News

Где и как загружать ядерным топливом первую российскую плавучую АЭС: мнение «Беллоны»

ПАТЭС
ПАТЭС "Академик Ломоносов"
Total-rating.ru

Опубликовано: 10/08/2017

Автор: Charles Digges, Анна Киреева

Международные юридические нормы и давление со стороны экологических групп заставило «Росатом» пересмотреть свои планы по загрузке ПАТЭС урановым топливом в центре Санкт-Петербурга – второго по величине города в России – и отбуксировать ее для этих целей в Мурманск.

Последние несколько лет Госкорпорация «Росатом» планировала зарядить топливом свой противоречивый проект – плавучую атомную теплоэлектростанцию (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» – на Балтийском заводе, который находится всего в паре километров от таких мест паломничества туристов, как Эрмитаж и Исаакиевский Собор. Однако столкнулся с рядом серьезных трудностей.

Напомним, «Академик Ломоносов» был заложен 15 апреля 2007 года в Северодвинске, но в 2008 году строительство перенесли на Балтийский Завод в Санкт-Петербурге. С тех пор проект преследовали судебные разбирательства, процедуры банкротства, споры собственников и постоянные задержки.

Сегодня проект отстает от собственного графика на десятилетие, его бюджет превышен на миллионы долларов; тем не менее, он остается «голубой мечтой» «Росатома», грезящего о большом мировом спросе на плавучие АЭС в будущем. Пока только Китай рассуждает о строительстве собственных плавучих АЭС, а Москва еще не получила ни одного заказа.

akademik_lomonosov_baltic_shipyard1-320x213-300x200 Реакторная установка для «Академик Ломоносов». Credit: Балтийский Завод

Пожар, возникший на ПАТЭС на территории Балтийского завода в июне этого года, только усилил опасения, что злополучный дорогущий проект может стать не только причиной серьезной экологической проблемы, но и приманкой для террористов.

Огромные риски

Можно долго рассуждать, где опаснее заряжать объекты ядерным топливом, и какой город, в случае серьезного инцидента, больше пострадает – Мурманск или Санкт-Петербург. Если опасность есть, она будет одинаковой для обоих городов, независимо от количества жителей.

«Росэнергоатом» постоянно поднимал вопрос о загрузке топлива в Санкт-Петербурге, в одном из самых густонаселенных районов города. В прошлом году был поставлен крайний срок – топливо в ПАТЭС должно быть загружено до окончания 2016 года. Но и этот дедлайн, как и многие другие в судьбе проекта, был пропущен.

Aleksandr Nikitin Credit: Daniel Sannum Lauten

По словам председателя правления ЭПЦ «Беллона» (Санкт-Петербург) Александра Никитина, «Росатом» был настолько скрытен относительно планов по загрузке топлива, что иногда казалось, что эта операция будет произведена тайно.

«Если бы такое случилось, оставалось бы уповать только на профессионализм сотрудников Балтийского завода, на мощностях которого было построено несколько российских атомных ледоколов», – считает он.

В мае 2017 года, выступая на конференции «Росатома», посвященной политике открытости Госкорпорации, Никитин представил провокационную презентацию, в которой перечислил все ЧП, которые происходили во время загрузки топлива в советские годы, а также их последствия для такого города, как Санкт-Петербург.

Один из таких инцидентов произошел в 1985 году, когда во время операции по загрузке топлива в атомную субмарину произошел взрыв, и радиоактивные осколки разбросало по всей бухте Чажма недалеко от Владивостока. В результате погибло 10 и было ранено 49 человек.

ingressimage_chazhma.jpg

В очистке территории принимали участие 2 000 человек, 290 из которых получили высокую дозу радиации. Позже выяснилось, ядерное топливо буквально выстрелило из субмарины (класс Эхо II) на близлежащие суда, потом попало в воду и на берег. Часть дна до сих пор остается загрязненной. Советскому правительству удалось скрывать инцидент до 1993 года, но случись он сегодня в Санкт-Петербурге, это вряд ли осталось бы незамеченным.

Международная обеспокоенность

К обеспокоенности по поводу риска возникновения чрезвычайной ситуации во время загрузки топлива, которая может привести к загрязнению большей части второй столицы России, добавилась и негативная реакция норвежского МИДа, вызванная самой идеей транспортировки двух реакторов КЛТ-40 c облученным ядерным топливом вдоль побережья Норвегии.

В конце июня Госсекретарь Норвегии Марит Бергер Рёшланд (Marit Berger Røsland) выразила протест российским планам буксировки «Академика Ломоносова» с ядерным топливом на борту вдоль норвежского побережья.

В ответ глава «Росатома» Алексей Лихачев в официальном пресс-релизе пообещал, что сначала энергоблок будет отбуксирован в Мурманск, и только потом специалисты приступят к операциям по загрузке топлива.

Новой площадкой для загрузки ПАТЭС выбран город Мурманск. Работы произойдут на ФГУП «Атомфлот», в распоряжении которого есть вся необходимая для таких работ инфраструктура. В Мурманск станцию отбуксируют через Балтийское море, мимо побережья Финляндии, Швеции, Польши, Германии и Дании и далее вдоль побережья Норвегии.

После загрузки и испытаний ПАТЭС, ее транспортируют вдоль северного побережья России в арктический порт Певек на Чукотке. Планируется, что она заменит Билибинскую АЭС, которую «Росатом» планирует постепенно выводить из эксплуатации.

frontpageingressimage_andrey_zolotkov.jpg Андрей Золотков.

Юридические коллизии

По словам директора АНО «Беллона» (Мурманск) Андрея Золоткова, решение о переносе пуска реакторных установок ПАТЭС в Мурманск вызвано и юридическими причинами: «В морском праве нет такого понятия как «несамоходный плавучий ядерный объект», что и создает большие трудности при транспортировке ПАТЭС по Балтийскому, Северному и Баренцеву морям. Ну кто согласится страховать объект, которого не существует даже в юридических терминах морского права? Как запрашивать право на проход проливами? Как буксировать ПАТЭС, пусть даже и с остановленными реакторными установками, но уже с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) на такое расстояние». Для перевозки ОЯТ существуют специальные классы судов, к которым ПАТЭС ну никак не относится».

Кроме того, по словам Никитина, в 1990-е годы Законодательное собрание Санкт-Петербурга издало указ о запрете проведения любых потенциально-опасных ядерных операций в городской черте. Именно по этой причине загрузка топлива на атомный ракетный крейсер «Петр Великий», построенный на Балтийском Заводе, происходила в другом городе.

Тем не менее, в 2007 году на Балтийском Заводе заряжали атомный ледокол «50 лет Победы». Сейчас там строится атомный ледокол «Арктика». Возникает вопрос – его тоже будут загружать ядерным топливом на месте, в обход решения Законодательного собрания, или будут буксировать в Мурманск?

А что будет в Мурманске?

По словам Андрея Золоткова, это, наверное, будет первый случай, когда объект уходит с завода без официальной «приемки объекта» и нормальной проверки всех систем – нельзя проверить работоспособность ПАТЭС, не запустив ядерную энергетическую установку хотя бы «для проформы».

«Но реакторная установка – это лишь часть станции. Там неимоверное количество оборудования, которое завязано именно на исправную работу паропроизводительной установки. Сначала производство пара, потом турбины, охлаждение, большая электрическая часть и куча вспомогательных механизмов. Конечно, они будут каким-то образом проверены в холостом режиме, но это не реальная приемка ПАТЭС в работу», – отметил Золотков.

ingressimage_Atomflot-.JPG Атомные ледоколы на причале ФГУП "Атомфлот" Photo:

Он напомнил, что все атомные ледоколы, которые строились на Балтийском заводе, уходили своим ходом с работающей реакторной установкой. Но даже после этого уже в Мурманск приезжала куча специалистов, чтобы устранить возникшие неполадки.

Приемка ПАТЭС в эксплуатацию у причала ФГУП «Атомфлот» займет точно ни один месяц, при этом станция будет занимать значительную часть причала. Это может внести дисбаланс в плановую деятельность предприятия, на причале которого базируются  действующие атомные ледоколы.

Тем не менее, у Золоткова не вызывает беспокойства факт загрузки топлива на ПАТЭС на территории ФГУП «Атомфлот». Реакторы КЛТ-40 используются на лихтеровозе  «Севморпуть» и на атомных ледоколах «Вайгач» и «Таймыр». Несмотря на то, что прошло уже 30 лет с тех пор, когда ее изготавливали, и даже с учетом конструкторских изменений, на «Атомфлоте» хватает операторов и специалистов для работы с этим типом реакторной установки. По его словам, на базе «Атомфлота» было произведено не менее 15-ти пусков похожей реакторной установки.

«Академик Ломоносов» будет первой российской плавучей атомной станцией. Сомнительная честь быть первой плавучей АЭС мире принадлежит американской Sturgis, построенной в 1967 и утилизированной менее чем через 10 лет – в 1976 году.

Поскольку «Росатом» делает ставку на востребованность ПАТЭС в будущем, особенно среди иностранных покупателей, перед ним встает большой вопрос – где строить следующую станцию, если вдруг появятся заказы, особенно из-за рубежа? Буксировать «несамоходный плавучий ядерный объект» по морям и океанам не позволит морское право. Придется, кроме самой ПАТЭС, создавать целую технологическую цепочку – специальное судно для загрузки-выгрузки ядерного топлива, специальное судно для транспортировки ОЯТ по типу «Росситы» и многое другое.