News

Люди против растворителя – четвёртый год в Курской области люди добиваются права свободно дышать

Производство «СоюзНефтеГаз», поселок Сейм, Курская область.
Производство «СоюзНефтеГаз», поселок Сейм, Курская область.
Администрация Курской области

Опубликовано: 15/02/2017

Автор: Игорь Ядрошников

Белгородское ООО «СоюзНефтеГаз» открыло предприятие в Мантуровском районе Курской области в сентябре 2013 года. С этого дня жизнь посёлка Сейм изменилась кардинально и в худшую сторону.

Елена Трубилина, учитель Кривецкой средней общеобразовательной школы вспоминает: «Вызвали скорую помощь, когда основался завод, учителя. Нам стало плохо, рвотный процесс, приехал фельдшер, сделали уколы. Мы говорим, можно мы возьмём из карточки, снимем, то, что вы записали. Нам не дали этих записей… Всё свыше идет. Запреты идут, чтобы не было возмущений».

По мнению местных жителей, ошибка была допущена с самого начала – завод оказался в центре жилой зоны. До ближайших жилых домов – примерно 150 метров, до Кривецкой средней школы – около 250 метров. Санитарно-защитная зона у подобного предприятия должна составлять не менее 3 км, считают местные жители.

Они организовали независимую экспертизу, набрав «по сусекам» 90 тысяч рублей. В её выводах сказано: «На основании проведённых исследований можно сделать вывод, что состояние воздушной среды на обследованных территориях не соответствует действующим санитарным нормам. Для постоянного и длительного нахождения людей без средств защиты не рекомендуется».

На обвинения руководство завода отвечает заверениями в неуклонном повышении экологической безопасности и сообщает, что десятки прошедших проверок никаких нарушений не обнаружили.

К примеру, директор Комплекса по получению растворителей ООО «СоюзНефтеГаз» Алексей Старков сообщил: «Запах, действительно, имеет место быть, так как это предприятие. Руководство нынешнее делает все для того, чтобы запах этот минимизировать и убрать вовсе. А многочисленные проверки – их более нескольких сотен уже проведено – с замерами проб воздуха подтверждают, что наличие этого запаха абсолютно невредно для здоровья, то есть превышение предельно допустимых концентраций по всем веществам не превышает нормы. Поэтому наличие запаха – это не подтверждение того, что он [завод] вреден».

Более того, за частые жалобы предприятие вызвало в суд одну из жительниц, чей дом отделает от завода примерно 250 метров. Его руководство потребовало от Татьяны Голенищевой отозвать обращения, направленные в адрес Президента, Прокуратуры Мантуровского района, управления Росприроднадзора по Курской области. Завод решил взыскать с неё около 130 тысяч рублей, потраченных на проведение лабораторных исследований по её обращениям и ещё 100 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда. В ответ Татьяна собрала документы о влиянии деятельности завода на здоровье её пятнадцатилетней дочери.

В ноябре 2016 года суд встал на сторону ответчицы и обязал предприятие компенсировать ей пять тысяч рублей, которые Татьяна потратила на услуги адвоката.

Жители Сейма обращались во все возможные инстанции. Иногда они получали вполне адекватные ответы, которые, впрочем, кардинально решить проблему до сих пор так и не помогли.

Так, согласно заключению Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области, предельно допустимая концентрация бензола в атмосферном воздухе в сёлах Сейм и Кривец превышалась в 2,5 раза.

Иван Гуршумов, прокурор Мантуровского района сообщил: «Установлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, которые выражались в том, что на предприятии до последнего времени не была разработана окончательно санитарно-защитная зона, которая должна обеспечивать уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Руководство предприятия было обязано обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха в местах проживания населения. Однако данные исследования были проведены только в контрольных точках на границе санитарно-защитной зоны, а в местах проживания населения эти исследования специалистами тогда так и не были проведены. Все выявленные нарушения стали поводом для вынесения представления с требованием об их незамедлительном устранении. Мною было потребовано привлечь установленных лиц к ответственности, требования были полностью удовлетворены. Виновные лица к дисциплинарной ответственности привлечены».

В январе 2017 года в посёлке Сейм появились активисты регионального отделения Общероссийского народного фронта Курской области. Они дали старт Году экологии и пообещали местным жителям направить запросы по поводу незаконной деятельности предприятия в контролирующие органы, чтобы в дальнейшем добиться переноса НПЗ на более безопасное расстояние от поселка или монтажа необходимых очистных установок.

Представители ОНФ отметили, что «по данным независимой экспертизы, химические выбросы завода превышают предельно допустимые нормы в несколько раз. Концентрация бензола выше требуемой в 42,1 раза, толуола – в 153,3 раза, ксилола – в 77,3».

Многолетняя борьба людей за право свободно дышать далека от завершения. Поэтому по-прежнему актуальны трагические слова учителя Кривецкой средней общеобразовательной школы Оксаны Пшеничных: «Вот сейчас идёшь по посёлку, смотришь, когда мамочки с грудничками этими гуляют, сердце кровью обливается. Что этого ребенка ждёт через год-два?».

Справка: Завод мощностью 75 тыс. т нефтяных растворителей в год занимается переработкой жидкого углеводородного сырья (нефти и газового конденсата) и производит десятки тысяч тонн нефтяных растворителей в год. Побочные продукты – печное бытовое топливо и мазуты. 58 % необходимой для строительства суммы дал белгородский филиал Газпромбанка. По словам представителя компании, в «Союзнефтегазе» рассчитывают «занять лидирующие позиции» на рынке растворителей в Черноземье, однако не исключают возможности поставок в другие регионы и за рубеж.

Мнение юриста

Юрист Павел Моисеев, «Беллона»

В период экономического кризиса власти регионов и государственные органы  обеспокоены показателями производства. Закрытие крупных заводов, которые хоть и нарушают экологические и природоохранные нормы законодательства, но приносят доход в местный бюджет и дают возможность отчитываться в федеральные органы о промышленном росте, на практике зачастую представляется нереальным.

Контролирующие органы либо не находят нарушений, либо выписывают штрафы, которые дешевле заплатить, чем модернизировать производство. В данной ситуации гражданам необходимо привлекать внимание власти и общественности. Активно вести переписку с контролирующими органами и требовать административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Также жители могут обратиться в суд для защиты своих прав и возмещения морального вреда и вреда здоровью. Хотя судебный процесс будет затяжным и сложным с точки зрения доказывания, однако массовые иски смогут повлиять как на власти региона, так и на общественное мнение.

Не стоит бояться исков от завода за частые жалобы. Данный метод очень распространен в России. Судами запугивают людей, активистов и журналистов. Однако право на обращение в компетентные органы закреплено в Конституции (ст. 33 Конституции РФ).  Верховный Суд РФ в своем Пленуме №3 от 24.02.2005 г.  «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» дает следующие разъяснения: «судам необходимо иметь в виду, что в случае, когда гражданин обращается в названные органы с заявлением, в котором приводит те или иные сведения (например, в правоохранительные органы с сообщением о предполагаемом, по его мнению, или совершенном либо готовящемся преступлении), но эти сведения в ходе их проверки не нашли подтверждения, данное обстоятельство само по себе не может служить основанием для привлечения этого лица к гражданско-правовой ответственности…»

 

16 января 2017 года Санкт-Петербургская общественная организация Экологический Правозащитный центр «Беллона» внесена Министерством юстиции РФ в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».