News

Сыты от голода

Luke Jones

Опубликовано: 23/08/2017

Автор: Валерия Лазарева

До 1,3 млрд тонн продуктов выбрасывается в мире ежегодно, что составляет около трети от всего их производимого количества – таковы подсчеты Организации по продовольствию и сельскому хозяйству ООН (ФАО). Подобные колоссальные потери представляют собой не только социальную, но и крайне серьезную экологическую проблему.

Бесцельно пропадают ресурсы, как при производстве, так и при транспортировке, хранении и утилизации продукта, идущего с конвейера прямо на свалку. Под выращивание сельскохозяйственных культур уничтожается огромное количество уникальных природных ландшафтов и экосистем, нарабатываются сотни тысяч тонн отходов, создаются гигантские логистические сети, функционирование которых в свою очередь также требует немалых затрат и опять-таки ведет к образованию отходов…

Доклад Food Wastage Footprint: Impacts on Natural Resources, представленный экспертами ООН в 2013 году, впервые озвучил проблему расточительства по отношению к продуктам питания на мировом уровне. В развитых странах выбрасывают то, что не успевают съесть или купить. В бедных странах – то, что портится из-за неправильного хранения и проблем при транспортировке. Цифры на диаграммах в докладе впечатляют, однако ещё сильнее впечатляет сопутствующее описание: тех продуктов, которые теряются «по пути от фермы к вилке» было бы достаточно, чтобы накормить всех голодающих людей на планете, число которых стремится к миллиарду.

В 2016 году в Копенгагене содружеством международных организаций были предложены специальные стандарты, призванные сократить к 2030 году количество выбрасываемой пищи в два раза. Это очень важные шаги, однако проблема слишком многогранна. Чтобы повлиять на ситуацию, необходимо применять индивидуальные меры в каждом отдельном случае – универсального решения быть не может: проблемы, их последствия и причины везде свои.

Поэтому австрийский активист и повар Давид Гросс собрал переносную кухню из мусорного контейнера и отправился в «антигастрономическое» путешествие по Европе. И снял про это фильм Wastecooking («Еда из отходов»). Давида очень беспокоит то обстоятельство, что в мусорные баки попадает огромное количество пригодной для употребления еды. Активист призывает быть более бережливыми и креативными – такова его Wastecooking-идеология: он готовит еду из того, что люди собираются выбросить.

Речь не идет об испорченных продуктах, которыми можно отравиться. Речь идет об остатках макарон на дне коробки, чуть подвявших листьях салата, забытой на дне морозильной камере пачке шпината – продуктах, с которыми хозяйки не знают, что делать, и в результате выбрасывают. На протяжении своего путешествия Давид ищет различные способы «спасения» еды, вместе с шеф-поварами изобретает смелые вкусовые сочетания и угощает блюдами прохожих, зазывая их на бесплатный «ужин из отходов». Он понимает, что в одиночку мир изменить ему не удастся, однако не отказывается от своей просветительской миссии и верит, что однажды настанет день, когда съедобное не будет выбрасываться.

Именно показом фильма Wastecooking 10 августа открылся фестиваль экологического кино «Экочашка» в Санкт-Петербурге, а после просмотра зрителей ждала фуд-вечеринка – ужин из того, что до регистрации на фестиваль они собирались отправить в мусорное ведро. Остатки крупы, слишком острые специи, сливы, которыми дома все наелись, и больше не хочется, – все это ловкие руки девушек из уникального поп-ап кафе «Еда спасет мир» превратили в необыкновенную вариацию ризотто.

food sharing То, что до регистрации на фестиваль его посетители собирались отправить в мусорное ведро, участницы уникального поп-ап кафе «Еда спасет мир» превратили в необыкновенную вариацию ризотто. Credit: Валерия Лазарева

Cаша Легкая – основатель фудшеринг-движения в Санкт-Петербурге со своей командой регулярно устраивает бесплатные обеды для всех желающих из того, что удается «спасти» от утилизации. Ей удалось создать удивительную сеть взаимопомощи, благодаря которой каждый может поделиться едой или, наоборот, бесплатно ее получить. С сетью сотрудничают и организации: так, одна из пекарен очень часто отдает проекту вкусный свежий хлеб, потому что на витрине у них выпечка может лежать не более суток. В настоящее время к проекту присоединились почти 30 тысяч человек.

Функционирует сообщество очень просто: кто-то пишет объявление о том, что у него есть, чем поделиться, а в комментариях отмечаются желающие забрать продукты. Другая группа — «Фудшеринг в Москве» – объединяет 3300 человек, которым, согласно данным на их сайте foodsharing.ru уже удалось спасти 77 тыс. кг продовольствия.

Оба проекта были вдохновлен немецкими «спасателями еды»: оригинальное фудшеринг-движение родилось в Берлине, и за пять лет существования его активистам удалось сберечь от утилизации более 10 миллионов продуктов, а вокруг проекта выстроилась стабильная система со множеством «спасательных ящиков» по всей Германии. Кроме того, владельцы пекарен и овощных лавок более чем охотно отдают то, что еще можно съесть, но уже трудно продать. С большими сетевыми магазинами не все так просто: согласно немецкому законодательству, содержимое мусорных баков на территории магазинов является их собственностью. Поэтому полиция время от времени задерживает «спасателей еды», пытающихся исследовать контейнеры у супермаркетов, и конфискует найденные в мусоре продукты.

Согласно данным Росстата, в России выбрасывается 20-25% продуктов – меньше, чем в Европе и США, однако это все равно очень много. При этом нельзя сказать, что всё это продовольствие осталось невостребованным из-за тех, кто покупает больше, чем может съесть. Большая часть еще съедобных, но уже отходов кочует в мусорные баки с полок супермаркетов и магазинов, а также с плохо оборудованных складов. Покупателю важен товарный вид – никто не выберет связку бананов с пятнышками на кожуре, хотя внутри с ними еще все в порядке. В магазинах продукты лежат до последнего дня срока годности, а потом отправляются в мусор.

В России, как и в других странах, на сегодняшний день нет организаций, в которые можно было бы сдавать продукты с истекающим сроком годности, чтобы их распределяли среди нуждающихся.

В одном из городов Бельгии мэр запретил супермаркетам выбрасывать еду и обязал сдавать ее в благотворительный фонд. Правда, магазины отреагировали без энтузиазма: отправить все без разбора на помойку куда проще, чем думать о пригодности продуктов и куда-то их передавать. Тем не менее, хотя бы часть продовольствия пошла в дело. История с уничтожением свежих и качественных, но «санкционных» продуктов — еще одна грань расточительства, когда политические мотивы оказываются выше рационального и разумного.

Выбрасывать пригодную еду значит не просто выбрасывать вместе с ней какую-то сумму денег. Производство продуктов питания требует огромного, но остающегося невидимым для потребителя количества ресурсов. Немецкий исследователь Валентин Турн, работая над документальным фильмом Taste the waste («Вкус отходов»), подсчитал, что на производство той части продовольствия, которая уходит в мусор, требуется объем воды, равный двойному годовому стоку Волги. Каждый выброшенный овощ или фрукт уносит с собой на свалку воду, которая требовалась для его полива, и питательные вещества из почвы, на которой он выращен. Площадь сельскохозяйственных угодий, ежегодно используемых для выращивания того, что мы выбрасываем, сопоставима с площадью Сибири.

Особенно пагубно на планету влияет расточительство по отношению к мясу и молочным продуктам, ведь для их производства затрачивается куда большее количество ресурсов, чем для производства растительной пищи. Вода для орошения кормовых культур и питья, почва, энергия (а она затрачивается не только на питание и содержание животных, но и на последующую обработку продукции, логистику, хранение и упаковку).

Специалисты из World Bank Group в 2009 году опубликовали статью «Животноводство и изменение климата», в которой утверждают, что до 51% от всех выбросов парниковых газов на Земле производит именно индустрия животноводства. Цифры, называемые Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН несколько меньше, впрочем, и в их докладах данная сфера остается лидером по выбросам, опережая даже транспорт. К сожалению, число поголовья скота растет с каждым годом, а вслед за этим увеличивается количество метана и прочих отходов. Получается, что почти треть урона, который животноводческая индустрия наносит атмосфере, ничем не оправдывается, ведь именно такая часть мяса не съедается, а выбрасывается.

Каждый этап производства любого продукта питания не проходит бесследно для планеты. А перепроизводство и перепотребление приводят к тому, что драгоценные ресурсы тратятся впустую. Кроме того, не следует забывать и про сопутствующие расходы. Нужна упаковка, нужен транспорт, топливо для него, электричество, различное оборудование и инструменты, удобрения, складские помещения, дороги – список можно продолжать очень долго.

Поэтому очень важно развивать инфраструктуру и логистику в бедных странах, чтобы сохранить большее количество пищи при транспортировке и хранении. Не менее важно пересмотреть отношение к продовольствию в богатых государствах. Иначе происходит какая-то логическая ошибка: если еду выбрасывают, значит, она лишняя. Но если есть тот, кто остался голоден, может ли быть еда лишней?