Атомный ледокол «Советский Союз» будет утилизирован

sovetskiy souz

Атомный ледокол «Советский Союз» был спущен на воду в 1989 году, с 2008 года он находился в «холодном отстое». По данным ФГУП «Атомфлот», когда было принято решение о восстановлении атомохода, планировалось провести продление ресурса реакторной установки до 150 часов, что позволило бы ему проработать еще как минимум восемь лет.

Восстанавливать «Советский Союз» планировалось для обеспечения проектов «Роснефти» и американской ExxonMobil на шельфе Карского моря, однако из-за санкций атомоход остался невостребованным.

«Мы планировали ледокол к восстановлению. «Советский Союз» как раз мог быть востребован под шельфовые проекты», – цитирует генерального директора ФГУП «Атомфлот» Вячеслава Рукшу РИА Новости. – Но из-за действия западных санкций в отношении совместного проекта «Роснефти» и американской ExxonMobil по добыче углеводородов на шельфе Карского моря ледокол оказался «без работы».

Известно, что в 2008 году Балтийский завод поставил для ледокола оборудование для проведения работ по восстановлению судна. Однако представители «Атомфлота» не смогли объяснить «Беллоне.Ру», какой объем работ был произведен, и сколько это стоило. Отметили только, что «Работы по продлению срока службы реакторной установки судна не проводились».

Неясным пока остается вопрос и о сроках начала утилизации атомохода. Приказ об утилизации «Советского Союза» подписан, но в настоящее время на СРЗ «Нерпа» ведутся работы по утилизации атомного ледокола «Сибирь», на очереди уже выведенные из эксплуатации «Арктика» и «Россия».

Особенность конструкции ледокола «Советский Союз» состоит в том, что в любой момент времени его можно было дооборудовать в боевой корабль.

Судно использовалось и для арктического туризма, с его борта устанавливали метеорологические ледовые станции, работающие в автоматическом режиме, а также американский метеорологический буй.

В начале 2016 года даже была озвучена идея его переоборудования в подвижный командный пункт арктической группировки вооруженных сил России. Однако, по словам Вячеслава Рукши, ледокол избыточен по мощности, а значит такое применение нецелесообразно.

«Конечно, грустно прощаться с заслуженным ледоколом, но вопрос экономической целесообразности решил его дальнейшую судьбу», – прокомментировал ситуацию «Беллоне.Ру» и.о. генерального директора ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка.

С другой стороны, по его словам, «Советский Союз» много лет стоял у причала, что вызывает вопрос о рисках его дальнейшей эксплуатации.

ingressimage_Grigoryev.jpg Директор ООО "Гекон" Михаил Григорьев Photo: Photo: Gekon

Директор ООО «Гекон» Михаил Григорьев рассказал «Беллоне.Ру», что решение об утилизации ледокола «Советский Союз вызвано не тем, что для него нет работы в Арктике.

«Реконструкция ледокола старой серии на четвертом десятке лет, с непродленным ресурсом энергетической установки и необходимостью капитального ремонта, для которого, в том числе, потребуются зарубежные комплектующие, в текущих условиях нецелесообразна», – рассказал он.

«Ресурс энергетической установки ледокола выработан. Нельзя забывать, что «Советский Союз» был своеобразным «донором» запчастей для сестринских ледоколов серии «Арктика», когда «Атомфлот» всеми силами старался спасти оставшиеся действующие ледоколы. Да, этот атомоход собирались восстанавливать, но это было до строительства новых ледоколов», – рассказал Григорьев.

Напомним, что ожидаемым сроком ввода в эксплуатацию первого строящегося атомного ледокола «Арктика» является май 2019 года, второго – «Сибирь» – ноябрь 2020 года, и «Урал» – ноябрь 2021 года.

Стоимость строительства одного серийного атомохода серии ЛК-60 на сегодняшний день составляет порядка 42 млрд рублей.

По словам Григорьева, экономически выгоднее строить новые ледоколы, чем восстанавливать старые.

«С точки зрения ремонтной базы, подготовки плавсостава, комплектующих и т. д. целесообразнее строить и эксплуатировать серию судов».

Анна Киреева

anna@bellona.ru