News

Российское экологическое движение должно заняться проблемой добычи угля

Звуковик Елена Петросян на съемках в Калтанском разрезе, Кузбасс, май 2015 года.
Звуковик Елена Петросян на съемках в Калтанском разрезе, Кузбасс, май 2015 года.
Джон Вебстер

Опубликовано: 04/04/2017

Автор: Анна Киреева

Экологическая группа «Экозащита!» проводит «угольный тур» по России с целью привлечения внимания широкой общественности к проблеме добычи, транспортировки и перевалки угля – самого грязного ископаемого топлива, масштабное сжигание которого считается одной из основных причин глобального изменения климата.

На прошлой неделе экологическая группа «Экозащита!» посетила Мурманск в рамках «угольного тура», который проходит по всей стране и закончится во Владивостоке и Хабаровcке.

«Наша основная цель – привлечь внимание экологического движения России к этому вопросу», – рассказал сопредседатель «Экозащиты!» Владимир Сливяк. В рамках пресс-тура экологи показали документальный фильм «На угле».

Россия, безусловно, является угольной державой. Она обладает вторыми по величине запасами угля в мире; после Австралии и Индонезии является третьим крупнейшим экспортером в мире.

Сегодня уголь добывается в 25 регионах страны. В угольной отрасли, согласно данным «Экозащиты!», занято 150 000 человек. Страна добывает 350 млн тонн угля в год, причем 70% добычи идет открытым способом – на территории России действуют 86 шахт и 120 открытых разрезов.

«Сегодня в России добывается больше угля, чем в СССР, и 60% этого угля добывается в Кузбассе, преимущественно, открытым способом», – рассказал Сливяк.

Проблемы Кузбасса

«На угле» – десятиминутный фильм, рассказывающий о жизни небольшого поселка в Кемеровской области, жители которого – представители коренных народов – ежедневно испытывают на себе все прелести соседства с угледобытчиками.

Добыча угля там ведется открытым способом, что оказывает очень серьезное воздействие на окружающую среду и здоровье человека. Взрывы в разрезах повреждают дома, а ядовитые вещества оседают на огородах местных жителей. Поскольку угольные компании не вкладываются в экологические мероприятия и очистные сооружения, в деревнях нельзя использовать воду из колонки – она является технической.

Шорцы – коренной народ, живущий в Кузбассе, не имеет возможности вести традиционные промыслы: в реках пропала рыба, под разработки вырубили леса – ушла живность.

Черниговский угольный разрез в Кемеровской области Черниговский угольный разрез в Кемеровской области. Credit: Екатерина Чеснокова/РИА Новости

«За последние 15 лет угольные разрезы подошли вплотную к деревням и городам. По всей области добыча ведется рядом с населенными пунктами – угольщики забыли, что санитарно-защитная зона должна составлять не менее 1000 метров. Во многих городах расстояние между жилыми домами и действующими карьерами в два-три раза меньше, а местный Роспотребнадзор этого не замечает», – рассказал мурманчанам координатор группы «Экозащита!» в Кузбассе Антон Лементуев.

Он рассказал, что Кузбасс с населением в 2,7 млн человек добывает более 200 млн тонн угля в год и является лидером в стране по количеству отходов (1000 тонн на человека в год). Большую их часть составляют вскрышные породы. Около 9% территории области (сопоставимо с территорией города Кемерово) занято угольными разрезами.

Двадцать моногородов и монопрофильных поселков существуют только за счет угледобычи. Из-за загрязнения воды, воздуха и почвы в регионе заболеваемость туберкулезом и онкоболезнями в полтора выше, чем в среднем по стране.

«Масса заболеваний связана с пылением угольных отвалов. Угольная пыль химически очень агрессивна, она оседает и накапливается в легких, вызывая массу заболеваний. Стоит отметить абсолютную безответственность угольных компаний, которые не предпринимают никаких компенсаторных мер. Они просто оставляют пылящие отвалы и уходят на другой участок», – отметил Лементуев.

Компании экономят даже на инфраструктуре – часто для вывоза угля огромными тяжелыми самосвалами используются обычные городские дороги, которые уже настолько разбиты, что мало приспособлены для легкового транспорта.

Уголь и климат

В нашей стране до 16% энергопотребления приходится на уголь. Если сегодня Россия добывает порядка 350 млн тонн угля в год, то, согласно государственной программе развития угольной промышленности до 2030, планируется увеличение добычи до 480 млн тонн в год. На данный момент экспорт угля, а Россия является поставщиком угля в 50 стран мира, составляет порядка 150-160 млн тонн в год.

Только для того, чтобы доставить ископаемое топливо на перевалку к рынкам сбыта (а открытая перевалка угля осуществляется, например, в Мурманском морском торговом порту), необходимо преодолеть 4,5 тыс. километров по железной дороге.

По словам Сливяка, страны, подписавшие Парижское соглашение, неминуемо будут уходить от использования угля, так как он является самым грязным видом ископаемого топлива. А это означает, что объемы экспорта будут падать, и это мы увидим не через 30-50 лет, а уже в ближайшее десятилетие.

«Давление на угольную промышленность во всем мире будет неуклонно расти. Необходимо уже сейчас думать о том, как диверсифицировать экономику угледобывающих регионов. Если об этом не говорить и не думать сейчас, то в ближайшее время ничего и не будет предприниматься», – уверен эколог.

По его мнению, перевод регионов России на уголь и строительство угольных котельных в разных уголках страны, не решит проблему.

 

16 января 2017 года Санкт-Петербургская общественная организация Экологический Правозащитный центр «Беллона» внесена Министерством юстиции РФ в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».