News

Неприкрытый уголь

Угольная пыль в порту Находки.
Угольная пыль в порту Находки.
Дмитрий Чурбанов

Опубликовано: 22/02/2017

Автор: Ольга Подосенова

Порт Находка становится зоной экологического конфликта. Жители города выходят на улицы, протестуя против угольной пыли, в буквальном смысле накрывшей город с головой.

Находка – крупнейший транспортный узел России. В год через него проходит около 90 млн тонн угля. В черте города и поблизости расположены пять терминалов, занимающихся отгрузкой угля открытым способом.

Руководство терминалов уверяет, что старается выполнять необходимые экологические требования – используются системы пылеподавления и защитные сетки. Но инфраструктура порта модернизируется медленно, а применяемые защитные меры недостаточны – с ростом объемов перевалки угольная пыль накрывает близлежащие к порту дома и улицы. Над Находкой висит черное облако – угольная пыль оседает на домах, зданиях и одежде. Перед началом занятий в местной школе ученики моют полы и парты от черного налета.

Угольное противостояние продолжается уже около пяти лет. Жители Находки собираются на пикеты и митинги по нескольку раз в год. По словам Артема Трембовлева, лидера общественной организации «Надежда», петицию «За чистый воздух, против угля» в 2016 году подписали три тысячи жителей Находки. А уже за первые недели 2017 года количество подписей увеличилось в два раза.

Последний раз общественность митинговала 4 февраля. На пикете шел сбор подписей под петицией в адрес губернатора, Правительства и Президента. Днем ранее губернатор Приморья Владимир Миклушевский собирал заседание по охране окружающей среды, на котором вопрос о перевалке угля был основным.

По словам руководителя управления Роспотребнадзора по Приморскому краю Дмитрия Маслова, нарушения, связанные с перевалкой угля, выявлены практически на каждом терминале, но меры административного воздействия неэффективны, так как суммы штрафов несоизмеримы с оборотами компаний. По его данным, 17% взятых в этом году проб не отвечают требованиям санитарных норм и правил.

Представители городских властей говорят, что не могут повлиять на проблему – нет полномочий. Причалы находятся в федеральной собственности, влияния на арендаторов у города нет. В настоящее время компаниям, управляющим портами Находки, предписано разработать и предоставить план по снижению вредных выбросов. Ведущие компании, управляющие портами объявили о том, что уголь на причалах, а также железнодорожные ветки будут накрыты куполом – компании разрабатывают проекты, которые начнут внедряться в течение нескольких месяцев.

Тему угольной пыли не так давно затронул и Министр экологии Донской. Он отметил, что экологические проблемы от перегрузки угля имеются не только на Дальнем Востоке, но и в Мурманске. Он призвал побудить собственников портов вкладывать деньги «не просто в строительство щитов и устройств, удерживающих пыль, а выносить перегрузку угля на 300 метров глубже в фарватер». Борьба с распространением угольной пыли ведется в Мурманске не первый год. Порт пытается решить проблему угольной пыли с помощью водяных туманообразующих пушек, которые орошают воздух над районами перегрузки угля и не дают пыли распространяться. Предполагается, что Мурманский порт в 2017 году вложит в экологические проекты 320 млн руб. Планируется построить очистные сооружения ливневых сточных вод и установить по периметру производственной площадки пылеветрозащитные экраны.

Есть различные методы «нейтрализации» угольной пыли. По словам кандидата технических наук, заместителя гендиректора Дальневосточного научно-исследовательского проектно-изыскательского и конструкторского технологического института морского флота (ДНИИМФ) Евгения Новосельцева, одна из технологий борьбы с угольной пылью при перевалке – распыление влаги. Успешно зарекомендовала она себя в мягком европейском климате. Но при низких температурах и сильном ветре, даже с использованием специальных добавок, не дающих смеси замерзать, она малоэффективна.

Другой способ – покрывать угольные кучи снегом используя снегогенераторы. Но делать это имеет смысл, если предполагается, что груз некоторое время будет лежать на месте. Третий вариант – строить стенки. Но, даже достигая 20-метровой высоты, они не являются полноценным препятствием, так как сильный ветер легко переносит пыль за пределы ограждения.

Получается, что наиболее эффективный способ – переход на полностью закрытые технологии, не допускающие контакта угольной пыли с окружающей средой ни на одном этапе. Но их не используют даже специализированные порты.

В 2014 году губернатор Приморья Владимир Миклушевский ввел запрет на открытую перевалку пылящих грузов. Однако запрет не касается уже действующих терминалов. «Постановление губернатора не выполняется, – считает Евгений Новосельцев. – Администрация, сказав «а», больше ничего не сказала и никак не препятствует тому, что новые терминалы проектируются открытыми. Звучат обнадеживающие заявления в прессе, но этим все и заканчивается».

Вместе с тем, вопреки распространенному мнению в строительстве и эксплуатации закрытые терминалы обходятся дешевле открытых, утверждает Новосельцев: «Они более компактные, на них используется более дешевое перегрузочное оборудование. Реальные причины отказа от строительства закрытых терминалов в России – это убежденность инвесторов в том, что закрытые технологии дороже открытых, отсутствие в России опыта проектирования закрытых угольных терминалов, несовершенство нормативной базы, низкие штрафы за загрязнение окружающей среды, недостаточность контрольно-надзорных мероприятий».

Специалисты ДНИИМФ предлагают ввести понятие «зеленого порта». Такой статус должен присуждаться портам, доказавшим свою ответственность в соблюдении экологических норм. А государство может предоставлять определенные преференции, в том числе налоговые для того, чтобы таких портов становилось больше.

По мнению западных экспертов, в проблеме угольной пыли «нет единственной серебряной пули», которая сможет нейтрализовать все проблемы. Даже для портов, где применяются самые передовые технологии, загрязнение угольной пылью остается серьезной проблемой – к примеру, профсоюз работников порта в австралийском Брисбене бьет тревогу – у докеров массово выявляются, так называемые «спящие случаи» хронических легочных заболеваний. И это при том, что разгрузка угля там выполняется наиболее щадящими способами в специальном кондиционированном операционном зале.

Неоднозначная ситуация с перевалкой угля вызывает негативную оценку у представителей общественных экологических организаций. Как следует из резолюции, принятой на международной конференции «Уголь и здоровье», которая прошла во Владивостоке, компании должны предоставлять «убедительные гарантии соблюдения природоохранного законодательства в зонах негативного воздействия угольной пыли». Органам власти экологи рекомендуют «безотлагательно пересмотреть действующие нормы и правила общественного обсуждения проектов новых угольных предприятий и терминалов с обязательным учетом высказанных претензий и замечаний, включая возможность «нулевого решения», т.е. отказа от реализации проекта». Экологи считают, что существуют «возможности альтернативного экономического развития и пересмотра государственных программных документов… с целью адаптировать их к быстрому снижению мирового спроса и рыночной цены». Почему бы и нет?

 

16 января 2017 года Санкт-Петербургская общественная организация Экологический Правозащитный центр «Беллона» внесена Министерством юстиции РФ в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».