Март в калейдоскопе экологических новостей

green keyboard

Даже юбилейная двадцатая «Лыжня Дружбы» на территории трех государств – Россия, Норвегия и Финляндия, в этом году, усилиями губернатора Мурманской области Марины Ковтун и министра природных ресурсов и экологии России Сергея Донского, оказалась приурочена именно к «Году экологии».

Очистка Кольского залива

Уже второй год в Мурманской области реализовывается проект очистки Кольского залива от накопленного экологического ущерба. В этом году правительство региона приурочило проект ко всемирной акции «Час Земли».

ship_Kola Свалка кораблей в Кольском заливе. Credit: РосРАО

Сам проект реализовывается весьма медленно, поскольку на своей пилотной стадии решает задачи прохождения всех юридических формальностей, в том числе, связанных с определением собственников затонувших металлоконструкций.

По мнению заместителя губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, решение о признании мусора «бесхозным» могла принимать межведомственная комиссия, в которую входят представители властей региона, муниципалитета, прокуратуры.

Возможно, и всем сторонам, занятым в пилотном проекте по очистке Кольского залива, надо настаивать на упрощении процедуры признания затопленного имущества «бесхозным»? Это может существенно сократить продолжительность проекта по ликвидации вредного воздействия на Кольский залив.

Конечно, затопленные суда и металлоконструкции оказывают негативное воздействие на акваторию. Хотя, возможно, еще более вредным является сброс городских сточных вод в Кольский залив без очистки, а этому вопросу сейчас не уделяется должного внимания.

Голубое топливо для Заполярья

Вопрос газификации Мурманской области с разной периодичностью обсуждается уже более десятилетия. Газификация могла бы снять часть проблемы угольной пыли и улучшить состояние атмосферного воздуха региона. А также поставить под вопрос необходимость строительства Кольской АЭС-2, разговоры о которой ведутся с прошлого века. Магистральный природный газ, к тому же, может убрать часть грузооборота из актива железной дороги.

coal_dust1[1] Credit: Беллона

Конечно, уголь с причалов торгового порта никуда не денется, но есть надежда, что он переместится на западную сторону Кольского залива после окончания строительства Мурманского транспортного узла.

В середине марта министр энергетики России Новак заявил, что 100%-ной газификации не будет никогда, потому что в отдельных регионах не будет газотранспортной инфраструктуры, так как это неэффективно экономически.

А через несколько дней министр энергетики и ЖКХ правительства Мурманской области Гноевский на вопрос о «мазутной игле» ответил: «Нам не нужен газ любой ценой… Сегодня «Газпром» пришел к выводу, что тянуть газовые сети в Мурманскую область ему невыгодно. Но с другой стороны этот газ и для нас самих стал бы «золотым», поскольку обойдется дороже, чем мазут».

Региональный министр даже не посчитал нужным привести хотя бы ряд цифр о стоимостном выражении этого проекта или возможных негативных экономических последствиях.

Одним словом, мурманчанам не стоит рассчитывать на серьезные изменения в промышленном развитии Кольского Заполярья, а также не стоит надеяться на улучшение качества атмосферного воздуха в населенных пунктах, потому что ни местный министр, ни ПАО «Газпром» не видят смысла обеспечить область «голубым топливом». В крайнем случае – дешевого мазута или угля подвезут. «Черный налет vs угольная пыль» по-прежнему будут «спутниками» города Мурманск.

Карта арктических свалок

В преддверии форума «Арктика – территория диалога» в Архангельске Гринпис представил карту возможных объектов накопленного вреда в арктической зоне. На карте представлена и Мурманская область с очень подробным описанием и указанием точных координат объектов. Эта карта была отправлена и в адрес губернатора Мурманской области.

Однако карта сильно отличается от «Перечня объектов накопленного экологического ущерба на территории Мурманской области», точнее, хорошо этот перечень дополняет.

Хочется надеяться, что в Год экологии региональный Минприроды обратит внимание на данный документ и, возможно, внесет коррективы в реестр объектов накопленного вреда, чтобы затем их ликвидировать. А говоря об экологических проблемах непосредственно арктической зоны, хочется верить, что и в долгожданном «арктическом» законе появятся статьи, касающиеся не только промышленного освоения арктических просторов, но и охраны окружающей среды.

Премии и рейтинги «Норильский никель»

Российский союз промышленников и предпринимателей присудил гран-при «За экологическую ответственность – 2016» ПАО ГМК «Норильский Никель» за комплексный проект по закрытию Никелевого завода в Норильске, связанный с решением экологических и социальных задач. Министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской назвал компанию «абсолютным лидером экологических изменений, происходящих в промышленной политике России».

nikel Photo: Анна Киреева

22 марта Всемирный фонд дикой природы (WWF) совместно с проектом ПРООН/ГЭФ/Минприроды России представил первый рейтинг экологической ответственности 33 горнодобывающих компаний России. «Норникель» занял в нем почетное 4-ое место, что вызвало немалое удивление.

Как заявляет WWF, этот рейтинг позволяет сопоставить информацию об уровне экологической ответственности горнодобывающих компаний и масштабах воздействия их деятельности на окружающую среду, включая биоразнообразие.

Столь высокое место в экорейтинге для одной из самых грязных компаний, работающих в Арктике, может быть обусловлено закрытием Никелевого завода, а может, и обещаниями компании о планируемых инвестициях 250 млрд рублей на экологические проекты в ближайшие годы.

 

16 января 2017 года Санкт-Петербургская общественная организация Экологический Правозащитный центр «Беллона» внесена Министерством юстиции РФ в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».

Беллона