«Росатомфлот» был готов к задержке строительства нового атомного ледокола

ingressimage_universal_icebreaker.jpg Photo: TCKB Aiceberg

На прошлой неделе стало известно, что сроки строительства головного атомного ледокола проекта 22220 «Арктика» сдвигаются, и в конце 2017 года он сдан не будет.

Новость вполне ожидаемая, поскольку обычно основная часть финансирования на строительство судов выделяется в первые годы развития проекта. Однако еще в 2015 году вышло постановление правительства о том, что основная часть финансирования на строительство головного ледокола будет выделена в последний, 2017-й год.

В 2015 году средства на строительство головного универсального атомного ледокола из федерального бюджета были выделены в объеме 5 млрд руб. вместо 7,9 млрд руб. В 2016 году объем финансирования был запланирован в 0,6 млрд вместо 5,6 млрд руб. При этом в 2017 году планировалось увеличить объем финансирования по данному направлению с 3,5 млрд до 11,3 млрд руб.

Генеральный директор ФГУП «Росатомфлот» Вячеслав Рукша видит причину задержки выполнения работ в том, что в строительстве головного универсального ледокола принимают участие более 500 подрядчиков, и Балтийскому заводу потребовалось время на воссоздание всей технологической линии строительства корабля.

«Напомню, что на сегодняшний день самым современным атомным ледоколом является «50 лет победы». Это судно было введено в эксплуатацию в 2007 году. Специалистам потребовалось время для восстановления производственных связей и актуализации опыта строительства атомных ледоколов», – прокомментировал Рукша ситуацию Беллоне.ру.

По его словам, на декабрь 2016 года выполнено около 40% судостроительных работ. В сентябре 2016 года завершился ключевой этап строительства ледокола – монтаж двух парогенерирующих блоков тепловой мощностью 175 МВт каждый. Надстройка судна уже полностью видна, и установлено большое количество механизмов. В ближайшее время будет осуществлена погрузка гребных электродвигателей.

По предварительной оценке, сделанной Рукшей, завершение строительства головного универсального ледокола сдвигается на 2019 год, а ввод в эксплуатацию первого и второго серийного атомного ледокола изменится на 2020-2021 года.

frontpageingressimage_Nuclear_Island_Atomflot.JPG Атомные ледоколы на причале ФГУП "Атомфлот" Photo: Анна Киреева

Говоря о том, как задержка строительства новых ледоколов скажется на работе предприятия в Арктике, Рукша отметил, что сегодняшней главной задачей «Росатомфлота» является ледокольное обеспечение крупных национальных арктических углеводородных проектов.

Согласно прогнозам экспертов, основной поток по Северному морскому пути, начиная с 2018 года, будет формироваться именно за счет экспорта углеводородной продукции, преимущественно, сжиженного природного газа и сырой нефти.

Ввод в эксплуатацию новых ледоколов необходим для обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути для доставки углеводородной продукции на рынки Азиатско-Тихоокеанского регион: ледоколам предстоит обеспечивать проводку судов, транспортирующих углеводородную продукцию с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, шельфа Карского моря и на рынки стран Атлантического и Тихого океана.

«Безусловно, «Росатомфлот» рассчитывал, что контрактные обязательства будут выполнены судостроителями в полном объеме. Но мы объективно оценивали время, которое уйдет на восстановление производственных связей, учитывали принципиальную новизну проекта, поэтому запланировали работу по действующим контрактам с учетом действующих атомных ледоколов», – объяснил Рукша Беллоне.ру.

Напомним, что ледокол ЛК-60 проекта 22220 был заложен на Балтийском заводе 5 ноября 2013 года. Он должен стать самым большим и мощным ледоколом в мире. Его длина – 173,3 м, ширина – 34 м, осадка по конструктивной ватерлинии – 10,5 м, минимальная рабочая осадка – 8,55 м. Водоизмещение – 33,54 тыс. тонн. Ледокол имеет двухреакторную энергетическую установку с основным источником пара от реакторной установки нового поколения РИТМ-200 мощностью 175 МВт, специально разработанную для этого судна.

Технический проект атомохода был разработан ЦКБ «Айсберг» в 2009 году. Двухосадочная конструкция судна позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. Ледокол будет работать в западном районе Арктики: в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также на более мелководных участках устья Енисея и районе Обской губы.

Контракт на строительство ЛК-60 стоимостью 37 млрд рублей с Балтийским заводом был подписан 20 августа 2012 года. Изначально спуск на воду судна был назначен на ноябрь 2015 года, сдача заказчику – на конец 2017 года.

Анна Киреева

anna@bellona.ru