Инцидент с индийским самолётом напомнил об уязвимости АЭС

ai-171 Самолёт Air India рейс AI-171 10 марта 2017 года 22 минуты не выходил на связь. Credit: deredactie.be

В Германии из-за угрозы падения самолёта были эвакуированы пять АЭС

В пятницу 10 марта пассажирский самолет Боинг-787-8 компании Air India, следовавший рейсом AI-171 из Ахмедабада в Лондон в течение 22 минут не выходил на связь. Это могло быть следствием захвата лайнера террористами по сценарию терактов 11 сентября. По сообщениям немецких СМИ, для сопровождения лайнера были подняты истребители, а также был временно эвакуирована часть персонала пяти атомных электростанций, находившихся по пути следования самолёта. Это АЭС Брокдорф и Брунсбюттель в федеральной земле Шлезвиг-Гольштейн, а также АЭС Гронде, Линген и Унтервезер в Нижней Саксонии. Сотрудники АЭС Кюммель укрылись в специальном бункере. Из этих электростанций действующей является лишь АЭС Брокдорф близ Гамбурга, остальные АЭС остановлены или готовятся к выводу из эксплуатации в соответствии с законом ФРГ об отказе от атомной энергии. Близ АЭС Брокдорф в момент объявления тревоги проходила небольшая антиядерная демонстрация. Примерно 30 демонстрантов были эвакуированы полицией, но акция протеста была продолжена после отмены тревоги, сообщает NDR.de.

brokdorf Антиядерная демонстрация близ АЭС Брокдорф 10 марта была прервана из-за подозрительного самолёта. Credit: ndr.de

К счастью, тревога оказалась ложной – самолёт захвачен не был, у пилотов просто возникли проблемы со связью. Но к угрозе использования террористами пассажирских самолётов для атак на АЭС с воздуха всё же следует относиться серьёзно. Вероятность таких терактов невелика, но ущерб от разрушения АЭС может составлять несколько триллионов евро.

После терактов в США с использованием пассажирских самолётов 11 сентября 2001 года многие страны провели анализ уязвимости различных объектов для атаки при помощи захваченных злоумышленниками самолётов. Очевидно, что ни жилые кварталы, ни промышленные предприятия не могут устоять от такой атаки, но наиболее тяжёлые и долговременные последствия для окружающей среды и здоровья людей будут при радиоактивном загрязнении, вызванном разрушением реакторных зданий или хранилищ радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива, которые имеются на каждой АЭС. По сообщению издания Шпигель, в Германии с 2003 года функционирует Национальный ситуационный и командный центр для обеспечения безопасности воздушного пространства, в задачи которого входит предотвращение террористических атак с использованием воздушного транспорта. Очевидно, для АЭС разработаны планы действий при угрозе теракта, в которые входит эвакуация персонала станций.

При падении самолёта на АЭС последствия могут быть катастрофическими

Даниель Хефнер (Daniel Häfner), политолог из Свободного университета Берлина в интервью по электронной почте сообщил для Беллоны.ру, что угроза выхода радиоактивных веществ в окружающую среду при падении на АЭС современного пассажирского самолёта вполне реальна. «АЭС Германии, которые строились начиная с 1960-х годов имеют контайнмент [защитную оболочку], которая по расчётам может выдержать лишь падение небольшого военного самолёта типа Фантом. Современные пассажирские лайнеры имеют намного большую массу и имеют намного больше топлива на борту, поэтому весьма вероятен и больший ущерб. Катастрофа с расплавлением активной зоны реактора выглядит возможной в случае если лайнер или разрушит контайнмент, или если от столкновения и удара будут разрушены, например, трубы системы охлаждения. В этом случае возможен выброс радиоактивных материалов».

brokdorf Карта возможного загрязнения цезием-137 при аварии на АЭС Брокдорф. Credit: flexrisk.boku.ac.at

С ним согласен Хайнц Шмиталь, физик-ядерщик и эксперт по ядерной энергетике, мнение которого приводит сайт Greenpeace: «Если на самом деле большой авиалайнер упадет на работающую атомную станцию, следует ожидать ядерной катастрофы. Эвакуация людей с атомной станции или срочная остановка электростанции не поможет. Радиоактивный выброс может быть настолько велик, что даже районы, удаленные на 1000 километров окажутся больше не пригодны для жизни».

В качестве доказательства приводится исследование FlexRISK, проведённое Венским университетом BOCU, эксперты которого рассчитали последствия тяжёлых аварий на АЭС Европы.

Решение закрыть все АЭС Германии снизит риск террористических атак

Даниель Хефнер рассказал, что в Германии серьёзно относятся к угрозе атаки террористов на АЭС с использованием захваченного пассажирского самолёта. По его словам, многие АЭС страны были оборудованы бункерами для персонала и дымовыми пушками, которые могут затруднить попадание самолёта террористов в здания АЭС. «Большие дебаты в Германии вызвал вопрос, следует ли сбивать захваченный террористами самолёт. Верховный суд страны решил, что нельзя убивать невиновных пассажиров, поскольку не может быть уверенности в том, на какой объект нацелен захваченный самолёт, рассказывает Даниель Хефнер, – Но по существующей практике в случае тревоги в воздух поднимаются военные самолёты для сопровождения и установления визуального контакта. Будет ли захваченный пассажирский самолёт сбит в случае реальной угрозы не ясно».

Ai171 2017-03-10 Маршрут рейса AI-171 10 марта 2017 года. Credit: flightradar24.com

Ещё одной проблемой являются не сами АЭС, а расположенные рядом временные хранилища ядерных и радиоактивных отходов. Они вряд ли устоят при падении на них современного пассажирского самолёта.

«Высший суд Земли Шлезвиг-Гольштейн установил, что регулятор не провёл должным образом анализ последствий подобного инцидента. Поэтому временному хранилищу ОЯТ АЭС Брунсбюттель, одной из тех, что была эвакуирована из-за индийского самолёта, позволено функционировать лишь до 2018 года, – говорит Даниель Хефнер, – В любом случае недавний инцидент с самолётом ещё раз подтверждает, что решение закрыть все АЭС Германии было правильным, в том числе из-за уязвимости АЭС для атак террористов. По мере вывода АЭС из эксплуатации риск террористических атак на них снижается».

Ни одна из АЭС России не может выдержать падение современного лайнера

К сожалению, пока в России нет планов по закрытию старых и опасных АЭС. Не известно, существуют ли подобные немецким планы действий для АЭС России в случае террористической угрозы и атаке с воздуха.

Volgodonsk1 Пассажирские авиалайнеры близ Ростовской АЭС. Credit: flightradar24.com

Как и в Европе, в России многие АЭС расположены вблизи авиационных коридоров, пассажирские самолёты можно наблюдать рядом с Ленинградской, Кольской, Нововоронежской, Ростовской и других АЭС страны.

Защитный колпак или контайнмент в современном понимании отсутствует на всех АЭС с реакторами РБМК-1000 (Ленинградской, Курской и Смоленской), а также на Кольской и Билибинской АЭС. Защитные колпаки Калининской, Балаковской и Ростовской АЭС могут выстоять лишь при падении небольшого самолёта.

Даже на новых энергоблоках типа «АЭС-2006», сооружаемых на Нововоронежской, второй Ленинградской АЭС и на Белорусской АЭС и в проекте ВВЭР-ТОИ для второй Курской АЭС защитные колпаки не в состоянии защитить реакторы от падения современных магистральных самолётов.

samolet23 Защитная оболочка «АЭС-2006» не может выдержать падения тяжёлого лайнера, красивая картинка в ОВОС – просто обман. Credit: ОВОС Белорусской АЭС

Нередко можно встретить утверждения, что новые российские АЭС могут выдержать радение тяжёлого лайнера, например Боинга-747. Такая информация (точнее – дезинформация) была даже включена в ряд официальных документов, например в оценку воздействия на окружающую среду.

Ясность внесло обсуждение проекта «АЭС-2006», происходившее между Литвой и Беларусью. В ответ на вопросы Министерства охраны окружающей среды Литвы представители Беларуси сообщили, что защитная оболочка может выдержать падение самолета массой не более 6 тонн. Приведем вопрос и ответ полностью (цитата по ОВОС Белорусской АЭС, Книга 11, часть 11, лист 37):

«Вопрос 10. Рисунок 6 показывает, что герметичность реактора [герметичная защитная оболочка] может выдержать крушение самолета. Но количественные (вес, скорость падения) или качественные (тип самолета) характеристики такого влияния не представлены. Отчет ОВОС должен быть дополнен индикаторными характеристиками.

Ответ: В проекте АЭС – 2006 (ОАО «СбП АЭП») указывается: падение самолета весом 5,7 тонны со скоростью 100 м/с».

Также как в Германии от падения самолёта не защищены площадки контейнерного хранения ОЯТ, «мокрые» хранилища ОЯТ и разнообразные пункты размещения радиоактивных отходов. Рейс AI-171 выполнял Боинг-787-8, максимальный взлётный вес которого составляет 227,93 тонны, что в 40 раз превышает массу самолётика, падение которого теоретически мог бы выдержать защитный колпак «АЭС-2006».

Оценка последствий радиационной катастрофы, вызванной падением самолёта на АЭС, проведена в работе Энтони Фроггатта «Ядерный реактор как источник опасности», опубликованной Фондом имени Генриха Бёлля в 2006 году:

«Расплавление активной зоны реактора приведет к колоссальным радиационным выбросам в течение нескольких часов. Количество выбросов в атмосферу может составлять от 50 до 90 процентов таких подвижных радионуклидов, как йод и цезий, плюс небольшой процент стронция-90. В случае с АЭС мощностью 1000 МВт это составит несколько сотен тысяч ТБк по цезию-137. Для сравнения в Чернобыле было выброшено примерно 85 000 ТБк цезия.

Последствием катастрофы станет эвакуация на территории до 10 000 км2 в кратчайшие сроки. Количество смертей в результате облучения может достигнуть 15 000 человек, и до одного миллиона смертей в результате раковых заболеваний и бесчисленных случаев генетических мутаций. На территории до 100 тысяч кв. км в течение длительного времени будет такой уровень радиации вследствие загрязнения, что потребуется переселение жителей. Экономический ущерб составит приблизительно 6 000 миллиардов евро.

Для многих типов реакторов высока вероятность разрушения или тяжелых повреждений бассейнов выдержки для ОЯТ. В этом случае выбросы будут гораздо масштабнее вышеупомянутых, и, соответственно, с более тяжелыми последствиями».

LAES Пассажирские самолёты регулярно пролетают близ Ленинградской АЭС. Credit: flightradar24.com

Автор имел возможность задавать российским атомщикам вопрос о том, что же произойдёт при падении магистрального пассажирского самолёта на ту или иную АЭС страны на общественных слушаниях. Реакция сотрудников АЭС была разной – от признания того, что падение самолёта является исходным событием тяжёлой запроектной аварии, по последствиям сравнимой с Чернобыльской и Фукусимской, до утверждений, что все подлетающие к АЭС самолёты будут сбиты. На слушаниях в городе Сосновый Бор в Ленинградской области было заявлено, что ни ЛАЭС, ни ЛАЭС-2 падение самолёта не угрожает, поскольку полёты самолётов над территорией Соснового Бора запрещены местной администрацией. На чём основана уверенность в том, что захватившие самолёт террористы или пилот-самоубийца будет соблюдать предписания администрации Соснового Бора остаётся загадкой.

В любом случае, АЭС и другие радиационно опасные объекты остаются уязвимыми для атаки с воздуха. Следует не отшучиваться и отвергать возможность такой атаки, а серьёзно анализировать её последствия и разрабатывать планы минимизации таковых.

 

16 января 2017 года Санкт-Петербургская общественная организация Экологический Правозащитный центр «Беллона» внесена Министерством юстиции РФ в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».

Андрей Ожаровский

idc.moscow@gmail.com