Города должны стать климатическими лидерами

Moscow Credit: mariusz kluzniak

От ЭПЦ «БЕЛЛОНА» в нем приняли участие Артем Алексеев, исполнительный директор организации и Ангелина Давыдова, главный редактор журнала «Экология и право». Она же и модерировала круглый стол.

Смягчение изменения климата и адаптация к нему в городах становится особенно актуальным вопросом в условиях продолжающейся урбанизации. Сегодня больше половины людей живет в городах, и, согласно оценкам ООН, к 2030 г. доля городского населения может возрасти до двух третей населения планеты. Эта тенденция к большей «компактности» расселения создает прекрасную возможность для более эффективного снижения выбросов парниковых газов и комплексной адаптации к изменению климата именно в городах. Таким образом, самые грязные и густонаселенные места планеты могут спасти ее.

Светлана Романко, кампейнер 350.org по климатическим решениям в регионе Восточной Европы, Кавказа и Средней Азии (ВЕКЦА), поделилась опытом работы международной организации в регионе. Одно из ее главных направлений – это не только развитие и поддержка климатического движения, но и проведение кампаний по разработке и реализации климатических решений активными жителями города, сообществами, инициативными группами и НКО в городах региона. Например, недавно прошел первый этап кампании «Города для жизни», направленной на создание платформы климатических инициатив и взаимодействия с властью в целях разработки климатических стратегий в городах региона, а в июне 2017 г. были проведены Дни Климатических Действий в 15 городах и пяти странах региона. Локальные климатические решения выражают острый общественный запрос на «города для жизни» или «умные города» и меры по сокращению выбросов парниковых газов, активному использованию возобновляемых источников энергии (ВИЭ), созданию инновационных урбанистических пространств и зеленых зон, удобной инфраструктуры общественного и вело- транспорта, предотвращения негативных последствий изменения климата.

«Климатический форум в Москве – первый такого уровня форум в регионе, что говорит о понимании проблемы изменения климата и необходимости разработки дальнейшего плана действий по развитию климатически безопасной среды в городах, – считает Светлана. – Общественность может и должна влиять на климатические решения совместно с органами власти и представителями бизнеса».

Первоочередным шагом города для устойчивого развития в условиях меняющегося климата должно стать принятие климатического плана. «Климатический план может стать важным документом развития города, объединив инновационные действия в области энергоэффективности и зеленой энергетики и адаптационные меры для улучшения безопасности городской среды, комфорта и здоровья горожан, – объясняет Ольга Сенова, руководитель Климатического секретариата Российского Социально-экологического союза. – Миссия общественности – представить интересы горожан и содействовать участию населения в подготовке и выполнении климатического плана».

По мнению Гринпис России, внедрение климатических решений в городах – это беспроигрышная во всех смыслах стратегия, ведь они будут работать не только на решение проблемы глобального потепления, но и сократят загрязнение воздуха. И если угрозу изменения климата пока осознают не все горожане, то отравленный выхлопными газами воздух сложно не почувствовать. Для визуализации ситуации Гринпис запустил интерактивную карту загрязнения воздуха в Москве.

«Согласно социологическим опросам, загрязнение воздуха – одна из наиболее волнующих россиян экологических проблем, – говорит Василий Яблоков, руководитель исследовательских проектов Гринпис России. – В Москве основной вклад, более 90%, вносит автотранспорт. Между тем, решения проблемы доступны и уже широко внедряются в мире. Поэтому мы предлагаем властям российских городов принять инновационные транспортные стратегии, которые бы обеспечили снижение выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ. Для этого необходимо развивать электромобильность, экологичный и доступный общественный транспорт, каршеринг, создавать инфраструктуру для средств немоторизированного транспорта. Необходимо на всех этапах реализации градостроительной политики обеспечение прав жителей на благоприятную окружающую среду: проводить эффективный учет мнения жителей городов по экологическим вопросам, контролировать соблюдение природоохранных и санитарно-эпидемиологических норм».

Планы устойчивой городской мобильности могут стать одним из документов местного развития, которые способствуют переходу городов на низкоуглеродное развитие. В Казахстане эксперты ОФ «Социально-Экологический Фонд» подготовили руководство для разработки таких планов на основе концепции Европейского Союза и адаптированное к местным условиям. «В двух пилотных городах Шымкент и Темиртау в рамках нашей работы с проектом ПРООН «Устойчивый транспорт города Алматы» мы провели анализ существующей ситуации и предоставили проектные предложения для улучшения городской мобильности. В настоящее время важно уделять внимание повышению потенциала и осведомленности целевых групп заинтересованных сторон: это поможет обеспечить устойчивость предпринимаемых мер в долгосрочной перспективе. Потенциал для снижения выбросов от транспортного сектора и других секторов коммунального городского хозяйства очень высокий в Казахстане. Мы активно изучаем условия для местного развития и готовим рекомендации для улучшения практики городского планирования, которые могли бы быть также полезны и другим городам в нашем регионе», – говорит Элина Досжанова, эксперт по низкоуглеродному развитию.

Стратегии для СПб и МСК

Эксперты также подчеркнули несомненную важность адаптации городов к изменению климата. По словам Марии Фалалеевой, заместителя председателя МОО «ЭКОПРОЕКТ» (Беларуссия) и эксперта EVRESCO (Ирландия), в адаптационном планировании абсолютно необходимым инструментом является эксперимент, а необходимым условием – местная инициатива и сотрудничество: «Климатические модели могут совершенствоваться, но никогда не дадут абсолютных прогнозов. В климатической адаптации мы всегда будем иметь дело, во-первых, с планированием в условиях неопределенности, а во-вторых, с местной спецификой. В этих условиях, поддержка сверху конечно очень важна, но без местной инициативы и лидерства не обойтись. Законодательство на национальном уровне должно обеспечить возможность для таких инициатив и экспериментов, чего нет в настоящее время».

«Интересно, что лидерами и центрами экспертизы в области адаптации становятся не страны, а именно города – Лондон, Нью-Йорк, Торонто, – продолжает эксперт. – Кроме того, города должны понимать, что адаптация – это не дополнительные мероприятия по «охране природы». Это очень важная новая сфера управления рисками – финансовыми, социальными и другими».

Из существующих в разных странах проблем на пути к устойчивому климатическому будущему эксперты выделили отсутствие внимания со стороны лиц, принимающих решения по вопросам развития, недостаточное финансирование, отсутствие специальных законов о противодействии изменению климата, низкую информированность населения в рассматриваемых вопросах. Климатические вызовы требуют использования новых, более креативных подходов, развития климатического лидерства среди государственных органов и населения, налаживания взаимодействия граждан и власти, создания и поддержки активистских платформ и сообществ.

Действительно, эффективность климатических планов зависит не только от активности граждан, но и от желания региональных властей, считает Артем Алексеев, исполнительный директор ЭПЦ «БЕЛЛОНА». Как правило, подобные инициативы начинаются «снизу» и не всегда поддерживаются верхами. Это характерно для городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга. Например, внедрение раздельного сбора отходов в Санкт-Петербурге вполне могло бы стать частью климатического плана города, как раз преследующую цель снижения выбросов парниковых газов от свалок. Однако эта общественная инициатива, кстати реализуемая уже несколько лет, так и не находит законодательного подтверждения.

Изменение климата затрагивает всех, поэтому необходимый компонент климатической стратегии — участие всех заинтересованных сторон, взаимодействие с общественностью. Комментирует Инна Индутная, координаторка вовлечения в регионе ВЕКЦА 350.org: «Опыт кампании 350.org «Города для жизни» в Санкт-Петербурге, Могилёве и Киеве показывает, как важно активизировать, вовлекать и объединять местное сообщество, активистов и активисток, экспертов и эксперток, представительниц и представителей общественных организаций в городское планирование и влияние на принятые климатических решений. Становится понятно, что только вместе мы можем сделать наши города устойчивыми к угрозам изменения климата, городами для жизни!»

Татьяна Шауро