Россия срочно модернизирует атомный ледокольный флот

ingressimage_icebreakers[1]

«В 2016 году по трассам Северного морского пути (СМП) было перевезено 7 480 000 тонн грузов. Даже по самым скромным скромный прогнозам, к 2022 году по СМП могут перевозиться до 40 млн тонн грузов в год, что практически в 10 раз больше, чем было в 2014 году», – такой амбициозный прогноз сделал сегодня председатель Госкомиссии по вопросам развития Арктики Дмитрий Рогозин на сегодняшнем заседании Госкомиссии, которое прошло в рамках международного форума «Арктика – территория диалога» в Архангельске.

Для того чтобы провести такой поток грузов необходимо понимать состояние атомного флота, который стремительно стареет.

По словам заместителя министра промышленности и торговли России Василия Осьмакова, сейчас эксплуатируется пять атомных ледоколов. Но в следующие пять лет все ледоколы будут постепенно выводиться из технической эксплуатации, так что вопрос о замене флота стоит остро.

Напомним, что первым на утилизацию отправился атомный ледокол «Сибирь» в 2016 году.

Sibir_icebreaker Ледокол «Сибирь» подготовлен у буксировке на утилизацию. Photo: Анна Киреева

Несколько лет назад правительство страны приняло решение о создании новых атомных ледоколов ЛК-60 проекта 22220. В настоящее время Балтийский завод строит головной универсальный атомный ледокол проекта «Арктика» и два серийных универсальных атомных ледокола «Сибирь» и «Урал».

Все три ледокола проекта 22220 – ледоколы нового поколения, которые будут выполнять функции по проводке крупнотоннажных судов, круглогодичной проводке караванов в западном районе Арктики, ледокольной проводки судов на мелководных участках Енисея и Обской губы. Они будут оказывать помощь судам в аварийных ситуациях и т.д.

«Это будут самые большие и мощные ледоколы в мире. Важная особенность проекта – двухосадочная конструкция ЛК-60: 8,5 метров и 10, 5 метров. Это позволит эксплуатировать их на мелководье рек и на глубоководных трассах СМП», – сообщил Осьмаков, с гордостью отметив, что Россия – единственная страна в мире, имеющая атомный ледокольный флота, и опережающая своих конкурентов в этом вопросе на 15-20 лет.

ingressimage_universal_icebreaker.jpg Photo: TCKB Aiceberg

На заседании Госкомиссии он также рассказал, что специально для этих ледоколов был разработан водо-водяной реактор Ритм-200, который выполнен по двухконтурной схеме. Его интегральная компоновка уменьшает материалоемкость и габаритность установки и, что особенно важно, снижает риск утечек из первого контура реактора, облегчает монтаж и демонтаж установки.

Сроки строительства ледоколов

Планировалось, что головной ледокол «Арктика» должен быть сдан в конце 2017 года. Однако сегодня заместитель министра промышленности и торговли заявил, что головной ледокол планируется передать заказчику в мае 2019 года, первый серийный – в ноябре 2020 года и второй серийный в ноябре 2021 года.

Перенос сроков он объяснил санкциями, а также тем, что значительная часть обеспечивающих систем для головного ледокола и основное оборудование разрабатываются впервые.

Генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша заверил участников заседания, что сроки сдачи новых ледоколов являются приемлемыми.

«Мы понимаем, что в нашей стране паровые турбины не строились 25 лет. Поэтому «Атомфлот» уже 10 лет занимается продлением ресурса действующих атомных ледоколов. У нас есть время на постройку новых ледоколов до 2021-2022 года – до этого времени существующий флот сможет обеспечивать все Арктические проекты, которые сегодня развиваются», – заявил сегодня Рукша на заседании Госкомиссии.

В 2015 году межу ФГУП «Атомфлот» и «Ямал-СПГ» было подписано соглашение об использовании ледоколов проекта 22220 для обеспечения экспорта сжиженного природного газа с месторождений полуострова Ямал вплоть до 2040 года.

ingressimage_Ritm200-2.jpg Photo: TCKB Aiceberg

Ледокол-лидер

Что касается ледокола-лидера ЛК-120, принятие решения о строительстве этого корабля зависит от объема грузов, которые будут транспортироваться по СМП.

Осьмаков отметил, что существует возможность, что строящиеся три ледокола лишь частично смогут компенсировать эту потребность.

«Поэтому, чтобы быть готовыми и не отставать, чтобы запустить этот проект в любой момент, СКБ «Айсберг» разработало концептуальный проект ледокола-лидера ЛК-120. С осени 2016 года он выполняет разработку технического проекта, который должен быть закончен в  декабре 2017 года. Только тогда мы сможем более предметно говорить о строительстве этого корабля», – отметил он.

По мнению специалистов, технологии для строительства ледокола-лидера будут готовы к концу 2018 года, а само строительство корабля займет не меньше 3,5 лет.

Осталось только принять решение: нужно ли строить ледокол-лидер, или нет.

«Госкомиссия сформулирует поручение рассчитать время принятия решения по ледоколу-лидеру. Скорее всего, решение надо принимать быстро, с подготовкой соответствующего доклада президенту», – поставил точку в этом вопросе Дмитрий Рогозин.

Напомним, что Государственная комиссия по вопросам развития Арктики образована в марте 2015 года Правительством Российской Федерации в соответствии с указом Президента России. Задача Госкомиссии – координировать работу федеральных и региональных властей и других государственных органов при решении социально-экономических задач в Арктике, развития транспорта, экологии, международного сотрудничества и обеспечении национальной безопасности.

 

16 января 2017 года Санкт-Петербургская общественная организация Экологический Правозащитный центр «Беллона» внесена Министерством юстиции РФ в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».

Анна Киреева

anna@bellona.ru