Очистка Кольского залива: первый пошел

Retinskoe Credit: gov-murman.ru

В минувшие выходные в рамках пилотного проекта по ликвидации несанкционированных свалок судов вдоль побережья Кольского залива в бухте Ретинской были подняты первые металлоконструкции неопознанных судов. За работами также наблюдал министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской.

Программа очистки акватории и береговой полосы Кольского залива от затопленных и затонувших объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние морской среды, разрабатывалась в регионе с 2013 года. Для этого был создан проектный офис «Ликвидация ядерного наследия Арктики» Госкорпорации «Росатом». Финансируется программа из федерального бюджета.

По словам руководителя проектного офиса «Ликвидация ядерного наследия Арктики» ФГУП «РосРАО» Владимира Хандобина, непосредственному подъему первых объектов предшествовала большая подготовительная работа. Первый этап проекта начался в апреле 2016 года. До конца года было проведено обследование всего Кольского залива и обнаружено 48 затопленных объектов и 49 объектов «на осушке» – брошенных у берегов и заметных во время отлива в заливе. Кроме того, была разработана программа очистки его акватории, составлен реестр обнаруженных объектов, их ранжирование с учетом размера вреда, причиненного Кольскому заливу, и навигационной опасности.

По словам Хандобина, техническая  сторона работ по подъему объектов является трудной. Наибольшую сложность представляют затопленные понтоны. Он рассказал, что поднимать планируется не все объекты, а только те, которые представляют опасность для окружающей среды или судоходства.

Однако основная проблема всего проекта заключается в поиске собственников затонувшего имущества.

«По закону, мы можем  поднимать только бесхозные объекты. Некоторые собственники на сегодня уже установлены, среди них, в частности, Минобороны», – сказал Хандобин.

retinskoe1 Credit: gov-murman.ru

«Затопленные объекты представляют экологическую опасность, 16 из обнаруженных металлоконструкций представляют опасность для мореплавания. Кольский залив должен быть образцовой акваторией для того, чтобы сюда приходили новые инвесторы, развивали инфраструктуру, особенно по берегам залива, где ещё много хлама осталось. Его тоже нужно будет убирать. Но лиха беда начало, сегодня «первый пошёл», – отметила губернатор Мурманской области Марина Ковтун.

Операция по подъему в районе поселка Ретинское – пилотный проект. Оттуда без особых трудностей удалось достать ржавый судовой двигатель и понтон старого причала. Их просушат и отправят на утилизацию.

Министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской, специально приехавший наблюдать за операцией, рассказал, что сам проект по очистке Кольского залива является частью большого проекта «Чистая страна».

Он отметил, что это первый подобный проект в России, вступивший в практическую стадию. Очистка акватории Кольского залива началась именно в губе Ретинская поскольку затопленные суда в Кольском заливе угрожают не только экологии, но и судоходству

«Выделение 50 млн рублей – это часть большой программы по финансированию подобных проектов, в том числе по подъёму судов, ликвидации прошлого экологического ущерба на берегах, где тоже накопилось большое количество техногенных отходов. Всё это мы планируем и дальше продолжать делать. Это начало огромной задачи по очистке нашей страны, которую мы начинаем в Год экологии. Откладывать это нельзя», – сказал Сергей Донской.

Подобные проекты сегодня ведутся на Камчатке, на Дальнем Востоке, в Амдерме. По словам министра, подобные объекты есть практически во всех портах, где в советские годы было развито судоходство.

Проект по очистке Кольского залива рассчитан на восемь лет.

Анна Киреева

anna@bellona.ru