Стадион у порога

Losevo Credit: Движение «Открытый берег»

Стройка вызывает восторг далеко не у всех. И понятно, почему. Ниже срубленного перелеска стоят сплошной стеной частные дачи, огородившие берег по урез воды. Выше, перед мостом – т.н. «Клуб «Бурная вода», не менее дерзко занявший береговую полосу. Особенно болезненную реакцию стройка вызвала у волонтеров, убиравших берег в прошлом году в рамках фестиваля «Эко-Лосево». Среди них был и наш корреспондент. «Мы полностью вычистили этот участок, собрали около сотни мешков мусора. Мы хотели, чтобы этот ландшафт оставался общедоступным и чистым. И вот как нас отблагодарили – ландшафта нет. Палатку не поставить. Стоит забор».

Как сообщил нам глава администрации МО «Ромашкинское сельское поселение» Сергей Танков, берег в аренду взяла Федерация гребного слалома, которая намерена построить здесь «водный стадион» и кемпинг. При этом он пояснил, что арендодатель – не муниципалитет, а ОАО «РЖД». Оказывается, вся территория от станции до берега Суходольского относится к полосе отвода железной дороги. И все существующие пользователи берега – и дачники, и «Бурная вода» – ее арендаторы. Сергей Владимирович ничего плохого в проекте водного стадиона не видит: «Лес они не срубили. Срубили кустарник. Из него же поставили символический забор, обозначающий границу участка. Большие деревья оставили». Он регулярно наведывается на берег и говорит, что никаких нарушений не заметил: «Берег не перекрыт. Рыбаки как ходили, так и ходят». Как будет организован доступ на берег, сколько будет стоить установка палатки и прочих подобных деталей проекта Сергей Владимирович сообщить не смог. Кроме того лишь, что «местных жителей они обещали пропускать».

Мы обратились за комментарием к президенту Федерации гребного слалома Константину Щербину. По его словам, арендатором территории и заказчиком водного стадиона «Лосево» выступает не Федерация, а другая организация – ООО «Навигацкая школа». Впрочем, автором проекта является действительно Щербин, но уже в качестве руководителя архитектурной мастерской «Студия 38». Благодаря тесному сотрудничеству «Навигацкая школа» обещала предоставить Федерации места для стоянок спортсменов и иные преференции. Однако в целом к этому проекту Федерация не имеет отношения.

Наши сожаления по поводу вырубки растительности Константин, как и следовало ожидать, не разделил: «Я знаю это место с начала 80-х. Там никогда не было леса. Была как раз открытая поляна. И стояло здание вокзала эпохи модерн. Те террасы, уступами спускающиеся к воде, которые мы сейчас вскрыли, – тоже финских времен. Зарастание кустарником произошло позже – в 90-х – 2000-х. Так что мы сейчас, по сути, просто восстанавливаем тот ландшафт, который здесь был когда-то». Щербин заверил нас, что доступ на берег сохранится: закроют только проезд автомобилей. «Конечно, будут какие-то платные услуги – кафе, прокат лодок». Сколько будет стоить установка палатки, ответить пока затруднился. «Мы строим оборудованный парк для отдыха. Здесь будет туалет, летняя кухня, специальные места для кострищ, беседки. Уже построена концертная площадка».

Добавим, что «Студия 38» является автором двух проектов водных стадионов и набережных – в Лосево и в Приозерске. В Приозерске слаломная трасса уже строится, на ней даже проводятся соревнования. Отзывы – положительные. Что касается лосевского проекта, то он вызывает неоднозначную реакцию даже у спортсменов – из-за слишком уж масштабных преобразований.

«Поскольку это территория относится к РЖД, то они вообще имели право все здесь огородить, – считает Щербин. – А благодаря стадиону доступ сохранится». Тут мы не совсем согласны: РЖД имеет столько же права огораживать берег, что и любой другой захватчик – то есть никакого. Здесь интереснее другое. Получается, что это ведомство оказалось обладателем монополии на берег, которым распоряжается, как хочет. Будем надеяться, что стадион «Лосево» станет удачным исключением, но база «Бурная вода» и владельцы дач ниже по течению, очевидно, нарушают ст.6 Водного Кодекса. Таким образом, ценнейший природный ресурс (в Ленинградской области это самый большой и красивый порог), переданный государством ОАО «РЖД» для обеспечения государственных же нужд в железнодорожном сообщении, используется с коммерческими целями. Да еще и с нарушением закона. Почему же РЖД не следит за своими арендаторами?

Константин Щербин, по-видимому, заподозрил нас в отработке какого-то заказа относительно именно его организации. «Большая просьба объяснить – почему вы обратились за комментарием именно ко мне? На сегодняшний день в Лосево имеется масса арендаторов территорий около воды: «Дом у дороги» – 7 га лесного фонда, база «Лосевода» – 5 га лесного фонда, клуб «Бурная вода», база охотников и рыболовов, турбаза «Лосевская» и т.д. Плюс к тому, имеется еще ряд участков в собственности прямо вдоль берега, которые частично самозахватом перегородили доступ к берегу. В чем причина интереса именно ко мне? При том, что я не являюсь ни арендатором, ни собственником чего-либо в Лосево. Наводит на нехорошие мысли».

Мы постарались объяснить, что о проблеме берегозахватов в Лосево и на Суходольском написано очень много. Забор «Навигацкой школы» заинтересовал нас именно как «свежая» стройка, огородившая одно из немногих мест, где еще можно было поставить палатку. Впрочем, подчеркиваем, что в берегозахвате мы ее не обвиняли. Вполне возможно, что «водный стадион» действительно сохранит свободный доступ на берег. Что касается захватчиков, то глава администрации поселения заверил нас, что о проблеме знает, и «по ней ведется работа». Вот тут в успех, честно говоря, верится с трудом.

Ирина Андрианова