News

Обязательства по черному углероду на конференции COP22

flickr.com/ duncan c

Опубликовано: 25/11/2016

Автор: Ольга Подосенова

Министры экологии и официальные представители стран-членов Рамочной коалиции «Климат и чистый воздух» (CCAC) обязались снизить воздействие черного углерода на климат планеты и здоровье ее обитателей. Участники климатической конференции ООН в Марракеше (COP22) называют программы по снижению выбросов черного углерода решениями двойной выгоды (win-win).

В Марракешском коммюнике, принятом Ассамблеей высокого уровня, организованной CCAC во время COP22 в Марокко, отмечается, что «меры по сокращению короткоживущих факторов влияния на климат – черного углерода, метана и гидрофторуглеродов – могут существенно замедлить изменение климата и являются необходимым дополнением к мерам по снижению выбросов СО2, а также – способствовать достижению многих других целей устойчивого развития».

Партнеры коалиции «Климат и чистый воздух» призвали страны работать в направлении увеличения финансовых и инвестиционных потоков для поддержки этих действий, проводить инвентаризацию и предоставлять данные о выбросах черного углерода и метана в рамках отчетности Рамочной конвенции ООН по изменению климата (РКИК ООН).

Охота на черный углерод

Проблема черного углерода нашла отражение в международных договоренностях сравнительно недавно. Сажа, в отличие от СО2, быстро выводится из атмосферы и поэтому ранее «ускользала» от учета и контроля.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) представили участникам COP22 новый отчет о состоянии воздуха. Проанализировав показатели наземных датчиков с трех тысяч точек, разбросанных по всему миру, а также с космических спутников, особое внимание ученые обратили на присутствие в воздухе микрочастиц, содержащих токсичные вещества – сульфат и черный углерод. Вышеупомянутые токсины способны проникать в легкие и сердечно-сосудистую систему, оказывая на организм человека негативное воздействие.. Как выяснилось, содержание вредных частиц в воздухе существенно превышает норму не только в Китае и Индии, как это считалось ранее, но и во многих европейских государствах, и в России.

Проблема черного углерода – непростая. Черный углерод (black carbon) – продукт неполного сгорания топлива и биомассы – загрязняет снег и лед, затемняет поверхность, снижает ее отражающую способность и таким образом увеличивает поглощение и скорость таяние. Эти воздействия делают северные регионы, в особенности – Арктику, особенно уязвимыми. Россия по выбросам сажи занимает 6 место, уступая Китаю, Индии, Бразилии, Индонезии и США.

Накануне климатической конференции сторон в Марракеше испанский пилот Мигель Анхель Гордильо совершил первый в истории беспосадочный перелет над Антарктидой преодолев, расстояние в 4,5 тысячи километров на легком самолете. Два года назад он начал свой проект, названный Sky Polaris, целью которого стало облететь вокруг земного шара, обогнув его через Северный и Южный полюса. И все для того, чтобы собрать данные по содержанию черного углерода в атмосфере различных регионов мира.

Арктика должна быть белой

В настоящий момент существует несколько экспертных групп в рамках различных международных программ и международных институтов, занимающихся вопросами черного углерода. Арктический Совет является одной из наиболее крупных и влиятельных международных организаций, под эгидой которого действуют несколько международных программ, нацеленных на устойчивое развитие Арктики, в том числе и на решение данной проблемы.

На конференции «Международное сотрудничество в Арктике: новые вызовы и методы развития», которая проходила в Москве 12-13 октября 2016 года, специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов заявил, что «Россия планирует участвовать в деятельности целевой группы по продолжению развития диалога между странами по снижению выброса чёрного углерода и метана в рамках Арктического совета». Иванов подчеркнул, что важным механизмом решения арктических проблем является инструмент финансовой поддержки проектов Арктического совета. «Наша страна стала крупнейшим донором соответствующего фонда и полностью выполнила свои обязательства».

Однако пока деятельность на национальном уровне видимых эффектов не дает. Не присоединилась Россия и к Марракешскому коммюнике. Тем временем проблема черного углерода касается РФ самым непосредственным образом.

Снижение выбросов черного углерода необходимо и с социальной точки зрения – для улучшения здоровья населения. Особенно вредны источники черного углерода в северных регионах России – это старые дизельные двигатели на автомобильном транспорте. «В России для снижения выбросов в этой сфере необходимо найти пути на стыке социальных, экологических и экономических интересов – это могут быть не только штрафы за выбросы, но и методы поддержки и стимулирования технической модернизации автопарков», – считает Алексей Кокорин, руководитель программы «Климат и энергетика» WWF России.

Климатическая карта №3

Ограничение выбросов короткоживущих факторов влияния на климат ( SLCFs), таких как метан и черный углерод, стало темой дня в павильоне Северных стран, развернутом на климатической конференции в Марокко.

Ученые, политики, представители бизнеса и НПО обсудили последние политические события, возможности Парижского соглашения, правовые аспекты и ситуацию в Арктическом совете в отношении принятия мер по черному углероду, а также возможные последствия для стран и секторов, работающих в Арктике.

Пять ведущих норвежских ученых, специализирующихся в вопросах климата, подготовили климатические рекомендации для лиц, принимающих решения. Климатической картой №3 ученые называют меры по сокращению этих загрязнителей. Эксперты Центра международных климатических и экологических исследований (CICERO) рекомендуют 16 мер по смягчению климата с помощью ограничения антропогенного влияния на климат этих факторов (черный углерод, метан, тропосферный озон и гидрофторуглероды). Данные меры позволят достаточно быстро сократить выбросы и вред для здоровья населения.

Однако программы снижения выбросов черного углерода и метана должны рассматриваться как дополнение, а не замена программ по сокращению выбросов CO2, которые выполняются для предотвращения угрозы изменения климата как планеты в целом, так и Арктики, – говорят участники мероприятия. В отличие от CO2, сокращение выбросов которого может проходить на протяжении длительного периода времени, сокращение выбросов черного углерода и метана открывает уникальную и крайне важную возможность по замедлению потепления климата Арктики в краткосрочной перспективе.

Требуется усовершенствованная система мониторинга выбросов, особенно это касается черного углерода. В частности, все источники открытого горения биомассы, факельное сжигание газа, а также морские перевозки и лесные пожары требуют особого внимания.

Марракешское коммюнике – время для составления кадастров по выбросам черного углерода

В подписанном официальными лицами Рамочной коалиции «Климат и чистый воздух» Маракккешском коммюнике, указаны два направления деятельности, которые позволят взять под контроль черный углерод: 1) Сокращение выбросов черного углерода за счет использования более чистого дизельного топлива и модернизации транспортных средств и 2) Развитие инвентаризации и прогнозирования выбросов черного углерода.

«Стратегия по сокращению выбросов черного углерода и других и короткоживущих факторов влияния на климат – необходимое дополнение программ по адаптации для достижения быстрых выгод для климата и пользы для здоровья», – утверждает Пабло Бадинье Мартинес, министр окружающей среды Чили, сопредседатель CCAC.

Ольга Подосенова

Комментарии

Елена Кобец, руководитель проекта «Загрязнение атмосферного воздуха и климат Арктики, ЭПЦ «Беллона»

Хороший знак, что Россия начала участвовать в международных программах по снижению выбросов черного углерода и даже финансировать их. Но были потеряны первые годы, начиная с 2010 года, когда в течение трех лет работала первая целевая группа по SLCFs в рамках Арктического Совета (АС). Тогда все страны члены АС начинали с нуля заниматься этой проблемой. Официальные представители России игнорировали участие в работе этой группы. Только ЭПЦ « Беллона» участвовала в подготовке рекомендаций для министерских встреч АС 2011 и 2013 годов. Но возможности НПО ограничены, да и политическая ситуация в России вокруг НПО не способствует высокой эффективности.

Черному углероду (саже) в России согласно Гигиеническим нормативам ГН 2.1.6.1338-03 присвоен 3 класс опасности, что относит данное вещество к умеренно опасным. Возможно, поэтому не возникал вопрос о его мониторинге и инвентаризации выбросов. До недавнего времени такая же ситуация была и в других странах. Хотя Европейские страны давно озаботились проблемой выбросов взвешенных частиц, они проводят мониторинг и инвентаризацию выбросов по PM 10 и PM 2,5. Черный углерод является составной частью PM 2,5. В последние годы были разработаны различные методики прогнозирования через теоретические расчеты выбросов этого загрязнителя из разных источников. Экологические министерства некоторых стран-членов АС публикуют специализированные доклады по выбросам черного углерода.

В России пока не налажена система инвентаризации даже взвешенных частиц PM 10 и PM 2,5. Со слов специалистов Росгидромета, государственная система наблюдения за состоянием атмосферного воздуха (все ее уровни: федеральный, территориальный и ведомственный) далеки до совершенства. Это и проблемы стандартизации, оснащения станций современным оборудованием, неравномерность покрытия территории станциями и много другое. Конечно, территория России огромная, требуется больше усилий для организации мониторинга, но это не повод, чтобы игнорировать участие в международных усилиях по совершенствованию контроля за состоянием атмосферного воздуха. Прежде всего – это обмен опытом, от которого не следует отказываться.

Вызывает сожаления, что Россия, являясь членом Рамочной коалиции «Климат и чистый воздух», не присоединилась к Марракешскому коммюнике.