Утверждают, что турецкая АЭС будет прочнее российских

planeTR Сведения из рекламного буклета о том, что АЭС «Аккую» может выдержать падение 400-тонного самолёта, не подтвердились. Credit: akkunpp.com

АЭС «Аккую» сможет выдержать падение 20-тонного самолёта?

Вопрос о защищённости АЭС от падения современного магистрального пассажирского самолёта обсуждается давно. До недавнего времени достоверных сведений о том, что АЭС российской постройки могут выдержать падение самолёта массой свыше 6 тонн не было. Хотя иногда такие утверждения встречались, но документального подтверждения они не находили.

Похоже, первой среди «улучшенных» АЭС может стать атомная станция «Аккую», которою «Росатом» намерен строить в Турции. Представитель пресс-службы отвечающего за строительство АЭС турецкого совместного предприятия Akkuyu Nükleer A.Ş. Василий Корельский, отвечая на запрос автора по электронной почте, сообщил, что защитная оболочка (контайнмент) АЭС «Аккую» будет значительно прочнее, чем защитные оболочки энергоблоков российских АЭС, сооружаемых по тому же проекту «АЭС-2006».

000_title Титульный лист Отчёта об оценке воздействия на окружающую среду АЭС «Аккую» (Çevresel Etki Değerlendirmesi, ÇED). Credit: ÇED

По его словам, защитная оболочка АЭС «Аккую» отличается от защитных оболочек других АЭС проекта «АЭС-2006»  Второй Ленинградской, Второй Нововоронежской (теперь именуемой 6 и 7 блоками первой Нововоронежской АЭС) и Белорусской (Островецкой) АЭС. «Отличается характеристиками прочности, так как в РФ нет условия учета падения тяжёлого коммерческого самолета с такими параметрами как в ТР [Турецкой Республике],  сообщил Василий Корельский. В РФ учитывается падение самолета весом 5,7 т [летящего] со скоростью 100 м/с».

В опубликованном в Турции отчёте об оценке воздействия на окружающую среду АЭС «Аккую» («ОВОС» по-турецки  Çevresel Etki Değerlendirmesi, ÇED) содержится утверждение о том, что её защитная оболочка (контайнмент) может выдержать падение 20-тонного самолёта. Например, в разделе VII.1.3.1 ОВОС приводится список основных отличий проекта АЭС «Аккую» от названного в качестве прототипа для неё 6-го энергоблока Нововоронежской АЭС. Одно из отличий заключается в разных требованиях к способности выдерживать внешнее воздействие, связанное с падением самолёта: для НВАЭС  5 тонн, для «Аккую»  20 тонн.

155 Фрагмент раздела III.3.2.2.2. ОВОС (ÇED) АЭС «Аккую». Credit: ÇED

В ОВОС в разделе III.3.2.2.2. утверждается, что системы и компоненты АЭС могут выдержать падение самолёта Phantom RF-4E массой 20 тонн, летящего со скоростью 215 м/с. Это подтвердил Василий Корельский: «Могут выдержать [падение 20-тонного самолёта] здания и сооружения 1 категории ответственности (реакторное здание, здание резервной дизельной электростанции системы аварийного электроснабжения, здание резервного пункта управления блоком, хранилище отработавшего ядерного топлива, хранилище свежего топлива, ограждающие конструкции блока хранения средне и высокоактивных отходов). К 1 категории ответственности относятся здания, сооружения и конструкции, разрушение или повреждение которых может привести к выходу радиоактивных продуктов в количествах, приводящих к дозовым нагрузкам для персонала и для населения сверх установленных значений при максимальной проектной аварии, или к отказу в работе систем безопасности, обеспечивающих поддержание активной зоны в подкритическом состоянии, аварийный отвод тепла от реактора, локализацию радиоактивных продуктов».

Таким образом, получается что в Турции «Росатом» намерен построить намного более защищённую АЭС, чем в России. На российских  второй Ленинградской, Нововоронежской и на Белорусской АЭС защитные оболочки реакторных зданий будут в 3,5 раз менее прочными. Про защиту от падения самолёта не только реакторных зданий российских АЭС, но и зданий резервной дизельной электростанции, резервного пункта управления блоком, хранилищ отработавшего ядерного топлива и свежего топлива, хранилищ средне- и высокоактивных отходов ранее не сообщалось.

Четвёртый барьер

Защитная оболочка (контайнмент, гермооболочка, гермоограждение) часто в ОВОС как российских, так и турецкой АЭС называется четвёртым барьером на пути выхода радионуклидов в окружающую среду. Действительно, в случае аварии теряют целостность первые три барьера (матрица ядерного топлива, оболочка тепловыделяющего элемента и первый контур, включающий корпус реактора, трубопроводы и парогенераторы). Тогда последней преградой для перерастания аварии в тяжёлую стадию является защитная оболочка, наряду с ловушкой расплава активной зоны реактора относящаяся к «локализующим» системам безопасности.

51 - containment Фрагмент ОВОС Нововоронежской АЭС. Credit: ОВОС

К сожалению, данные о конкретных параметрах защитных оболочек в ОВОС как российских АЭС, так и АЭС «Аккую» отсутствуют, приводятся лишь наиболее общие описания. Например, в ОВОС 6-го энергоблока Нововоронежской АЭС (НВАЭС, проект «АЭС-2006»), в общественных слушаниях по которому автор принимал участие в 2012 году, про контайнмент сообщается примерно то же, что и в ОВОС АЭС «Аккую»: что он включает в себя герметизирующую металлическую оболочку, железобетонные ограждающие конструкции, в том числе внутреннюю преднапряжённую защитную оболочку и ненарпяжённую наружную защитную оболочку, а также шлюзы, технологические проходки для трубопроводов, кабелей и пр. Отмечу, что в ОВОС НВАЭС утверждалось, что внешняя защитная оболочка «рассчитана на воздействие … падения самолёта» (раздел 2.5, лист 51). Параметры самолёта в ОВОС не были указаны, теперь подтверждено, что это самолёт массой не более 5,7 тонн.

Важно отметить, что остаются вопросы относительно того, за счёт каких именно отличий защитная оболочка турецкой АЭС должна выдерживать примерно в 3,5 раза большие нагрузки, чем защитные оболочки российских АЭС того же типа  «АЭС-2006». Этой информации в ОВОСах не содержится. В письме в адрес автора от 12 апреля Марина Николаева, сотрудница департамента коммуникаций госкорпорации «Росатом», сообщила: «Толщина стен и купола АЭС «Аккую» значительно больше, чем на существующих референтных АЭС». Но насколько именно турецкая защитная оболочка толще, чем российская, не ясно  количественных данных не приведено. Чтобы в этом разобраться мы направили Василию Корельскому вопросы о геометрических размерах и качественных характеристиках контайнмента АЭС «Аккую».

Plane-p15-2 Сведения из рекламного буклета о том, что АЭС «Аккую» может выдержать падение 400-тонного самолёта, не подтвердились. Credit: Akkuyu Nükleer

Вопрос про 400-тонный самолёт остаётся открытым

В начале мая автор посетил информационный центр компании Akkuyu Nükleer турецком в городе Мерсине. Там мне вручили буклет с логотипами Akkuyu Nükleer и «Росатома», в котором утверждается, что АЭС «Аккую» разработана таким образом, чтобы выдержать крушение 400-тонного самолёта, летящего со скоростью 200 м/с (720 км/ч). Есть и соответствующая иллюстрация.

Ранее мы пытались разобраться, насколько соответствуют действительности встречающиеся время от времени утверждения о том, что новые российские АЭС готовы к падению современного магистрального пассажирского лайнера. Как отмечалось выше, строящиеся энергоблоки проекта «АЭС-2006» на второй Ленинградской, Нововоронежской и Белорусской АЭС готовы лишь к падению самолёта типа Ан-2, массой 5,7 тонн, что в 70 раз меньше массы 400-тонного Боинга или Аэробуса. Но и в случае с турецкой АЭС утверждение о её способности устоять при падении современного пассажирского самолёта оказалось недостоверным.

В ОВОС в разделе III.3.2.2.2. Действительно говорится о падении на АЭС самолёта Boeing 747-400 массой 400 тонн, летящего со скоростью 200 м/с​, сопровождающегося пожаром топлива. Сообщается, что это событие является запроектной аварией, но есть вероятность, что и после этого АЭС сможет продолжать работу.

Василий Корельский уточнил, что имелось ввиду, что «после запроектной аварии обследование может показать способность АЭС далее продолжать работу».

С этим спорить не стоит, в теории, конечно, разное может случиться. Важно, что представитель Akkuyu Nükleer не стал категорично утверждать, что АЭС «Аккую» может выдержать падение 400-тонного самолёта. А вероятность устоять против такого происшествия, конечно, имеется, но она довольно мала.

Почему в ОВОС отсутствует утверждение о готовности АЭС выдержать падение 400-тонного лайнера, а в рекламных проспектах, раздаваемых в Турции «Информценторм» именно это утверждается, является риторическим. Только наивный человек может рассчитывать получить достоверную информацию из рекламных проспектов.

Угроза с воздуха реальна

Вопрос о том, сможет ли АЭС выдержать падение современного пассажирского самолёта из числа теоретических перешёл в практическую плоскость после террористических атак в США 11 сентября 2001 года. Известно, что террористы тогда рассматривали американские АЭС в качестве возможных целей для атаки при помощи угнанных лайнеров. К сожалению, с тех пор террористическая угроза не снизилась. Для России после вступления в гражданскую войну в Сирии реальными стали угрозы, исходящие от хорошо подготовленных международных террористических организаций, которые вполне могут воспользоваться уязвимостью российских атомных станций.

В этой ситуации кажется весьма сомнительным решение строить на новых российских АЭС реакторные здания, рассчитанные на падение 5,7-тонного самолёта, в то время как для турецкой АЭС предложена намного более серьёзная защита от атаки с воздуха.

 

16 января 2017 года Санкт-Петербургская общественная организация Экологический Правозащитный центр «Беллона» внесена Министерством юстиции РФ в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».

Андрей Ожаровский

idc.moscow@gmail.com