В поисках мусорной стратегии

landfill waste dump Credit: Alan Levine

Принятая в 2012 и рассчитанная до 2020 года программа оценивалась в более чем 59 млрд рублей. Текст включал статистику объемов ТБО в текущий момент, прогноз роста объемов, оценку эффективности существующих площадок по переработке и захоронению мусора, планы по строительству новых и многое другое. В частности, в Программе было указано, что самые крупные полигоны ПТО в Петербурге – полигон «Новоселки» на Горском шоссе и ЗАО «Завод КПО» в Ломоносовском районе исчерпали свой ресурс и должны быть закрыты для рекультивации. Взамен планировали ввод в эксплуатацию Левашовского мусоросжигательного завода, а также полигонов «Северный» и «Южный» в Ленинградской области. Также надежды возлагались на расширение частного полигона ООО «Новый Свет – Эко» в Гатчинском районе.

Нельзя сказать, что Программа была идеальной. Еще на этапе подготовки она стала объектом критики общественности. Так, в Гринпис полагали, что данные по массе образующихся отходов и их прогнозы на перспективу были рассчитаны неверно. То же говорилось и о затратах на мероприятия по утилизации отходов – по мнению экологов, они были оценены неверно.

Также, по мнению организации, Программа не уделяла должного внимания переработке вторсырья. «Не рассмотрены все возможные альтернативные варианты развития отходоперерабатывающей индустрии в Санкт-Петербурге. Фактически, рассмотрено только два варианта: захоронение с предварительной сортировкой и сжигание с предварительной сортировкой», – гласит отзыв Гринпис. Раздельный сбор, его потенциальные возможности и порядок организации в Программе вообще не рассматривались.

Однако, несмотря на свои недостатки, Программа существовала и худо-бедно работала. Теперь нет и ее. Почему же она выдержала лишь половину своего срока?

Не смогли реализовать

По мнению юриста ЭПЦ «Беллона» Павла Моисеева, причиной отмены Программы стал недостаток денежных средств для ее реализации. Об этом прямо сказано в Рекомендациях участников депутатских слушаний комиссии по экологии и природопользованию ЗакС Санкт-Петербурга от 17 мая 2016 г., посвященных концепции законопроекта «Об обращении с отходами в Санкт-Петербурге». Согласно тексту, Региональная целевая программа по обращению с твердыми бытовыми отходами в Санкт-Петербурге на период 2012 – 2020 годов «не реализована полностью, в том числе и по причине недостаточного финансирования из бюджета Санкт-Петербурга».

По мнению депутатов, основные задачи программы не выполнены: «анализ достигнутых результатов исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга не проведен. Полигон ПТО-3 (поселок Левашово, Горское шоссе, Новоселки, 9-й км) к концу 2017 года не прекратит прием твердых коммунальных отходов, как было предусмотрено указанной Региональной целевой программой, а работы по его рекультивации откладываются на неопределенный срок. Мусороперерабатывающий завод СПб ГУП «Завод МПБО-2» не модернизируется, новые мусороперерабатывающие заводы и полигоны для захоронения отходов не строятся».

Означает ли это, что должна быть принята новая программа? «Отсутствие программы в течение долгого времени означает невыполнение поручения Президента (который поручил в 2012 г. Дмитрию Медведеву разработать комплексную стратегию обращения с ТБО) и неисполнение 89-ФЗ от 1998 года «Об отходах производства и потребления» (последняя редакция от 28.12.2016), – напоминает Павел Моисеев. – Ст. 13 ч.2 этого закона предписывает разработку и реализацию региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами».

Таким образом, отсутствие программы – очевидная недоработка местных властей. Вместе с тем, никакого серьезного наказания эта недоработка не влечет. «Формально санкция есть, но она очень расплывчатая. Согласно 89-ФЗ, неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Неудивительно, что разрабатывать новую программу город не спешит. Но она нужна хотя бы для того, чтобы определить ключевые задачи в области обращения с ТБО и запланировать расходы на эти цели. Депутаты это вроде бы осознают, и на слушаниях 17 мая 2016 рекомендовали Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга не позднее октября 2016 года разработать и представить для обсуждения как территориальную схему обращения с отходами, так и новую региональную программу. Но эти рекомендации были выполнены только в части схемы. В октябре 2016 года Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, была согласована Росприроднадзором. Однако новая целевая программа до сих пор не готова.

Вместо Программы – схема, концепция и подпрограмма

Чем отличается целевая программа от территориальной схемы? Как сообщили нашему корреспонденту в Комитете по благоустройству Петербурга, территориальная схема – документ объемом в 3000 страниц формата А3 – содержит всю информацию о мусоре, образующемся в Петербурге: «сколько всего отходов появляется в городе, каких видов и классов опасности, кто и что является главными источниками образования отходов, какие предприятия занимаются переработкой ТБО и т.д. Схема выстраивает маршруты движения отходов от момента их образования до места переработки или захоронения. На основе собранных данных разрабатывается оптимальная схема направления потоков отходов, целевые показатели и векторы развития отрасли». В схеме уделено внимание и судьбе площадок, где отходы будут захораниваться. В частности, в очередной раз предусмотрена рекультивация полигона «Новоселки».

Принятие схемы является обязательным условием для выбора регионального оператора, который будет нести ответственность за все процессы обращения с отходами – от сбора до размещения. Конкурс на выбор оператора объявят после того, как Правительство РФ примет постановление о Порядке сбора твердых коммунальных отходов.

На вопрос, когда будет принята новая Целевая программа, в Комитете так и не ответили, зато сообщили о других нормативных документах, посвященных обращению с отходами в городе. По-видимому, это следует понимать так, что действующие и готовящиеся документы вполне компенсируют отсутствие Программы.

Прежде всего, в комитете упомянули принятую в 2014 года государственную программу Санкт-Петербурга «Благоустройство и охрана окружающей среды в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы. В ее составе имеется подпрограмма 3 «Повышение эффективности управления с отходами производства и потребления, санитарной очистки территории Санкт-Петербурга». Она, по мнению комитета, нацелена на увеличение использования вторсырья, так как устанавливает целевой показатель «доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления», имея своей целью увеличение данного показателя.

От себя добавим о существовании еще одного «мусорного» документа: это изданное в 2015 и отредактированное в ноябре 2016 г. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга «Об утверждении комплекса мер («дорожной карты») по развитию ЖКХ СПб на 2015-18 гг.» Пункт 5 этого объемистого труда назывался «Создание региональной системы по обращению с отходами потребления». Речь в нем идет о реализации Региональной целевой программы, которая уже отменена, о создании Территориальной схемы, которая уже создана, а также о ликвидации несанкционированных свалок.

К числу планируемых нормативных актов относится региональный закон «Об обращении с отходами в Санкт-Петербурге», который с мая готовят депутаты, и проект федерального закона об отходах, о сроках принятия которого пока ничего не известно. По-видимому, вопрос о создании целевой Программы появится в повестке дня лишь после их принятия.

И все-таки: куда девать мусор?

Впрочем, дело действительно не в названии документа, а в его эффективности. Эффективность же определяется в зависимости от того, способен он избавить город и область от засилья мусора, или нет. А это напрямую зависит от того, будут ли в ближайшие годы введены в эксплуатацию новые современные площадки по утилизации ТБО, или мы по-прежнему будем переполнять старые.

Что конкретно делается в Санкт-Петербурге и Ленинградской области для рекультивации старых и строительства новых предприятий?

1. Рекультивация полигона «Новоселки»

По информации из комитета, в настоящий момент уже разработан проект рекультивации, проведены общественные слушания, получено положительное заключение государственной экологической экспертизы. Срок проведения рекультивации по проекту составляет семь лет. Проектом предусмотрены: 1) технологический этап рекультивации длительностью три года, включающий в себя выравнивание террикона полигона и закрытие его защитным изолирующим слоем, а также строительство станции активной дегазации свалочных газов за счет инвестиционных средств, что позволит максимально сократить выбросы свалочных газов в атмосферу.

2) На данном – биологическом – этапе рекультивации предусмотрено укрытие верха полигона изолирующим слоем, подготовка почвы, посев травы, высадка деревьев и т.д. Строительство станции дегазации требует участия инвесторов. О работе с ними комитет по благоустройству информацией не располагает и предлагает задавать вопросы комитету по инвестициям.

2. Строительство мусоросортировочного (если его будут строить по проекту, против которого протестовала общественность в 2014 году, то, на самом деле, мусоросжигающего) завода в Левашово.

Как проинформировали в комитете по благоустройству, соглашение между Санкт-Петербургом и греческим консорциумом Helector S.A Aktor Concessions Aktor S.A. (далее – Партнер) о создании и последующей эксплуатации на основе государственно-частного партнерства объектов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав завода по переработке твердых бытовых отходов, было подписано 16 мая 2011 года.

В соответствии с соглашением Партнеру предстояло за счет собственных и привлеченных средств спроектировать, построить и ввести в эксплуатацию завод мощностью не менее 350 тыс. тонн в год. Срок действия Соглашения – 30 лет с момента подписания. Санкт-Петербург, в свою очередь, взял на себя обязательства по предоставлению земельного участка под строительство завода. Городом была осуществлена инженерная подготовка участка, подготовлены соответствующие документы для передачи в аренду Партнеру. Однако финансовое закрытие по проекту не было достигнуто.

В результате переговоров между участниками консорциума и инвестиционным банком «ВТБ-Капитал» в мае 2014 года была достигнута договоренность о вхождении «ВТБ-Капитал» в проект в качестве финансового партнера (такая опция предусмотрена Соглашением) путем покупки долей в компаниях-учредителях СПК. Достигнута принципиальная договоренность о дальнейшей совместной реализации проекта, при этом генподрядчиком по-прежнему остается компания, созданная совместно Helector S.A. (70%) и Aktor S.A. (30%).

В апреле 2016 года Партнер направил обращение Губернатору Санкт-Петербурга о готовности возобновить реализацию проекта. В мае и июле 2016 года Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга совместно с Комитетом по инвестициям Санкт-Петербурга были проведены рабочие встречи с представителем Партнера, в ходе которой Партнер проинформировал о возможности реализации проекта, с использованием технологии, разработанной по рекомендациям, полученным в ходе общественных слушаний по проекту. В данный момент переговоры от лица Санкт-Петербурга с консорциумом HELECTOR S.A. – AKTOR CONCESSIONS S.A. – AKTOR S.A. ведутся Комитетом по инвестициям Санкт-Петербурга.

3. Другие площадки.

Совместно с Комитетом по архитектуре и градостроительству Ленинградской области в Петербурге «разрабатываются перспективные региональные мероприятия на период после 2020 года, в том числе – проектирование и строительство мусороперерабатывающих комплексов к югу и северу от города». По-видимому, имеются в виду упомянутые в прежней региональной программе полигоны «Северный» и «Южный», которые предстояло ввести в эксплуатацию до 2020 года. Таким образом, планы по их вводу откладываются.

По поводу судьбы полигонов «Завод КПО» и ООО «Новый Свет – Эко» комитет по благоустройству информацией не располагает, так как они находятся на территории Ленинградской области и являются частными организациями.

Комментарий юриста ЭПЦ «Беллона» Павла Моисеева

Вопрос не в самой Программе – ее наличии или отсутствии. Вопрос в том, как власти намерены решать проблему с мусором в Петербурге и Ленинградской области. Если взять старые интервью чиновников пятилетней или большей давности, то в них в один голос говорится о мусороперерабатывающих заводах и о рекультивации старых полигонов. Однако ни заводов, ни рекультивации пока нет. Нет денег.

Поэтому мои пожелания к Программе – чтобы она была реальной и выполнялась согласно графику. И если Программу назовут дорожной картой или федеральным законом, мои пожелания будут те же.

 

 

16 января 2017 года Санкт-Петербургская общественная организация Экологический Правозащитный центр «Беллона» внесена Министерством юстиции РФ в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».

Ирина Андрианова