News

Битва за Ржевский полигон: подкрепление от Минобороны запаздывает?

Вот так выглядит теперь озеро Темное. Два года назад в нем водилась рыба.
Вот так выглядит теперь озеро Темное. Два года назад в нем водилась рыба.
Юлия Шамгунова

Опубликовано: 15/02/2017

Автор: Наталия Сивохина

Два с лишним года лес вокруг Токсово тает под напором дорожных строителей. Жители поселка вместе с экологами из Петербурга пытаются остановить вырубки на Ржевском полигоне. Пока, увы, ситуация оборачивается не в пользу природы.

Ничуть не скрываясь, рабочие бывшего главы МЧС Выборгского района Санкт-Петербурга Сергея Атаманчука месяц за месяцем продолжают на государственной земле дорожно-строительные работы. Безо всяких согласований и разрешений, разумеется. Иногда останавливая свою бурную деятельность – как правило, после очередного скандала. Главная дорога ведет через лес от садово-некоммерческого товарищества с говорящим названием «Защита» в сторону озера Тинуксеньярви. От трассы с линией электропередач ползут другие, поменьше, соединяясь с участками под коттеджное строительство. Сеть дорог протянулась в лесу километра на четыре – и продолжает расти.

Ситуацию нисколько не упрощает тот факт, что часть СНТ, впрочем, как и самовольно проложенные его владельцем «тракты», относятся к землям Ржевского полигона Морозовского лесничества, а те, свою очередь – к владениям Министерства обороны. Защитники природы и сотрудники лесхоза составили множество актов о незаконных работах: запросы и жалобы уходят в районное УМВД, военную прокуратуру Санкт-Петербургского гарнизона УМВД и Департамент лесного хозяйства по СЗФО. Однако обмен обращениями между различными инстанциями продвигается ужасающе медленно и в случае с дорожными строителями, похоже, малоэффективен. Потому что лес Минобороны продолжают рубить на глазах у всех.

Токсово: властям не верим, а природу пора спасать

Жители Токсово и окрестных поселков не могут смириться с происходящим на Ржевском полигоне. Для остановки вырубок они бросаются под строительную технику, часами стоят в пикетах, в том числе и у надзорных ведомств, проводят общественные инспекции леса. Только с октября по декабрь минувшего года прошло около десятка акций. Быть активистом нелегко: порой дело доходит до прямой агрессии и даже рукоприкладства со стороны лесозахватчиков.

16 октября 2016 года токсовцы провели митинг по целому ряду местных проблем: вырубкам леса под коттеджный поселок компанией «Сити 78»; застройке леса и озера Ново-Токсово структурами Сергея Атаманчука; захвату берега Чайного озера; застройке берегов озера Хеппоярви. Говорили на акции о массовом огораживании берегов, о бездействии местных властей и прокуратуры, игнорирующих жалобы жителей, а также о необходимости самим защищать родные леса и озера. К слову, именно этим в последние годы люди и вынуждены заниматься. Потому что помощи сверху, похоже, ждать придется еще очень и очень долго. Впрочем, обнадеживающие ответы на резолюцию митинга, под которой подписалось сто двадцать участников, не так давно пришли адресатам. Ниже мы расскажем об этом подробнее.

Последние месяцы 2016 года оказались богатыми на события. 27 октября 2016 года Денис Гончаров, вставший на пути разворачивавшего лесной грунт экскаватора, получил удар ковшом по голове. Насколько известно редакции «Беллоны», ответственности за случившееся водитель так и не понес. Более того, незаконные работы, которые пытался остановить общественник, вскоре продолжились.

19 ноября охранники СНТ «Защита» разогнали (!) пикетчиков, вставших вдоль автодороги Токсово-Матокса с плакатами против уничтожения леса. Ватман скомкали и отобрали, людей в прямом смысле вытолкали прочь. Активисты оставили заявления в Кузьмоловском УВД.

29 декабря сотрудники Морозовского лесничества по поручению Территориального управления имущественных отношений (ТУИО) Министерства обороны проверили лес между автодорогой Токсово-Матокса и берегом Ладоги. На инспекцию пригласили активистов регионального отделения партии «Яблоко», ранее обратившихся к Сергею Шойгу с открытым письмом о нарушениях на Ржевсом полигоне. Также в обходе приняли участие представители движений «Токсовские озера», «Открытый берег», «Против захвата озер» и местные жители.

На глазах у участников инспекции, не смущаясь ни людей, ни камеры канала «Россия 1», дорогопрокладчики продолжали перекапывать грунт. Общественники и сотрудники лесхоза составили акт, в котором зафиксировали незаконные земляные работы, а также строительство дороги от СНТ «Защита» до озера Тинуксеньярви. Сумма ущерба, нанесенного 9 кварталу Морозовского лесничества, по подсчетам лесничего Александра Нечаева составила 404 280 руб. Инженер по охране леса Лидия Захарова рассказала о масштабе нарушений, назвав и конкретную цифру: незаконными работами затронуты земли Министерства обороны общей площадью 391 га (!).

Как с гуся вода: почем нынче вырубить гектар леса

Не так давно заявителям митинга 16 октября 2016 года стали приходить ответы на резолюцию. Территориальное управлени Росимущества по СЗФО, признавая проблему «двойного учета», пока не может ее решить, не располагая материалами для выявления фактов лесозахвата и распорядительными полномочиями в отношении земель Лесного фонда. Однако ведомство готово выступать в судебных спорах в качестве соистца.

Департамент лесного хозяйства по СЗФО напомнил: даже если Министерство обороны прекращает пользоваться ранее занимаемым лесом, в частные руки он перейти не может. Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 года пункт 12 установило четкий порядок передачи ранее подведомственной военным земли: территория должна вернуться в Лесной фонд РФ.

По обращению граждан Рослесхоз направил материалы в военную прокуратуру Санкт-Петербургского гарнизона. Там, в свою очередь, сообщили о направлении материалов проверки в следственные органы – для рассмотрения вопроса об уголовном деле по признакам преступлений, предусмотренных ч. 3. ст. 285 («Злоупотребление должностными полномочиями») и ч. 3 ст. 260 («Незаконная рубка зеленых насаждений в особо крупном размере») Уголовного кодекса РФ.

Главе Лесколовского муниципального образования департамент предложил убрать из земель поселения незаконно включенные ранее лесные территории. На данный момент готовится исковое заявление в Ленинградский областной суд: Рослесхоз собирается потребовать признания недействующим решения Совета депутатов Лесколовского сельского поселения Всеволожского р-на ЛО от 25 декабря 2014 года №33 об утверждении Генплана.

Также из департамента написали о полученном ответе «Рослесинфорга». Результат наложения карты лесов на границы Лесколовского поселения оказался ошеломляющим: земли лесного фонда (общей площадью 63, га) «обнаружились» на территории д. Аньялово, д. Верхние Осельки, д. Лесколово, д. Лехтуси, д.Нижние Осельки, д. Хиттолово! Чиновники сослались на ответ Морозовского лесничества, в границах которого раскинулись участки СНТ «Защита». Садоводство расположилось в границах кварталов 1, 2, 9, 10, 15, 170,171, 191, 192, 181, 182 Морозовского лесничества.

О землезахвате, таким образом, можно говорить смело. Однако ни скандал, поднятый вокруг земель Морозовского лесничества, ни самоотверженность активистов, ни пристальное внимание СМИ к проблеме – ничто из перечисленных выше факторов Сергея Атаманчука – бывшего начальника МЧС Выборгского района Петербурга и по совместительству председателя садоводческого некоммерческого товарищества «Защита» – похоже, не смущает. И действительно: серьезной ответственности за незаконные вырубки и застройку принадлежащих государству земель – даже материальной – в нашей стране пока никто не понес.

Сказ о том, как мужики к озеру ходили: история одной переписки

Впрочем, не стоит думать, что только активистов волнуют проблемы лесов и озер Ленинградской области. Обычные люди, ранее не занимавшиеся общественной деятельностью, узнают для себя много нового об устройстве окружающего мира. В частности – о волшебной неуязвимости своих соседей из СНТ «Защита», которым не страшны ни военные, ни прокуроры. И, в конце концов, теряют веру в возможность перемен. Впрочем, обо всем по порядку.

Однажды участник СНТ Дружное-4 Никита В., собравшись с сыном прогулку к озеру Воякоярви, внезапно очутился перед охранниками у въезда в знакомое нам СНТ «Защита». Люди в форме категорически отказались пропускать посторонних на «частную территорию».

«Нас, садоводов, несколько тысяч, в том числе это пенсионеры и семьи с детьми. И каково им летом оказаться отрезанными от озера? Раньше, помнится, баре запрещали крестьянам ходить в господские леса. Чтобы ягод и грибов не собирали. Знаете, мы себя почувствовали как те крепостные», – рассказывает Никита.

Столкнувшись с несправедливостью, мужчина решил бороться. 1 ноября 2016 года он направил жалобу на ограничение доступа к лесу и к береговой полосе для жителей СНТ Дружное-3,4, Лазурное, Юбилейное. Письма ушли в военную и природоохранную прокуратуры. А дальше началось самое интересное.

14 ноября 2016 года (исходящим обращением – здесь и далее исх. – 2/15726) надзор военной прокуратуры западного округа попросил разобраться в ситуации прокуратуру Санкт-Петербургского гарнизона. Там отреагировали ответными обращениями 17 ноября 2016 года (исх. 13/14462) и 23 ноября (исх. 13/14746). Заместитель военного прокурора гарнизона майор юстиции Поздняков А.С. порекомендовал разобраться в безобразии всеволожскому городскому (!) прокурору Корчагину А.Г.

Следующего письма пришлось ждать месяц. Никите В. ответили, очевидно, после долгих раздумий. Обращение от прокуратуры датированное 30 декабря 2016 года (исх. 999ж16), со штемпелем почты от 2 февраля 2017 года, содержало сообщение о перенаправлении письма «для проведения проверки и принятия мер в пределах предоставленных полномочий» председателю комитета государственного экологического надзора Ленинградской области Козьминых М.Ю. и … главе администрации МО «Токсовское городское поселение».

Впрочем, не только служивые люди – природоохранная прокуратура тоже не понимает, что делать с жалобами жителей. Поэтому 23 ноября 2016 года (исх.852ж-2016) и перенаправила письмо с сообщением об ограничении доступа к воде и лесу военному прокурору уже знакомого нам Санкт-Петербургского гарнизона. Тот, наверное, удивился. Однако в прокуратуре проявили смекалку и написали в областной Комитет государственного экологического надзора. 26 декабря 2016 года Виталий Чиглинцев, ведущий специалист отдела водного надзора департамента (исх. КГК-5479/16-0-5), ответил автору жалобы.

Оказалось, что по сведениям ЛОГКУ «Ленобллес» земля СНТ не относится к Лесному фонду, а значит, нарушения требований лесного законодательства не установлено. Вблизи озера Воякоярви в пределах береговой линии строений и препятствий не обнаружено – следовательно, и водный кодекс никто не преступил. А что до шлагбаума и прочих препятствий – так не зафиксировано проблем в ходе осмотра (еще бы они у чиновников с их документами возникли). Но чтобы все же убедиться, что все в порядке, для установления фактических границ СНТ «Защита» комитет направил материалы… муниципальному образованию «Токсовское городское поселение». Круг замкнулся. Шел четвертый месяц переписки. Продолжать ее Никита В. не стал.

Садоводы против Российской Федерации: суд и прочие формальности

Бывший глава МЧС Выборгского района известен в области не только своим активным дорожным строительством. Участки, на которых сегодня располагаются домики СНТ «Защита», вызывают у защитников леса массу вопросов.

В среде экологов часто звучит словосочетание «феномен двойной собственности». Это о ситуациях, в которых зарегистрированные и поставленные на кадастровый учет участки одновременно оказываются частью государственной земли – например, Лесного фонда или Министерства обороны.

Кстати, первые 58 га оказались у СНТ не случайно. В 2013 году Сергей Атаманчук подал в суд, оспаривая у государства право на территорию площадью более 70 тыс. га. По мнению садовода, Ржевский полигон Министерства обороны захватил часть территорий трех его дачных участков. После отказа суда бывший МЧСовец подал аналогичный иск, но на меньшую площадь – 2 тыс. га. И выиграл дело.

Пример садовода оказался заразителен. 20 июня 2016 года Арбитраж по Северо-Западному федеральному округу удовлетворил кассацию Министерства обороны, отменив решение предыдущей инстанции (Тринадцатого арбитражного суда от 21 октября 2015 года). Требования истца – администрации Всеволожского района – отмена государственной собственности на участок с кадастровым номером 47:07:14-24-001:0012 общей площадью также около 2 тыс. га – к счастью, оставлены без удовлетворения.

А масштабы бедствия разрастаются. Суд продолжает рассмотрение еще одного дела, касающегося участков общей площадью более 800 га, по иску Женихова А.В. На этот раз у фигурирующих в деле земель разные владельцы. Однако на числящемся среди прочих участке на Вороньей горе (кадастровый номер 07:1424001:10) – уже сегодня снимают грунт рабочие Атаманчука. За этим более крупным процессом общественники, к сожалению, следить не могут – заседания стали закрытыми (как предполагают активисты – по ходатайству Минобороны). Однако не прекращают писать жалобы в полицию и прокуратуру – глава СНТ «Защита», продолжающий самовольные работы в лесу, ни одного разрешения, конечно, так и не предъявил. Да, собственно, и кто с него спросит…

Дрозденко: пока я губернатор – строительства не будет

7 февраля 2017 года при Правительстве Ленинградской области состоялось заседание экологического совета. На мероприятии выступили экоактивисты, которые рассказали собравшимся о захвате земель Ржевского полигона. Присутствовавший на совете губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко сделал официальное заявление о недопустимости какого-либо строительства на территории земель Министерства обороны. Он подчеркнул, что, даже в случае перевода территорий из-под ведомства военных, для лесов возможен единственный вид использования – рекреационный.

«Пока я губернатор – ничего там строиться не будет», – цитирует Дрозденко Ленинградская областная телекомпания

Активисты надеются на благоприятный исход борьбы за природу. Но пока происходящее на территории Морозовского лесничества не может не вызывать беспокойства.

О глине в руках варваров: как Темное озеро изменило цвет

До сих пор мы писали о юридической части проблемы лесозахвата и о героизме экологов. Однако, затрагивая проблему сохранения Токсовских озер, нельзя не упомянуть о гибельных для природы последствиях бесконтрольных вырубок и раскопок.

Озера и лес представляют собой целостную экосистему. Стоит уничтожить одно из звеньев – и начинает сыпаться вся цепочка: так за короткий срок исчезли обитатели озера Темное. Рабочие Атаманчука, проводя земляные работы, сняли верхний плодородный слой почвы. В водоем устремились суглинистые потоки: когда-то чистая вода приобрела мутно-коричневый цвет, а рыба погибла.

Юлия Шамгунова (Ситникова), активист, житель СНТ Лазурное: «У нас назревает экологическая катастрофа. Озеро Темное фактически уничтожено деятельностью Атаманчука – вода после попадания в нее глинистой взвеси стала непригодной ни для купания, ни для рыбной ловли. Озеро питают родники. Оно соединяется с Тинуксенъярви и Кортенлампи – и мы не знаем, что будет весной с обоими водоемами. На Щучьем озере, на берег которого тоже претендует глава СНТ «Защита» – гнездовье перелетных птиц. Сможем ли мы сохранить то, что осталось? Тем временем прокладка дорог не прерывается ни на день. Бульдозеры срезают все новые участки грунта, прорезая новые проплешины через все еще шумящий лес. Скапывая, заравнивая, вытаптывая. Видимо, для того, чтобы свежепроложенными трактами было проще провозить бетонные блоки и бревна для новых коттеджных поселков. Впрочем, губернатор обещал, что строительства на территории Ржевского полигона не будет. Очень хочется этому поверить».

 

16 января 2017 года Санкт-Петербургская общественная организация Экологический Правозащитный центр «Беллона» внесена Министерством юстиции РФ в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».