Из андеграунда в мейнстрим

Green gadjets notebook laptop phone Credit: Konstantin Fedin

Статья подготовлена специально для 65 номера издаваемого «Беллоной» журнала «Экология и право».

Цели понятны – что же дальше?

Об экопросвещении, его важности для российского общества, где уровень экологической культуры и информированности все еще остается низким, много говорит не только экологическая общественность.

Так, в «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденных президентом РФ в 2012 году, формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания декларируется как одна из основных задач для достижения стратегической цели, в которую входят, среди прочего, экологически ориентированный рост экономики и сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления экологического правопорядка и обеспечения экологической безопасности.

А в ст. 71 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» «в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования», включающая также и распространение экологических знаний, в том числе через СМИ, музеи и библиотеки, организации спорта и туризма и т. д.

Однако во многом слова о необходимости экологического образования и просвещения, прописанные в государственных актах, остаются декларациями. В школьном и вузовском образовании программы по экологии отсутствуют либо не получают того внимания, которое соответствовало бы серьезности и глобальности экологических проблем в современном мире. Нередко они составлены так, что не отвечают и интересам сегодняшних школьников и студентов.

Тем более ценны общественные экопросветительские проекты. Те, кто занимается природоохранными инициативами и пытается внедрить экологичные практики (раздельный сбор отходов, экологические стандарты в различных отраслях и пр.), исходят из того, что экопросвещение способствует принятию экологических ценностей в массовом сознании и помогает перейти от отдельных практик к общепринятой культуре, создавая предпосылки для системного решения экологических проблем.

В то же время действительно массовых экопросветительских проектов очень мало. О том, как помочь экопросвещению выйти из андеграунда и стать масштабным и эффективным, разговаривали участники дискуссии «Непрерывное экологическое просвещение в XXI веке» на Всероссийской конференции «Реальность и перспективы экологического движения в России», делясь друг с другом идеями, инструментами и наблюдениями о заметных трендах и возможностях просветительской работы экологических НКО.

Вузы, школы, IT-технологии…

Антонина Евтешина из петербургской неформальной молодежной организации ЛаТИМ («Лаборатория творческих инициатив молодежи») рассказала о недавно запущенной организацией «Сети зеленых университетов», объединяющей сейчас 12 вузов города. В работе с вузами ЛаТИМ, уже накопившая многолетний опыт экологического просвещения младших школьников, видит большой потенциал: с одной стороны, вуз – площадка для разработки и внедрения наилучших доступных технологий («придумал солнечную панель – сделал – установил – сэкономил деньги»), а с другой, студенты – очень активная аудитория, готовая «менять мир». Организаторы устраивают между вузами обмен лучшими практиками и делают акцент на методах неформального образования – акциях по сбору вторсырья, экофестивалях и лекциях, проводимых самими студентами.

Александр Цыганков, директор по развитию московского благотворительного магазина Charity Shop, миссия которого – сбор и сортировка ненужной одежды для распределения среди малоимущих или переработки, а также обеспечение рабочими местами социально незащищенных граждан, рассказал о богатых возможностях проекта «Теплица социальных технологий» для всех НКО и гражданских инициатив, которые занимаются экопросвещением.

«Теплица» связывает гражданских активистов с IT-специалистами и обучает их использованию доступных IT-инструментов для повышения эффективности работы: проводит офлайн- и онлайн-занятия, публикует массу полезной информации на своем сайте.

Команда уделяет внимание и экологической теме: рассказывает о последних технологических новинках в сфере экологии, регулярно проводит тематические мероприятия в регионах, где экоактивисты и специалисты по интернет-технологиям встречаются для создания веб-проектов и мобильных приложений. В прошлом сентябре Александр сам побывал приглашенным редактором «Теплицы», устроившей «Месяц экологии». «Если у организации есть интерес сделать что-то в IT, то стоит взаимодействовать с «Теплицей», – считает Александр.

Елена Горохова, исполнительный директор Зеленого движения ЭКА, рассказала о масштабных экологических уроках в школах России и ближнего зарубежья, проводимых ЭКА при финансовой поддержке крупных компаний, реализующих программы корпоративной социальной ответственности (за исключением нефтегазовых и атомных, с которыми ЭКА не сотрудничает).

В последнем всероссийском уроке «Хранители воды» (третьем уроке серии, посвященной связи сохранения водных ресурсов и вторичной переработки) приняли участие более 18 тыс. учителей со всей России.

По словам Елены, важное условие, позволяющее привлечь столь большое число учителей, – активное использование интернет-технологий: учителя скачивают методический комплект для урока в личном кабинете, участвуют в дистанционных методических семинарах, загружают отчет по уроку через онлайн-кабинет, после чего школа попадает на онлайн-карту проекта, а учитель получает электронный диплом. Еще один рецепт успеха – интерактивность урока: настольные игры, творческие упражнения, домашние задания с вовлечением родителей. Немаловажна и «упаковка» – красивый дизайн, анимированные материалы.

Как и почему учатся люди в XXI веке?

Занимаясь экопросвещением, важно понимать, как, чему и почему учатся наши современники, – и как использовать новые тенденции для привлечения людей к экологической тематике.

Все эксперты в ходе дискуссии подчеркивали важность освещения своих проектов в Интернете, активного использования онлайн-площадок и инструментов: ведь когда современный человек хочет что-то узнать, за информацией он отправляется в первую очередь в Интернет.

Кроме того, сегодня в обществе высок спрос на прикладные знания, которые удовлетворяют потребность человека в быстром и доступном ответе на вопрос: «Как я могу сделать то, что мне нужно?». А цепляют аудиторию личные истории, примеры в донесении и использовании знаний, в том числе экологических.

Александр Цыганков отметил также, что важно не забывать о «непрямой» подаче информации: если нет спроса на непосредственно экологическую информацию, надо искать способы подать ее под другим соусом.

«Если вы найдете потребность, существующую у людей, и сумеете ее удовлетворить, то это повысит интерес людей к вашему продукту. Самый простой пример – с раздельным сбором отходов, когда инициативы хотят просветить людей и слышат в ответ: мы уже понимаем, что это важно, нас интересует, что и как конкретно делать. Тогда могут сработать мастер-классы, когда человек на личном примере рассказывает, как практиковать раздельный сбор. Также работает такой удобный инструмент, как онлайн-карта пунктов приема вторсырья, где люди могут найти, куда сдавать вторсырье», – пояснил Александр, говоря о проекте Гринпис России Recyclemap.ru – интерактивной карте пунктов раздельного сбора, охватывающей сегодня более 30 городов России.

Елена Горохова обратила внимание, насколько сегодня популярны видеоблогеры, которые привлекают миллионы подписчиков, выпуская развлекательный контент. Формат коротких видео набирает огромные обороты. По мнению Елены, экоактивистам важно изучать этот опыт, учиться вести и «раскручивать» интересные видеоблоги. «Важно не отстраняться от новых технологий, а, наоборот, вникать в них, изучать самим, пытаться постоянно понять, как создать интересный, «вкусный» продукт для целевой
аудитории, а в нашей с вами сфере – еще и полезный», – считает Елена.

Как выйти из «зеленого» подполья?

Чтобы достучаться до широкой аудитории, Антонина Евтешина предлагает не отрывать экологию от понятных людям сфер жизни: процесс сдвинется, если «нас перестанут воспринимать как отдельных людей, которые говорят и думают только об экологии». Например, если человек начнет хотя бы покупать экотовары, делать небольшие шаги в сторону более экологичных практик и будет считать, что он тоже «за экологию», – при том что «бытового» подхода бывает мало, чтобы увидеть всю комплексность экологической проблемы, как ее видят эксперты, – это будет лучше, чем если он будет отрицать экологию как таковую и все «зеленое».

Александр Цыганков рассказал об одном из своих проектов, который он вел в Гринпис России. Тогда он координировал проверку исполнения компаниями, работающими в Москве, обязательств по гос­контрактам – в частности, по внедрению раздельного сбора. В тот проект удалось вовлечь много людей, далеких от темы, – простых москвичей, проверявших свой и соседние дворы на наличие контейнеров для сбора вторсырья. Секрет успеха, по мнению Александра, был в том, что участникам предложили что-то вроде квеста – приключения, целью которого было найти нарушения, затрагивающие интересы каждого, а также в том, что люди вместе могли сделать что-то масштабное, хотя каждый в отдельности делал что-то небольшое.

На этом примере Александр демонстрировал подход, применимый, когда организаторы, разрабатывая проект, осознают, что люди не хотят тратить много усилий – они либо хотят развлекаться, либо улучшать жизнь на минимальном расстоянии от своей квартиры. «Если удается предложить вариант деятельности на стыке личного интереса и желания развлекаться, то мы найдем ключик, чтобы вовлечь людей, не входящих в те пять процентов людей, которые активно заинтересованы экотемой», – заключил активист.

По словам Елены Гороховой, важно уметь – и учиться – разговаривать на языке целевой аудитории, исследовать, чем люди живут и «дышат»: «У нас есть разные целевые аудитории – учителя, школьники, родители, активисты. Мы подбираем свои слова и ключик к каждой. Когда у нас буксует какой-то проект, мы идем и разговариваем с участниками проекта, например, со школьниками разговариваем ВКонтакте, спрашиваем, что их волнует, почему они не участвуют, и, таким образом, ускоряем проект».

Бурный рост интернет-технологий дает нам, участникам гражданского общества, множество бесплатных и доступных инструментов, которые позволяют «дотянуться» до огромной аудитории. Это та возможность, которой не было у природоохранного сообщества еще каких-то двадцать лет назад.

Как стать интересными аудитории и научиться говорить на ее языке, как выделиться на фоне огромного потока информационных сообщений и зацепить внимание? Универсального рецепта нет, и нам важно быть открытыми, продолжать искать ответ на этот вопрос, обмениваться опытом, экспериментировать и учиться – благо возможностей для обучения у нас сегодня огромное количество.

Татьяна Честина