис был создан в Москве весной 2013 года, он же стал первым на всем постоветском пространстве.

Сегодня около десяти каршеринговых компаний предоставляют свои услуги в Москве, несколько – в Санкт-Петербурге. Существуют они и в Уфе, Екатеринбурге, Новосибирске и даже Грозном. В Сочи недавно запущен каршеринг автомобилей класса «люкс».

Российский фонд прямых инвестиций (РПФИ) и итальянская компания Enel презентовали проект по созданию заправок для электромобилей и каршеринговых автомобилей. Enel, которая запустила подобные проекты в нескольких странах, замахивается теперь не только на Москву и Санкт-Петербург, но и другие регионы.

Высока вероятность, что скоро поминутная аренда автомобилей дойдет до самых дальних уголков страны – к примеру, морально и технически все для этого готово в Мурманске, где усилиями экологов международного Объединения Bellona построена заправка для электрокаров. Доказанный факт – активному развитию каршеринга способствует количество парка экономичных автомобилей (лидеры тут – электромобили) и наличие развитой сети станций их заправки.

Большинство российских каршеринговых сервисов тестируют возможность массового применения электромобилей. К примеру, московский «Делимобиль» объявил о запуске трехмесячного периода тестирования, после чего электрокары станут доступны всем пользователям. Проанонсировано и то, что «зеленые» машины можно брать в краткосрочную аренду и в Санкт-Петербурге.

Ожидается, что развитие в России станет еще более стремительным, когда бизнесу будет оказана государственная поддержка. Нововведения в этом направлении уже готовятся. На днях мэр Москвы Сергей Собянин сообщил на своей странице, что «операторы каршеринга смогут получать субсидии на покупку и лизинг машин. Требования: сборка в РФ, не старше 3 лет, экокласс – не ниже 4».

«Правительство Москвы готово оказать финансовую поддержку операторам каршеринга… Субсидии от московских властей компании смогут направить на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по аренде машин или части процентов по кредитам в размере ставки рефинансирования Банка России (сегодня – 9%) в случае покупки автомобиля. Уже в этом году каршеринговые операторы получат поддержку от города для покрытия затрат за 2016 г.», – сообщает представитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.

Совместное потребление

Каршеринг становится основной новых экологичных транспортных стратегий. Вплоть до того, что в некоторых регионах мира с удручающей транспортной ситуацией общественное использование автомобилей становится принудительным.

Интересные результаты опубликовали в Science исследователи из Гарвардского университета и Массачусетского технологического института (MIT), которые проводили мониторинг «принудительного каршеринга», введенного в столице Индонезии Джакарте. Точнее сказать, степень эффективности совместного пользования автомобилем показала его отмена – она спровоцировала увеличение количества пробок, загрязнение воздуха, и… скорость движения без использования каршеринга по центральным улицам города упала почти вдвое.

По результатам недавнего исследования компании Frost&Sullivan, предпочтение совместному использованию авто отдают все больше итальянцев. Благодаря этому страна занимает второе место в Европе (после Германии) по данному показателю. Отсутствие собственного автомобиля стало обычным явлением: двое из десяти людей, пользующихся схемами каршеринга, либо распрощались со своим автомобилем, либо и вовсе решили не покупать его.

Есть мнение, что экономика совместного потребления становится моделью развития, принятой во многих сферах. В Италии она уже приводит к существенному изменению образа жизни. Главные причины популярности каршеринга – изменение отношения людей к транспорту и высокая плотность населения в городах.

По данным сервиса Urbi, только в Милане для аренды доступно почти 2 тыс. транспортных средств, а число клиентов данной услуги достигло 370 тыс. человек. В Риме же частота ее использования достигла 5741 раза в день. В целом в Милане и Риме насчитывается 2,1 млн таких поездок в год.

«Сокращение числа владельцев автомобилей – первый признак существенных изменений, происходящих в итальянском обществе, при которых в модели экономического роста важное место отводится сфере услуг, – пишет автор Il Sole 24 ore. – В последние годы переход к экономике совместного потребления стал развиваться ускоренными темпами. Молодое поколение миллениума не поддерживает одержимость автомобилями, свойственную их предшественникам – послевоенному поколению».

«Каршеринг – это первый выбор молодого поколения, выросшего в непростой экономической ситуации. Оно является экологически сознательным, заботясь об окружающей среде, и получает удовлетворение от совместного использования имущества, а не от накопления материальных благ и долгов. Согласно данным компании PricewaterhouseCoopers, 57% опрошенного взрослого населения согласны с тем, что доступность – это новый вид собственности».

Процветание экономики совместного потребления затронуло не только транспорт, но и жилье, дизайнерскую одежду, оборудование для производства в домашних условиях, инструменты. Исследование Павийского университета показало: оборот товаров совместного использования в Италии составляет 3,5 млрд евро. К 2025 году эта цифра увеличится до 14 млрд, а в оптимистичном сценарии может превысить 25 млрд евро. Данная перспектива определяет многооборотную экономику как главную движущую силу будущего развития итальянской экономики.

Транспорт как услуга

Сегодня в мире активно развивается и частный каршеринг (стандартный вариант, когда провайдеры сдают пользователям в краткосрочную аренду автомобили), и корпоративный, и P2P-сервисы (когда люди сдают друг другу автомобили с помощью специальной платформы), а также различные другие варианты.

Директор Института энергоэффективных технологий в строительстве Владимир Сидорович приводит в своем блогe Rеnen данные стэнфордского экономиста Тони Себа и его исследования «Переосмысление транспорта 2020-2030: подрыв транспортного сектора и крах автомобилестроения, основанного на двигателе внутреннего сгорания (ДВС), и нефтяной промышленности». В докладе речь идет о распространении модели совместного пользования «Транспорт как услуга» (Transport as a Service).

Основной тезис работы: главная угроза для традиционного автомобильного и нефтяного рынков исходит не от электромобилей, как таковых, поскольку замена моделей происходит постепенно и относительно медленно. Главную роль в разрушении (и созидании нового уклада) играет изменение деловых и поведенческих моделей в транспортном секторе.

Эксперты объясняют смену моделей чисто экономически:

– К 2021 использование транспортных услуг в расчете на милю будет в 4-10 раз дешевле, чем покупка нового автомобиля, и в 2-4 раза дешевле, чем эксплуатация существующего окупившегося автомобиля.

– Стоимость транспортных услуг будет снижена благодаря нескольким факторам, включая коэффициент использования, который будет в 10 раз выше, чем у нынешних частных автомобилей; срок службы электромобилей, превышающий 500 000 миль; гораздо более низкие затраты на техническое обслуживание, энергию, финансирование и страхование.

– Среднее американское домохозяйство сэкономит $ 5600 в год, отказавшись от своего бензинового автомобиля и путешествуя на автономных электрических транспортных средствах.

«Поскольку меньшее количество машин «поглотит» большее число километров, спрос на них рухнет, и парк легковых авто только в Америке сократится с 247 миллионов в 2020 году до 44 миллионов в 2030 году, – пишет эксперт. – Это, в свою очередь, приведет к коренной трансформации автомобильной отрасли». Аналитик считает, что автодилеров, ремонтные и страховые компании ожидает «почти полное разрушение». «Такие уважаемые производители как General Motors и Ford превратятся в «низко-маржинальные» сборочные производства автономных электромобилей или трансформируются в провайдеров транспортных услуг».

Все эти факторы рано или поздно приведут к тому, что будут меняться облик и транспортная инфраструктура мегаполисов. Машин в общей сложности станет меньше, но они будут использоваться эффективнее. К этому подхлестнут и экологический вопрос, и дальнейшее развитие умных технологий, и распространение каршеринга и инструментов, позволяющих повысить эффективность владения авто. Будущее не за горами…

Ольга Подосенова