News

Особенности взаимодействия бизнеса и активистов в России

Фестиваль архитектуры в Сатке. Во время фестиваля команды архитекторов обустраивают общественные городские пространства – набережную, скверы, дворы, остановки. Поддерживает проект градообразующее предприятие АО «Магнезит». На фото – новое общественное пространство на фестивале «Моя Сатка – 2017».
Фестиваль архитектуры в Сатке. Во время фестиваля команды архитекторов обустраивают общественные городские пространства – набережную, скверы, дворы, остановки. Поддерживает проект градообразующее предприятие АО «Магнезит». На фото – новое общественное пространство на фестивале «Моя Сатка – 2017».
Моя Сатка / vk.com/moyasatka

Опубликовано: 17/10/2017

Автор: Наталья Парамонова

Если упростить схему взаимодействия субъектов в городе, останется три действующих лица – жители, власть и бизнес. При этом власть – производная от жителей, а бизнес – условно независимая величина.

Анастасия Савельева, Ассоциация менеджеров РФ специально для 67 номера журнала «Экология и право».

 

Городская среда – место взаимодействия всех трех факторов, и каждый из них может влиять на ее формирование. На общественные пространства так или иначе влияют запросы граждан, которые могут быть продуманными, а могут быть выражены спонтанно. Наиболее развитая схема взаимодействия бизнеса и горожан – это программы корпоративной социальной ответственности (КСО). Однако такие программы освоили либо западные компании, либо крупные российские фирмы, которые опираются на зарубежный опыт. Большее распространение в России получила практика помощи частным порядком, чаще всего это касается компаний российского масштаба, работающих в пределах города или региона.

В первой части материала мы собрали несколько примеров отклика бизнеса на социальные запросы. Вторая часть касается решения городских проблем через корпоративные волонтерские программы.

Парки

Компания «Металлинвест» разработала проект реконструкции старого заброшенного парка в городе присутствия – Новотроицке. «Мы сделали концепт обновления парка, проконсультировались с разными возрастными и социальными группами – молодежью, работающими, людьми третьего возраста, малым бизнесом, который увидел в парке новые возможности для себя. На этих совещаниях мы не только вовлекли жителей в процесс принятия решения, но и нашли активных горожан, с которыми дальше можно будет сотрудничать и по другим направлениям», – рассказала изданию «+1» директор по социальной политике и корпоративным коммуникациям Юлия Мазанова.

Похожий пример – создание сквера Купеческий в Иркутске. Формально этот сквер был разбит при поддержке Общественной палаты города. Однако, как рассказала «ЭиП» президент Фонда «Возрождение Земли Сибирской» Елена Творогова, деньги на очистку территории и высадку деревьев дал местный предприниматель.

«В Иркутске много примеров того, как местный бизнес отзывается на инициативы горожан. В городе появляются новые памятники, малые архитектурные формы, скверы. Например, в прошлом году заложили, благоустроили и озеленили сквер Купеческий. Средства выделяли предприниматели, которые входят в состав городской Общественной палаты», – пояснила Творогова.

Сатка

Город Сатка расположен в Челябинской области. Градообразующее предприятие – производитель огнеупоров АО «Магнезит». Компания создала фонд «Собрание», который уже два года финансирует фестиваль архитектуры в Сатке. В отличие от других подобных мероприятий, во время фестиваля команды архитекторов обустраивают общественные городские пространства – набережную, скверы, дворы, остановки. В проект вовлечены 30-40 человек из числа организаторов, которые предлагают горожанам поучаствовать в создании архитектурных форм, будь то постройка беседки или оформление автобусной остановки.

Ежегодное проведение фестиваля «приучает» жителей к участию в нем. Так, в первом фестивале была команда из 40 человек организаторов и около 100 местных жителей, а во втором приняли участие около 10 организаторов и 200 горожан.

Площадки, где будет вестись работа, определяются заранее. Администрация Сатки проводит опрос среди жителей – каких объектов не хватает, и что люди хотели бы видеть на городских улицах. Кроме того, используются данные интерактивной карты города. Как рассказала представительница фонда, на второй год существования проекта жители стали активнее принимать участие в фестивале.

О средствах, которые были потрачены на фестиваль, в фонде не сообщили.

Мама работает

Московский коворкинг «Мама работает» – это пространство, где мама может спокойно поработать или провести встречи, пока с ребенком занимается воспитатель. Формат коворкинга удобен для мам-фрилансеров или мам-предпринимателей, которым нужно зарабатывать без отрыва от воспитания детей. Работающих мам с детьми много, как и времени, когда помещения той или иной фирмы простаивают без дела.

Обычно самое сложное для некоммерческих проектов такого рода – найти помещение. Школа иностранных языков «StarTalk» предоставила площадки под два бесплатных коворкинга. Школа использует помещение в вечерние часы, а коворкинг для мам работает в дневные. Одновременно в коворкинг могут прийти 5 мам, работать можно по 4 часа в две смены – с 10 до 14 ч. и с 14 до 18 ч. Школа иностранных языков «StarTalk» сотрудничает с проектом «Мама работает» более четырех лет.

«Зеленое» волонтерство

Программы корпоративного волонтерства в России менее развиты, чем программы корпоративной социальной ответственности. Как отмечают эксперты в докладе «Корпоративное волонтерство в России», опубликованном в прошлом году, волонтерство требует большей вовлеченности коллектива, сложнее в проведении и редко проходит по одному и тому же сценарию.

Посадки деревьев и уборки – самые популярные акции по «зеленому» корпоративному волонтерству.

Саженцы и скамейки

Компания «Филип Моррис Интернешнл» регулярно принимает участие в волонтерских программах. В марте 2016 года по инициативе работников компании восстанавливали Природный орнитологический парк в Сочи. В благоустройстве парка приняли участие 1800 сотрудников компании. За три дня в парке высадили около 1600 саженцев плодово-ягодных деревьев и кустарников, расставили 32 скамейки, установили систему водоснабжения.

В основном компании, которые занимаются «зеленым» корпоративным волонтерством, идут двумя путями – посадка деревьев и уборка мусора. Компаниям сложно самостоятельно организовать такие акции, поэтому они обращаются к фирмам, которые специализируются на «зеленых» акциях. Наиболее известные – «Чистые игры» и «Подари дерево». Обе фирмы выросли из волонтерских проектов, которые нашли способ монетизации субботников и посадок. Чтобы заинтересовать бизнес, акции дополнили элементами соревнований и подают как готовый продукт для «зеленого» корпоративного волонтерства.

«Чистые игры» и «Подари дерево», с одной стороны, получают запрос от горожан о необходимости благоустройства территории, а с другой – запрос от компаний на проведение «зеленых» мероприятий с участием сотрудников. В этом случае деньги компаний и труд их работников идут на решение экологических проблем.

Долгосрочная программа?

К сожалению, исследований и открытых материалов по «зеленым» КСО и волонтерству нет. Долгосрочные планы, касающиеся социальной ответственности, есть только у крупных компаний, которые планируют работу такого рода на годы вперед. На уровне небольших российских предприятий инициатива в основном исходит от руководителей и носит спонтанный характер.

«У крупных компаний, в основном это филиалы зарубежных фирм, есть бюджет на корпоративную социальную ответственность. Чаще всего компания уже знает, что регулярно вкладывает деньги и силы в «зеленые» инициативы. Бюджет таких мероприятий может доходить до 3-5 миллионов рублей, и это не только посадки или уборка, сюда входит целый «зеленый» фестиваль. Российские же компании, если и обращаются, то только за проведением небольших выездов по посадке деревьев или благоустройству. Обращения разовые и могут быть приурочены к Году экологии, как в 2017-м, или ко дню рождения компании, но какой-то долгосрочной программы «зеленых» действий за этим не стоит», – пояснила координатор корпоративных мероприятий проекта «Подари дерево» Юлия Чернышова.